Статья:

Фёдор Иванович Шаляпин: великий русский бас в эмиграции

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Иванова Е.А. Фёдор Иванович Шаляпин: великий русский бас в эмиграции // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Фёдор Иванович Шаляпин: великий русский бас в эмиграции

Иванова Екатерина Андреевна
студент Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кравец Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц. кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

01.11.1873, Казань – 12.4.1938, Париж

Фёдор Иванович Шаляпин является великим и талантливым русским певцом, соединившим в своём творчестве 2 качества: уникальные вокальные данные и актёрское мастерство. Одним из самых величайших оперных певцов мира.

Шаляпин сумел открыть целую новую эру в музыкальном театре, органично соединив два важнейших начала оперного искусства: драматическое и музыкальное, подчинив свой трагедийный дар, сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

С 1899 года Шаляпин стал ведущим солистом Большого и Мариинского театров, а также с огромным успехом гастролировал за рубежом. Мировую славу русскому певцу принесли гастроли в Берлине, Риме, Монте-Карло, Франции, Нью-Йорке, Париже и Лондоне. Необыкновенная красота голоса Шаляпина покорила слушателей всех стран мира.

Но в годы первой мировой войны гастрольные поездки певца прекратились. После Октябрьской революции 1917 года Шаляпин занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выбран членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил художественной частью второго, отказавшись от должности художественного руководителя в первом. А в 1918 году стал первым из деятелей искусств в России, кто удостоился звания народного артиста Республики [5, с.4–9].

Решение покинуть Россию не сразу пришло. Когда новая власть конфисковала у Шаляпина дом, машину и сбережения в банке, он, пытаясь защитить театр и семью от нападок несколько раз встречался с руководством страны, в том числе со Сталиным и Лениным, что помогло только временно. В 1922 году из зарубежных гастролей Шаляпин не вернулся, хоть и считал некоторое время своё невозвращение временным. Большую роль в случившемся сыграла семья. Забота о детях и возможность оставить их без средств существования принуждали Шаляпина соглашаться на бесконечное число гастролей. Позже певец часто задавал себе вопрос, зачем он уехал и правильно ли поступил.

В эмиграции певец пользовался огромным успехом, гастролируя практически во всех странах мира. С 1930 года Шаляпин выступает в труппе «Русская опера». Особый успех имели оперы «Борис Годунов», «Русалка», «Князь Игорь», проходящие в Париже. В 1935 году Шаляпин был избран членом Королевской Академии музыки, где получил диплом академика. Всего в его репертуаре было около 70 партий [3, с. 176–177].

Велик был Шаляпин и как камерно-вокальный исполнитель. Он привнёс элемент некой театральности и создал своеобразный «театр романса». Репертуар Шаляпина включал до 400 романсов, песен и других жанров камерно-вокальной музыки. Шедеврами его исполнительского мастерства считаются: «Блоха», «Трепак» Мусоргского, «Забытый», «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Двойник» Ф. Шуберта, также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

В 1920–30-х им было создано около 300 грамзаписей. Певец относился очень требовательно к записям, среди его любимых «Элегии» Массне, русские народные песни, которые он обязательно включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни.

В 1932 году Шаляпин снялся в фильме «Дон Кихот», который ему предложил немецкий режиссёр Георг Пабст. Этот фильм был снят на двух языках: французском и английском, с двумя составами актёров. Музыку к фильму писал Жак Ибер, съёмки фильма проходили в городе Ницце. Этот фильм пользовался огромной популярностью у публики. [7, с.24–30].

Талант Ф.И. Шаляпина не ограничивался актёрской и музыкальной деятельностью. Он также хорошо, рисовал, писал маслом и лепил, сохранилось несколько его личных работ, среди которых есть даже автопортрет. Также проявлял себя в литературе, демонстрируя в своих письменных произведениях сметливый и большой ум, незаурядное чувство юмора и хорошую наблюдательность.

Внешне казалось, что жизнь Ф.И. Шаляпина очень насыщена творчески и благополучна. Шаляпин много выступал на официальных концертах и для широкой публики, его награждают почетными званиями, приглашают возглавить работу художественных жюри, советов и театров. Но в это же время звучат призывы «социализировать Шаляпина», «поставить его талант на службу народу», высказываются сомнения в классовой преданности певца. Некоторые выступают с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров, некоторые требуют обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности.

Шаляпин смог бы защитить себя от произвола ретивых функционеров, обратившись с личной просьбой к Дзержинскому, Луначарскому, Петерсу, Зиновьеву. Но он считал унизительным находиться в постоянной зависимости от распоряжений высоких руководящих лиц. И даже они не гарантировали полной социальной защищённости для Шаляпина и его семьи.

В 1927 году сборы от одного из своих концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов. Это было опубликовано и представлено в журнале «ВСЕРАБИС» как поддержка белогвардейцев [1, с.11–19].

В этом же году Совет Комиссаров РСФСР принял постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина звания народного артиста из-за политической подоплёки не верили и утверждали, что единственным мотивом лишения звания явилось его нежелание приехать ненадолго на родину и выступить перед народом той страны, чьим артистом он был провозглашён и тем, что якобы он жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

В СССР, однако, не оставляли попыток вернуть Шаляпина на Родину. Но видя, что жестокое время растущих массовых репрессий ломает многие судьбы, Шаляпин не хотел стать ни добровольной жертвой, ни сторонником Сталинской политики. [6, с. 5–9].

Живя за границей, Шаляпин, как и его соотечественники, хотел сохранить связи с друзьями и родными, вёл обширную переписку с ними, интересовался тем, что происходило в СССР.

Вдали от родины для Шаляпина были особенно дороги встречи с русскими друзьями: Рахманиновым, Коровиным, Анной Павловой. Также он был знаком с Чарли Чаплином, Тоти Даль Монте, Морисом Равелем, Гербертом Уэллсом.

Несколько оперных партий в театре певец подготовил с ещё начинающим дирижёром и композитором С.Рахманиновым. Творческая дружба объединила двух великих людей до конца жизни. Шаляпин также посвятил Рахманинову несколько своих романсов.

В 1935–1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским провёл свои последние гастроли на Дальнем Востоке: в Маньчжурии, Японии и Китае он дал около 60 концертов.

Уже на склоне лет оказавшись в эмиграции, Шаляпин сильно тосковал по России, постепенно теряя жизнерадостность и оптимизм, больше не пел новых оперных партий, стал часто болеть. В мае 1937 года врачи поставили ему диагноз лейкемия. 12 апреля 1938 года в Париже великого певца не стало.

Всю свою жизнь Шаляпин оставался русским гражданином, который не принял иностранного подданства и мечтал быть похороненным на родине. Только через 46 лет после смерти его желание было исполнено: прах певца перевезли в Москву и 29 октября 1984 года захоронили на Новодевичьем кладбище. Два года спустя там был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.

После смерти сына Шаляпина Фёдора Фёдоровича, барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн выкупил фамильные реликвии Шаляпиных, оставшиеся в Риме, и подарил их Музею Шаляпина в Петербурге.

Шаляпин получил звезду в Голливуде на Аллее славы за достижения и вклад в области музыки.

 

Список литературы:
1. Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. В 2-х книгах. – Л.: Музыка, 1985. – 15 000 экз.
2. Лесс А.Л. Рассказы о Шаляпине. – М., «Советская Россия», 1973. – 174 с..
3. Оссовский А.В., Ф.И. Шаляпин, в кн: А.В. Оссовский, Музыкально-критические статьи (1894—1912), «Издательство Музыка» Ленинград, 1971, С. 174–177.
4. Петелин В.В. «Восхождение, или Жизнь Шаляпина (1894–1902)». – М.: Центролиграф, 2000, 2004.
5. Шаляпин, Федор Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.) – СПб., 1890–1907.
6. Шаляпин Ф.И. «Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах» (автобиография)
7. Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. – Л.; М.: Искусство, 1947.