Статья:

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Гаджиева Л.Э. ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 24-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Гаджиева Лейла Эльхан кызы
диссертант Центра Аграрных Исследований в подчинении Министерства Сельского Хозяйства, АР, г. Баку

 

Аннотация. В результате экономической политики, направленной на всестороннее развитие ненефтяного сектора в Азербайджане, приток иностранной валюты в страну увеличивается. С этой точки зрения для достижения развития и высокой эффективности виноградарско-винодельческого комплекса особое значение имеет устранение барьеров, которые могут возникнуть при расширении доступа на внешние рынки.

 

Ключевые слова: виноградарство и виноделие; экспорт; лицензия; поощрение; внешний рынок.

 

В последние годы сельское хозяйство, которое играет значительную роль в ненефтяном секторе экономики Азербайджанской Республики, находится в важной стадии развития.  

В результате экспортный потенциал страны расширяется, а приток иностранной валюты продолжает расти. Одно из таких направлений - виноградарско-винодельческий комплекс. Недавние масштабные работы в Азербайджане по созданию новых виноградников с использованием более эффективных и продуктивных сортов винограда, а также по расширению производства и экспорта винодельческой продукции с использованием современного технологического оборудования открывают возможности для реализации этого потенциала.

Таким образом, устойчивое и динамичное развитие производства виноградарско-винодельческой продукции в Азербайджанской Республике связано с расширением доступа на внешние рынки. В связи с этим особое внимание следует уделить развитию деятельности в этом направлении.

В настоящее время экспорт свежего винограда составляет менее 1% от общего объема потребляемой продукции.

Таблица 1

Показатели экспорта винограда за 2010-2018 гг.  

S      №

Показатели

2010

2015

2016

2017

2018

1.

Объем экспорта тыс тонн.

984

2038

41,38

2520

3311

2.

По сравнению с предыдущим периодом, %

-

207,1

203,0

60,9

131,4

3.

Удельный вес в общем потреблении, %

0,68

1,2

2,6

1,5

1,8

Источник: Статистический Сборник ГКСАР Основные экономические показатели сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств- Баку:-Баку, - 2019, -c. 312.

 

Как видно из таблицы 1, относительный объем экспорта свежего винограда в начале исследуемого периода был очень небольшим и превысил 1% от общего объема потребления в 2015 году, только за счет реализации мер стимулирования экспорта. В то же время графическое отображение объема экспорта однозначно указывает на наличие резкой нестабильности в этой сфере (диаграмма 1). То есть имеются значительные колебания в объеме экспорта в разные годы.  

 

Рисунок 1. Динамика экспорта винограда за 2010-2018 гг. (%)

Источник: Статистический Сборник ГКСАР Основные экономические показатели сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств- Баку:-Баку, - 2020, -c. 312. /Официальный сайт ГКСАР. – URL: https://www.stat.gov.az/source/agriculture/.

 

Текущие колебания объемов экспорта винограда показывают, что потенциал в этой области не во всех случаях используется эффективно. В то же время, учитывая соответствующий исторический опыт, даже показатель 2015 года, в котором был достигнут наивысший уровень, нельзя считать благоприятным порогом для увеличения экспорта. Существуют возможности значительно увеличить объем экспорта винограда с учетом спроса соответствующих рынков, в первую очередь России и некоторых других стран бывшего СССР [2].

В современных условиях значительная часть производимого в Азербайджане вина идет на экспорт. Как видно из таблицы несмотря на то, что   в разные годы в экспорте виноградных вин, а также в экспорте свежего винограда, наблюдались некоторые взлеты и падения, в среднесрочном периоде общая тенденция роста проявляется. 

Несмотря на некоторые тенденции к снижению экспорта азербайджанских виноградных вин за границу, наша страна остается нетто-экспортером этого продукта. В 2010-2018 годах разница между экспортом и импортом в среднем составляла 200 000 долл. США. В 2018 году валютная выручка от экспорта виноградного вина составила 7,7 млн долл. США, что на 5,1 млн долл. США превышает сумму валюты, направленной на импорт.

В тоже время, в 2010-2018 гг. доля экспортируемого виноградного вина в товарной продукции снизилась. Основная причина этого – относительно небольшая величина внутреннего рынка, на котором предпочтение отдается производству и экспорту винодельческой продукции.

Развитие в этом направлении создаст реальные возможности для значительного увеличения абсолютного и относительного объема валютной выручки от экспорта винодельческой продукции. Как видно из анализа, в 2010-2018 годах объем экспорта виноградных вин в долл. США увеличился в 1,9 раза. Удельный весь доходов от этого источника в группе товаров «экспорт виноградного вина, готовых пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, уксуса, табака» также несколько снизилась. Удельный весь этого показателя в целом остается невысокой. Следует иметь в виду, что в середине 1990-х годов доля виноградного вина составляла около ¼ доли экспорта по упомянутой группе. Среднегодовой объем экспорта в натуральном выражении был в 7-8 раз выше соответствующих показателей за 2016-2018 годы.

География экспорта азербайджанского виноградного вина не очень широка. Российская Федерация традиционно доминирует среди стран-импортеров азербайджанского вина. Объем экспорта вина из Азербайджана в Россию неуклонно увеличивается. Как видно из данных, темпы роста этого показателя за последние годы значительно увеличились. В 2010-2018 годах объем экспорта виноградных вин из нашей страны на российский рынок в стоимостном выражении вырос в три раза и превысил 6,4 млн. долл. США. В 2018 году доля России в экспорте составила по объему в стоимостном выражении – 83,0% и 94,1% – по натуральному объему.

Будучи крупным рынком, Россия продолжит оставаться основным импортером виноградного вина для Азербайджана и в будущем. В Стратегической Дорожной Карте по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в Азербайджанской Республике, утвержденной Указом президента Азербайджанской Республики от 6 декабря 2016 года, Россия также предусматривается в качестве основного потенциального экспортного рынка для продукции виноградарства [1].

В связи с этим, помимо увеличения экспорта готовой продукции для реализации на этом рынке, может быть целесообразным решение таких вопросов, как расширение участия инвесторов в других формах деятельности, в том числе создание совместных винодельческих предприятий на основе исторического опыта и широкой дистрибьютерной сети.

Наряду со сказанным необходимо продолжить стратегию выхода на новые рынки. В последнее время в этом направлении был достигнут определенный прогресс. Экспорт азербайджанских вин на перспективный рынок Китая уже начался. Азербайджанская винодельческая продукция также экспортируется в Украину, Беларусь, страны Балтии и Казахстан. При этом особенно важно реализовать возможности дальнейшего расширения географии экспорта за счет повышения конкурентоспособности производимой продукции.

На данном этапе Азербайджанская Республика имеет сравнительные преимущества в производстве винных и винодельческих продуктов. Расширение экспорта соответствующей продукции за счёт ее полной реализации в значительной степени связано с созданием регулирующих и стимулирующих механизмов, соответствующих современным требованиям в этой сфере. В современных условиях государство играет относительно более активную роль в обеспечении конкурентоспособности стран и компаний на мировом рынке винной продукции.

По данным Министерства сельского хозяйства, стратегия, определенная в соответствии с «Государственной программой развития виноградарства в Азербайджанской Республике на 2012-2020 годы», утвержденной Указом Президента № 1890 от 15 декабря 2011 года, предусматривает увеличение площади виноградников более чем в 3 раза в ближайший период. В связи с этим производство и переработка винограда будут быстро расти. В этой ситуации из-за небольшого потенциала расширения внутреннего рынка вина возникает необходимость экспорта излишка продукции на внешние рынки. Это, в свою очередь, возможно благодаря реализации политики расширения в области экспорта.

В целом, учитывая глобальный финансово-экономический кризис и изменение общей конъюнктуры на внешних рынках, еще более актуальным стало сосредоточение усилий на поддержке экспорта в условиях ослабления или снижения темпов роста некоторых агропромышленных товаров, экспортируемых из нашей страны.

Регулирование и стимулирование в сфере экспорта винодельческих продуктов объединяет несколько взаимосвязанных направлений. Среди них можно выделить следующие, которые можно считать особенно важными для нынешнего периода.   

В первую очередь, представляется целесообразным развивать механизмы повышения конкурентоспособности винодельческой продукции на внешних рынках. На современном этапе объем потребления вина в мире динамично растет, и рынок винодельческой продукции расширяется. На этом рынке наблюдается рост количества новых игроков, а также усиление конкуренции. В странах производства и экспорта классических вин (Испания, Франция, Италия и др.) виноделие стало образом жизни производителей и упор на обеспечение показателей качества продукции стало традицией [3]. Однако для виноделов «нового мира» (Австралия, Чили, ЮАР и др.), которые относительно недавно вышли на рынок и начали осуществлять масштабный экспорт, к производству в данной сфере типичным является чисто коммерческий подход. В связи с этим, для экспортеров «новых стран» характерна жесткая конкурентная политика, в первую очередь, в производстве дешевой продукции. В этих условиях динамичное расширение экспорта связано с обеспечением как высокого качества винодельческой продукции, так и относительно низкого уровня производственных затрат.

Качественные показатели виноградного вина играют ключевую роль в обеспечении его конкурентоспособности на мировом рынке. В настоящее время, в основном, особое внимание уделяется экологической чистоте, высоким питательным, диетическим и лечебно-профилактическим свойствам винодельческой продукции. Для этого должна быть реализована система мер, основанная на комплексном подходе, созданы новые производственные, технические, экономико-организационные и социальные отношения между производителями винограда и вина, которые должны предпринимать усилия для приведения показателей качества в соответствие с международными стандартами при условиях рыночной экономики. С этой целью в мировой практике государство применяет специальные меры регулирования и контроля в сфере экспорта вин.

Исследования показывают, что в некоторых странах (Австралия, Украина) необходимо получение лицензии (специального разрешения) на экспорт вина. Основная цель лицензирования экспорта – обеспечить выход на мировой рынок продукции, отвечающей всем необходимым требованиям. Лицензирование экспорта должно обеспечивать механизм контроля выполнения необходимых производственных требований, быть инструментом количественного регулирования внешней торговли, позволять контролировать законность пропуска вина через таможенные границы и предотвращать экспорт контрафактной продукции.        

В этом случае на первый план выходит задача достижения главной цели – сохранение конкурентоспособности страны и компаний на рынке. Одновременно особое внимание следует уделить тому, чтобы применение лицензирования не стало дополнительным препятствием для субъектов рынка в расширении экспорта. Для этого должны быть созданы доступные условия получения лицензии. Например, в Австралии лицензия на экспорт вина выдается компаниям в течение 2 дней и на 3 года. Плата за лицензию составляет около 230 долларов в год, что примерно вдвое меньше, чем лицензия на производство вина. Эта сумма невелика для страны, где экспортеры обычно экспортируют большие объемы вина на внешние рынки.

Однако следует иметь в виду, что в некоторых случаях, особенно в странах с переходной экономикой, применение лицензирования при экспорте вина создает дополнительное финансовое бремя и бюрократические барьеры для деятельности в этой сфере. Выдача лицензии в случае задержки притормаживает деятельность производителя. За последние годы на Украине накоплен неблагоприятный опыт в этом направлении. В результате механизм лицензирование экспорта стал практически нефункционирующим.  

Лицензирование экспорта вин было отменено в Азербайджане на подготовительном этапе углубления экономических реформ. В нынешней ситуации экспортом вин обычно занимаются производители этой продукции. В этом случае требование получить лицензию на экспорт вина может создать дополнительные бюрократические препятствия. С другой стороны, лицензирование экспорта увеличит расходы хозяйственных субъектов, действующих в сфере виноделия (учитывая их не слишком благоприятное финансовое положение) и в конечном итоге повлияет на конкурентоспособность на внешних рынках.

В настоящее время применение правил лицензирования экспорта вина в нашей стране нельзя считать целесообразным. В то же время для усиления обеспечения выхода на внешние рынки конкурентоспособной продукции удобно применять государственную регистрацию экспортеров вина как мягкое правило регулирования, используемое в практике некоторых других стран .

Кроме вышесказанного, следует иметь в виду, что проблема доступа к новым, развивающимся рынкам и закрепление на этих рынках приобретает особое значение в расширении экспорта винодельческой продукции [4]. С этой точки зрения азиатские рынки привлекают все больше внимания. Результаты соответствующих исследований показывают, что для азербайджанского экспорта существует большой потенциал для продажи вин средней ценовой категории на китайском рынке, на который в настоящее время приходится 75-80% мировой доли от продаж кислых и слабокислых вин.  

Важную роль также может сыграть обеспечение стимулирования экспорта продукции виноградарства и виноделия в рамках системы мер по развитию ненефтяного экспорта, реализуемой в настоящее время в Азербайджане. В этой сфере, прежде всего, необходимо добиться эффективного применения механизма прямого содействия расширению экспорта. По указу президента Азербайджанской Республики на 1 марта 2016 г. о дополнительных мерах по стимулированию экспорта ненефтяных продуктов, в зависимости от удельного веса стоимости местных компонентов, произведенных на территории Азербайджанской Республики и используемых в процессе производства, также ненефтяных продуктов, произведенных на территории Азербайджанской Республики, от вида экспортируемой продукции, для стимулирования экспорта было принято решение о субсидировании за счёт госбюджета субъектов занимающихся экспортом ненефтяных продуктов. Базовая сумма поощрения экспорта, подлежащая выплате в соответствии с данным Указом, составляет 3% от таможенной стоимости товаров, указанных в экспортной таможенной декларации. Учитывая, что винодельческие продукты занимают одну из стратегических позиций в увеличении ненефтяного экспорта, а производство конечного продукта в основном базируется на местном сырье, представляется целесообразным установить стимулирование экспорта на относительно более высоком уровне, чем базовая стоимость.

 

Список литературы:
1. Azərbaycan Respublikasında kənd təsərrüfatı məhsullarının istehsalına və emalına dair Strateji Yol Xəritəsi  səh. 63, 109.
2. Salahov S.V.  Kənd təsərrüfatının inkişaf meylləri və aqrar siyasət //  ETKTİ və T institutunun elmi əsərləri // B. 2013 № 2  səh 14.
3. Золоторев А.Н. Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности в отрасли виноградарства и виноделия: По материалам Ставропольского края: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Ставроп. гос. аграр. ун-т. Ставрополь, 2004. 23 с.
4. Iskenderov R., Gulaliyev M., Nasirova, O. assessment of major factors of food security // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. № 58(10). Рр.128-138. 10.18551/rjoas.2016-10.15.
5. Gulaliyev, M.G., Abasova, S.T., Samedova, E.R., Hamidova, L.A., Valiyeva, S.I & Serttash, L.R. Assessment of agricultural sustainability (Azerbaijan case). Bulgarian Journal of Agricultural Science, (2019). 25 (Suppl. 2), - p.80–89.
6. Гюльалиев М., Газиев Ф., Ибрагимов Ш. Определение уровня государственного вмешательства в аграрный сектор: сравнительный анализ Азербайджана с некоторыми странами //- Москва: Russian journal of agricultural and socio-economic sciences, 2016, №4 (52), стр.65-79.
7. Статистический Сборник ГКСАР Основные экономические показатели сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств- Баку:-Баку, - 2019, -c. 312.