Стратегический анализ образовательной организации с углубленным изучением отдельных предметов
Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Стратегический анализ образовательной организации с углубленным изучением отдельных предметов
Strategic analysis of the educational organization with in-depth study of specific subjects
Alena Obolenskаya
candidate of economic sciences, associate professor, Department of Social psychology, conflict management and psychology institute, Ural State Pedagogical University,Russia, Yekaterinburg
Anna Lyadova
undergraduate of the Institute of Management and Law, management consulting, Ural State Pedagogical University, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. В статье описывается анализ образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, выявлены плюсы и минусы организаций данного типа. Показана необходимость проведения периодического стратегического анализа для оценки текущего положения с возможностью устранения негативных сторон, а также избегания рисков в образовательном учреждении с углубленным изучением отдельных предметов.
Abstract. The paper describes the analysis of the educational institutions with in-depth study of specific subjects, identified the pros and cons of this type of organizations. The necessity of a periodic strategic analysis to assess the current situation with the ability to eliminate the negative aspects as well as the risk aversion in the educational institution with in-depth study of specific subjects.
Ключевые слова: образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов; стратегический анализ; профильные классы; внешний контроль; внутренний контроль.
Keywords: educational institution with in-depth study of certain subjects; strategic analysis; specialized classes; external control; internal controls.
В условиях внедрения новых образовательных стандартов, которые выдвигают новые требования к результатам освоения образовательной программы, необходимо сканировать среду образовательной организации с целью выявления сильных и слабых сторон как в методике преподавания, системе управления образовательным учреждением, так и в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Стратегическое управление образовательной организацией в условиях рыночной экономики находится в стадии становления, значительными шагами на пути внедрения нового вида управления стали Приоритетный национальный проект «Образование» (2005 г.), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.), Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (2013 г.). Именно эти правительственные инициативы потребовали от образовательной организации погружения в методологию модернизации, способности формулировать долгосрочные цели своего инновационного развития, целостного видения индивидуальной траектории развития [3]. Возникает необходимость проводить анализ образовательной организации для выявления рисков, плюсов и минусов учреждения. Это позволит выстроить путь развития организации, открыть несколько вариантов устранения отрицательных сторон. Качественный комплексный стратегический анализ внешней среды может помочь избежать негативные факторы, действующие извне на образовательную организацию. Стратегический анализ как внешней, так и внутренней среды организации должен осуществляться регулярно и комплексно. Анализ внешней среды организации, осуществленный вместе с исследованием ее внутренней среды обеспечивает грамотный выбор стратегии. Подобные аналитические работы позволяют определить основные конкурентные преимущества, возможности, и на базе полученной информации построить дальнейшее ее развитие. Таким образом, в рамках стратегического анализа необходимо детально изучать внешнюю и внутреннюю среду организации [1].
В школах с углубленным изучением отдельных предметов большое внимание уделяется успешным обучающимся, которые учатся в профильных классах и показывают высокие результаты. На основе Федерального закона РФ об образовании №273, ст. 67, прием в школы с углубленным изучением отдельных предметов (УИОП) в профильные классы может осуществляться в индивидуальном порядке [4]. Поэтому, так как обычно 10-11 классы полностью являются профильными в школах с УИОП, в девятом осуществляется отбор по единому итоговому контролю. С одной стороны школа будет иметь высокие показатели и будет конкурента на образовательном рынке, с другой стороны, дети жителей района, где расположена данная школа, которые уже являются потенциальными клиентами могут по данным причинам отказаться от образовательных услуг именно в этой школе. Часть обучающихся, после девятого класса будут вынуждены покинуть учебное заведение, не пройдя контроль отбора, что может повлечь за собой негативные отзывы. Это одна из проблем, решением которой зачастую выступает открытие профильного и общеобразовательного классов, но, как правило, в школы с УИОП также поступают и обучающиеся из других школ района, которые показывают высокие результаты и также имеют право на обучение в данном месте, поэтому создают более одного профильного класса. Также здесь имеет место быть еще ограничение по количеству обучающихся.
Приход молодых специалистов в школу всегда порождает новые заботы для образовательного учреждения. К сожалению, в педагогических ВУЗах не хватает практики взаимодействия с обучающимися во время учебного процесса. Кроме того, ВУЗ также не дает инструкций по составлению рабочих программ: этим должны заниматься непосредственно сами представители того ОУ (образовательного учреждения), сотрудником которого являются те самые молодые специалисты.
Как правило, обучение обычно опускается и специалисту необходимо в сжатые сроки составить эти программы. Чаще всего, столкнувшись в первые же дни работы с массой документации, у молодых педагогов появляется чувство разочарования от той работы, к которой они так долго и упорно шли, обучаясь в университете. Поэтому многие молодые специалисты, не выдерживают колоссальных нагрузок, их ожидания не оправдываются. Все это приводит к тому, что они меняют образовательные организации, либо совсем уходят из сферы образования. Для решения данных проблем, необходимо разработать стратегию, как подготовить будущего учителя к его непосредственной рабочей деятельности.
1. Оказание материальной поддержки. Государство идет навстречу молодым специалистам, повышая им зарплату за счет дополнительных процентов, подъемных. Но так как эти суммы обычно не превышают среднюю заработную плату по региону, материальные блага не являются мотивацией для молодых специалистов. Поэтому данная стратегия является мало эффективной.
2. Оказание психологической и методической поддержки в летний период, либо в течение первого месяца.
Для этого управляющему образовательного учреждения необходимо взаимодействие с учебно-методическими центрами, где молодые специалисты могли бы участвовать в различных тренингах, курсах повышения квалификации, вебинарах. Эффективнее это будет организовать до включения молодых специалистов в учебный процесс, в летний период.
Если говорить конкретно про школы с углубленным изучением отдельных предметов, то они имеют особую специфику в рабочей программе, а именно углубление у ряда классов профильного предмета. Этот факт повышает конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Количество часов предмета с углублением повышается, за счет распределения обучающихся после семи лет обучения (дата может варьировать) по разным классам: с большим количеством часов данного предмета и учебным комплектом с углублением и меньшим количеством часов и стандартным учебным комплектом.
В рамках углубленной программы в классах повышенного уровня легче реализовать аспекты Федерального государственного образовательного стандарта.
В условиях реализации образовательной программы основного (полного) общего образования выделены требования к результатам и условиям освоения образовательной программы для учащихся. К метапредметным результатам относится такой аспект, как формирование универсальных учебных действий [5]. В рамках углубленной программы преподаватель может полноценно формировать все составляющие УУД – у него большее количество часов, часть из которых можно выделить на проектирование, моделирование, решение нестандартных задач, работу с ИКТ, самоанализ деятельности и многое другое.
С ростом запросов растут и требования, поэтому появляется большая разница между внутренними и внешними результатами образовательного учреждения. Требования учителей углубленного предмета очень высокие, что приводит к низким внутренним результатам (отметки за четверть, год, число отличников по углубленному предмету в разы меньше, чем троечников и ударников. Но что касается внешних результатов, обычно школы с углубленным изучением отдельных предметов показывают по этим предметам именно высокие (ОГЭ, ЕГЭ, ДКР). Если приводить конкретный пример, то МАОУ СОШ № 68 с углубленным изучением отдельных предметов то по итогам ОГЭ и ЕГЭ по математике в 2016 году 1 место в Орджоникидзевском районе, 5 место в городе Екатеринбурге. Это делает ОУ конкурентоспособным. Отсюда повышается спрос на образовательные услуги ОУ не только по месту жительства, но и по всему району.
Значительная часть инструментов стратегического анализа нацелена на выявление конкурентного преимущества. Можно утверждать что, конкуренция для общеобразовательных организаций не столь значима, как например, для системы высшего образования. Однако, при достаточно стабильно получаемом финансировании и обеспеченности ресурсами, присутствует влияние конкурентов в лице других образовательных организаций оттягивающих на себя нематериальные ресурсы и возможные выгоды. Важно понимать, что применение инструментов анализа, как внешнего, так и внутреннего, необходимо не только в случае явно низкого рейтинга организации с целью его повышения, но и в случае лидирующих позиций с целью их сохранения[2].
На основе SWOT и SNW анализа нескольких школ с УИОП г. Екатеринбурга были выделены следующие плюсы:
1. Качественный подбор кадров по тем предметам, по которым осуществляется углубление.
2. Высокие результаты внешнего контроля (ОГЭ, ЕГЭ, городские контрольные и т. д)
3. Как правило, высокие заработные платы сотрудников: доплата за углубление, за успешное реализацию программ, премии за победителей олимпиад, успешное прохождение внешнего контроля.
4. Для поддержания статуса школы данного типа проводят текущие и итоговый контроль, по результатам которого осуществляется переформировка классов на профильные и непрофильные.
5. Профильный предмет, как правило, дробится на несколько более узких, что даёт учащимся более глубокие познания.
Минусы ОУ с УИОП:
1. Руководству и преподавателям количество отчетов, составлять большее количество программ.
2. Молодым специалистам, проходившим практику в общеобразовательной школе, тяжело адаптироваться к особым условиям ОУ с УИОП.
3. Большое количество диагностических работ, результаты которых ведут переформировке классов, что негативно воспринимается обучающимися, не желающими менять коллектив.
4. Низкие результаты внутреннего контроля по профильным предметам: не все справляются с высокими требованиями преподавателя и углубленной программы.
Проанализировав плюсы и минусы ОУ с УИОП можно сделать вывод о том, что все особенности данных организаций имеют как позитивную, так и негативную стороны. С одной стороны они делают заведение конкурентоспособным, показатели достижений данных школ, как правило, высоки. Выше среднего и заработная плата сотрудников, большой спектр возможностей реализации проектной деятельности, развития олимпиадного движения. С другой стороны это создаёт некоторые проблемы и трудности внутри организации: излишняя документация, повышенная нагрузка обучающихся, психологические барьеры у обучающихся. Поэтому нужно периодически проводить стратегический анализ текущего положения организации.