Статья:

ПОЛНОТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА И ЕЁ КРИТЕРИИ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Котолик М.Ю. ПОЛНОТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА И ЕЁ КРИТЕРИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(28).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЛНОТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА И ЕЁ КРИТЕРИИ

Котолик Михаил Юрьевич
студент Иркутского государственного университета, РФ, г. Иркутск
Костюнина Ольга Владиславовна
научный руководитель, доц. Иркутского государственного университета, РФ, г. Иркутск

 

Проблема государственного суверенитета занимала умы людей с древнейших времен. Еще в Древней Греции известный философ Платон говорил о необходимой государству защищенности от соседей, что можно рассматривать как один из признаков государственного суверенитета [6, с. 86].

В Средние века исследованием суверенитета занимался схоластик Марсилий Падуанский. Ученый считал, что народ устанавливает первичные основы государства и власть правителя, и, если это сделано, то правитель правит на основе божественного права. В случае же нарушения правителем законов народ может низложить его, но и правитель, в свою очередь, вправе не подчиниться народу, если тот превращается в «многоголового тирана» [6, с. 156].

Говоря о суверенитете, Марсилий, не дал определения этому понятию. Впервые это сделал французский юрист Жан Боден два столетия спустя. Философ определил суверенитет как «власть абсолютную и вечную в государстве» [9, с. 7]. Абсолютность власти означает ее распространение на всех членов общества. Вечность – временную неограниченность.

В дальнейшем проблему суверенитета исследовали Т. Гоббс, признающий государствообразующий договор односторонним и безотзывным [2, с. 183]; Д. Локк, считающий главным принципом организации государства начала народного суверенитета [5, с. 154–155]; Ж.-Ж. Руссо, определивший основными свойствами государственного суверенитета его неотчуждаемость, неделимость и абсолютность [7, с. 246], и другие ученые.

Современная юридическая наука определяет государственный суверенитет как внешнюю и внутреннюю независимость государства от власти другого государства. Таким образом, суверенное государство не должно в какой-либо мере зависеть от другого государства ни в одной жизненно важной отрасли.

На наш взгляд, следует выделить четыре жизненно-важных для функционирования любого государства области: дипломатия, а именно способность самостоятельно управлять своей дипломатической политикой; армия, то есть возможность защиты; экономика для нормального функционирования и культура для контроля над гражданами и обеспечения внутренней независимости. Следует отметить, что отсутствие контроля государства над любой из этих областей не позволит ему иметь полный государственный суверенитет. Следует также особо отметить важность международного признания государства на мировой политической арене.

Наличие контроля государства над всеми четырьмя важными областями и его международное признание следует рассматривать как полноту его государственного суверенитета. Полнота государственного суверенитета это выраженная в соответствии всем критериям полноты государственного суверенитета способность государства быть независимым как на международной арене, так и во внутренней политике.

В свою очередь, критерии полноты государственного суверенитета следует понимать как наличие либо отсутствие у какого-либо государства независимости в определенной отрасли.

Исходя из вышеописанного, можно выделить пять критериев полноты государственного суверенитета:

  1. Критерий международного признания;
  2. Дипломатический критерий, или иначе, дипломатический суверенитет;
  3. Военный суверенитет;
  4. Экономический суверенитет;
  5. Культурный суверенитет.

Под критерием международного признания следует понимать признание государства международным сообществом в границах его фактической территории. Только признанное государство может в полной мере нести права и обязанности, основанные на нормах международного права, участвовать в полной мере в международном общении и сотрудничестве, согласовании международно-правовых норм [3, с. 64].

Международное признание является важной составляющей полного суверенитета какого-либо государства, так как его отсутствие не позволит государству в полной мере быть независимым и, следовательно, его суверенитет не будет полным. Также без международного признания на данное государство не будут распространяться нормы международного публичного права, государство не сможет быть членом ООН и эффективно отстаивать свои интересы на международной арене.

Дипломатический критерий (дипломатический суверенитет) есть возможность проводить независимую международную политику [8, с. 5]. Значение дипломатического критерия государственного суверенитета крайне велико, ведь при его отсутствии государство, априори не может считаться независимым, поскольку оно не может проводить самостоятельную международную политику, а значит, им управляют другие государства, диктующие выгодную для них международную политику или же определенные социальные группы и организации внутри. Тем самым нарушается основной принцип государственного суверенитета – независимость извне и изнутри.

Военный суверенитет выражается в наличии у государства соответствующих определенным требованиям вооруженных сил, а также наличии специального оружия – применительно к сегодняшней ситуации под специальным оружием следует понимать ядерные средства вооружения.

К вооруженным силам государства, претендующего на наличие у него военного суверенитета, можно предъявить следующие требования: способность осуществить стратегическое сдерживание, высокая боевая и мобилизационная готовность, стратегическая мобильность, высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом, высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Как мы можем наблюдать, последний пункт данного перечня отсылает нас к экономической составляющей полного государственного суверенитета. Без ее наличия вооруженные силы государства не будут соответствовать предъявляемым требованиям, а значит, государство не будет иметь военного суверенитета в полном объеме.

Второй элемент военной составляющей полного государственного суверенитета – ядерное оружие, как уже говорилось выше, сдерживает конкурентов на международной арене от вооруженного покушения на суверенитет государства. Также ядерное оружие, вернее, угроза его применения, может являться веским аргументом в дипломатическом и ином международном споре.

Говоря о значении военного суверенитета, необходимо отметить тот факт, что без должной военной силы государство не сможет в полной мере осуществлять свой дипломатический суверенитет. То есть, только государство, обладающее сильной армией и ядерным оружием, имеет дипломатический суверенитет, а, следовательно, независимо.

Перейдем к экономическому критерию. Исследователи Блищенко и Дориа определяют экономический суверенитет как суверенное право государства свободно распоряжаться своим имуществом и ресурсами, осуществлять экономическую деятельность и являться равноправными участниками международных экономических отношений [1, с. 200].

Экономический суверенитет в свою очередь складывается из контроля государства над своей финансовой сферой, выражающейся в наличии собственной валюты, над обеспечением продовольственной безопасности, в плане способности прокормить свое население и свою армию, над промышленностью, с тем, чтобы государство могло производить необходимые промышленные изделия, а также из наличия у государства необходимых природных ресурсов.

Таким образом, экономический суверенитет, как и предыдущие исследованные нами суверенитеты, обеспечивает важнейшие стороны и отрасли жизни общества и государства, без него невозможна его полная независимость.

Следующий критерий полноты государственного суверенитета – культурный суверенитет. Это контроль государства над источниками морально-нравственных установок, могущих оказать влияние на население данного государства, заложить в умы людей определенные ценности. Здесь особенно следует отметить контроль государства над средствами массовой информации и контроль над интернетом.

В случае отсутствия культурного суверенитета государство будет зависеть от тех сил, которые контролируют источники морально-нравственных ценностей. Ведь стоит указанным силам захотеть уничтожить государство, и они довольно легко это сделают путем революций и мятежей. Поэтому культурный суверенитет является важным критерием наличия у государства полного суверенитета.

Итак, проанализировав понятие и сущность полноты государственно суверенитета, а также критерии указанной полноты, можно сделать вывод о том, что государственный суверенитет может быть, как полным, так и неполным. Выяснить его полноту можно с помощью специальных критериев полноты государственного суверенитета, а именно: международного признания, дипломатического, военного, экономического и культурного критериев.

 

Список литературы:

  1. Блищенко И. Понятие экономического суверенитета государства / И. Блищенко, Ж. Дориа // Правоведение. – 2000. – № 1. – C. 200–217.
  2. Гоббс Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М.: [б. и.], 1937. – 128 c.
  3. Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.В. Тиунов. – М.: Норма, 2010. – 624 с.
  4. Левин И.Д. Суверенитет / И.Д. Левин. – М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. – 375 с.
  5. Локк Д. Сочинения / Д. Локк. – М.: Мысль, 1988. – Т. 3 – 246 с.
  6. Омельченко О.А. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве: учебник для вузов. / О.А. Омельченко. – М.: Эксмо, 2006. – 574 с.
  7. Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Наука, 1969. – 560 с.
  8. Стариков Н. Национализация рубля – путь к свободе России / Н. Стариков. – СПб.: Питер, 2011. – 168 с.
  9. Bodin J. Les six livres la Republique / J. Bodin. – Ed. Fayurd, [1986]. – Livre I. – 314 p.