Статья:

Обзор современных методов коррекции асоциального поведения у лиц с РАС

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Андреева Е.П., Занько В.С., Минакова А.Д. Обзор современных методов коррекции асоциального поведения у лиц с РАС // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(48).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обзор современных методов коррекции асоциального поведения у лиц с РАС

Андреева Елена Петровна
студент магистратуры, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Казань
Занько Вера Сергеевна
студент магистратуры, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Казань
Минакова Анастасия Дмитриевна
студент магистратуры, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Ежегодно во всем мире увеличивается количество детей с аутизмом. На данный момент встречается большой процент осложненных форм данного заболевания. Аутизм, рассматривается как отклонение в психическом развитии личности ребенка, определяется как проявление нарушений процесса взаимодействия с внешним миром и формирования эмоциональных контактов с другими людьми. Для реабилитации таких детей существует ряд мероприятий, предусматривающих специальное образование, психотерапию, логопедическую помощь.

Многими зарубежными и отечественными учеными разработаны современные педагогические методы для коррекции нарушений у детей с ранним детским аутизмом. Эти методы направлены на развитие сенсорного восприятия и взаимодействия с людьми и с предметами, воспитание навыков самообслуживания, формирование речи [2, c. 641].

В коррекционной работе с детьми с РАС наиболее распространенными являются: МБА терапия, FLOOR TIME – игровое время, АВА, технология ТЕАССН, метод сенсорной интеграции [4, c. 941]. Среди методик, которые относят к группе с недоказанной эффективностью, – терапии домашними животными, музыкальная, игровая, арт-терапии [1, c. 14].

Одним из наиболее применяемых методов воздействия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра является прикладной анализ поведения (АВА). В случаях применения данного подхода в работе с детьми с РАС его эффективность доказана целым рядом исследований. Данный метод позволяет определить причину проблемного поведения и составить коррекционный план работы с ними. Коррекция социально неприемлемого поведения, структурированное обучение навыкам и обучение вербальному поведению – это три основных направления прикладного анализа поведения (АВА).

Применение метода АВА позволяет ориентироваться на конкретные проблемы поведения и возможности развития каждого ребенка, в чем и находит свое отражение индивидуальный подход. В обучении по данному методу используется классическая модель «стимул – реакция – результат». Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребёнка не поддаётся контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита очень слабо, что ребёнок с трудом выражает свои мысли и желания. Именно эта методика помогает снизить число и интенсивность стереотипий, особенно двигательных при коррекции ребёнка с аутизмом, а также если у ребенка отмечаются агрессия и аутоагрессия.

В настоящее время в рамках государственной программы обучения аутичных детей в некоторых штатах США, в Бельгии и Дании, а так же в государственных учреждениях нашей страны практикуется обучение детей с РАС по технологии ТEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children). Целью педагогической технологии ТЕАССН является то, что педагоги и родители должны создать для ребенка особую комфортабельную среду для его личного развития, изъяв, при этом, из нее все возможные раздражающие его факторы. Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка с аутизмом изначально создаётся комфортная среда. Весь день по данной методике строго подчинен расписанию, которое ребенок усваивает благодаря карточкам-подсказкам. Кроме того, важно учитывать, что положение вещей в комнате не меняется и всем вещам присуждается определенное, комфортное для ребенка, место. [4, c. 952]

Метод сенсорной интеграция также применим в процессе коррекционной работы с детьми с РАС. Детям данной категории свойственны парадоксальные сенсорные реакции по отношению к некоторым раздражителям, и у них часто отсутствует адекватная переработка поступающих сигналов из вне [3, c. 912]. Преимущество метода сенсорной интеграции заключается в том, что он направлен на стимуляцию сенсорных систем ребенка. С помощью данной методики у него спонтанно формируются адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений. Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов [5, с. 140]. Использование родителями этой методики может быть разрешено только после обучения родителей работе в данной методике и под постоянным руководством специалистов по данному методу, так как сенсорная интеграция – это, прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами. Так же считается, что сенсорная интеграция создает взаимодействие между родителями и ребёнком. Самым сложным моментом в данной методике является то, что ребёнок, получив знания обращения с предметами и своим телом, должен неким образом самостоятельно связать их в некую единую цепь, научиться делать выводы и обобщения, что на практике, к сожалению, происходит редко.

Следующей педагогической методикой коррекции детей с РАС является «FLOOR TIME – игровое время» или DIR-метод. Данная методика подразумевает, что каждый ребенок с нормальным развитием проходит 6 последовательных стадий развития - начиная с интереса к миру, затем привязанность, двухсторонняя коммуникация, потом осознание себя, эмоциональные идеи, и в завершении - эмоциональное мышление. При раннем детском аутизме дети не проходят все уровни, они останавливаются на каком-либо из них. Таким детям нужно помочь пройти через все стадии с помощью «игрового времени». Целью этой методики является оказание помощи ребенку в прохождении всех описанных этапов развития при помощи игровой деятельности. В процессе игры специалист повторяет за ребенком все его действия, задавая ему конкретные вопросы или создавая, при этом, определенные препятствия, для того чтобы, в конечном итоге, ребенок пошел на контакт. Автор методики рекомендует не прерывать игру даже в том случае, когда ребенок начинает проявлять агрессию. Потому что он таким образом пытается учиться справляться со своими эмоциями и управлять ими. Важным является то, что создаётся контакт между ребёнком и взрослым, что можетует познаний в психологии или дефектологии, поэтому его легко освоить родителям для самостоятельного применения. Однако, данная методика может оказаться неэффективной для тяжёлых форм аутизма, так как в ней нет модели управления агрессивными вспышками ребёнка, нет отработанного механизма преодоления аутостимуляций. Методика замечательно дополняет другие технологии, но как самостоятельная не позволяет научить читать, писать или корректировать произношение.

На современном этапе развития детей с ранним РАС перед коррекционными педагогами стоят такие первостепенные задачи как обеспечение социализации данной категории детей, социальной адаптации, и формирование умений взаимодействовать с окружающим миром в целом. Решение данных задач обеспечивается проведением комплексной всесторонней диагностики ребенка с аутизмом и выбором оптимальных методов реабилитации.

 

Список литературы:
1. Артемова Е.Э., Различные технологии и методы работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра / Е.Э. Артемова, Е.А.Исаева // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14–16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – С.13–14. 
2. Арутюнян А. М., Лебеденко И. Ю. Современные педагогические методы коррекции нарушений поведения у детей с ранним детским аутизмом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 640–644. 
3. Доронина В. С., Мальтинская Н. А. Направления коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 911–915.
4. Virues-Ortega J., Julio F., Pastor R. (2013) The TEACCH program for children and adults with autism: A meta-analysis of intervention studies // Clinical Psychology Review. 2013. 33 (8). Р. 940–953.
5. Jane Case-Smith, Lindy L Weaver, Mary A Fristad. (2015) A systematic review of sensory processing interventions for children with autism spectrum disorders // Autism 2015, Vol. 19(2) Р. 133–148.