Статья:

ОЦЕНКА РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Тимофеев Е.А., Земсков В.В. ОЦЕНКА РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ

Тимофеев Евгений Александрович
аспирант департамента «Экономическая безопасность и управления рисками», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации РФ, г. Москва
Земсков Владимир Васильевич
д-р экон. наук, доцент, профессор департамента «Экономическая безопасность и управления рисками», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации РФ, г. Москва

 

RISK ASSESSMENT IN THE ACTIVITIES OF INVESTMENT PLATFORM OPERATORS

 

Eugene Timofeev

Postgraduate of the department «Economic security and management of risks», Federal State Funded Educational Instution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation», Russia, Moscow

Vladimir Zemskov

Doctor of economics, associate professor, professor of the department « Economic security and management of risks », Federal State Funded Educational Instution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation», Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты по оценке и анализу рисков, связанных с введением в силу обязательных регуляторных требований при инвестировании и привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ [1]. Это связано с тем, что в экономике страны существует диспропорция источников финансирования между отраслями экономики, уровнями государственного и корпоративного управления [10, c.64]. Одной из основных причин, тормозящих созданию эффективной экономики, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является снижение инвестиционной привлекательности из-за нестабильности финансовой системы России.

Abstract. The article discusses some aspects of the assessment and analysis of risks associated with the introduction of mandatory regulatory requirements for investing and attracting investments using investment platforms. This is due to the fact that in the country's economy there is a disproportion of sources of financing between sectors of the economy, levels of state and corporate governance. One of the main reasons hindering the creation of an effective economy focused on ensuring the competitiveness of the national economy of the state and society, their protection from economic threats, is the decline in investment attractiveness due to the instability of the financial system of Russia.

 

Ключевые слова: риски; анализ и оценка рисков; инвестиционная привлекательность; операторы инвестиционных платформ; конкурентоспособность экономики.

Keywords: risks; risk analysis and assessment; investment attractiveness; operators of investment platforms; competitiveness of the economy.

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные вызовы и угрозы, существующие в экономике страны, являются негативными факторами, тормозящими темпы развития страны, снижения инвестиционной привлекательности страны, а также конкурентоспособности [5, c 10]. Как известно, инвестиции относятся к категории ресурсов, имеющих ограниченный характер [11, c.24]. Это выражается в том, что потенциальные инвесторы в процессе инвестирования свободных денежных средств оценивают не только сами объекты инвестирования, но и географическое положение, наличие минерально-сырьевой базы природных ресурсов, доступность логистики иными словами наличие развитой инфраструктуры инвестиционной привлекательности [7, c.71]. Подходы к определению сущности понятия «инвестиционная привлекательность» весьма многообразны, однако оценка факторов внешней и внутренней среды является неотъемлемым аспектом каждого из подходов [2, c.38].

К приоритетам инфраструктуры инвестиционной привлекательности относится формирование операторов инвестиционных платформ (далее – операторы) на всех уровнях корпоративного управления с целью опережающего развития отраслей экономики, свободного доступа к источникам финансирования различных субъектов управления, а также оказание как методологической, так и практической помощи на финансовом рынке страны [3, c.751]. Следует отметить, что методологическая помощь операторов инвестиционных платформ будет заключаться в разработке и определении единых прозрачных правил по осуществлению субъектами управления инвестиционных решений на основе применения риск-ориентированного подхода, который заключается в том, что хозяйственная деятельность и финансовое благополучие операторов зависит от успешной и эффективной деятельности субъектов управления на финансовом рынке, получением максимальной экономической выгоды последними на основе снижения рисковых инвестиционных вложений. Практическая значимость операторов заключается в оказании консультационной помощи субъектам управления в выборе инвестиционных объектов, диверсификации этих объектов при наличии признаков снижения доходности инвестиционных вложений.

Таким образом, под инвестиционной привлекательностью операторов в контексте данной статьи мы понимаем возможность и способность этих операторов достигать своих целей в обеспечении наивысшей доходности субъектов управления при использовании ими объектов инвестирования на финансовом рынке. Все это породило необходимость разработки дополнительных стимулов для привлечения инвестиций, как от зарубежных, так и отечественных инвесторов в целях обеспечения финансовой безопасности России.

Система управления рисками

Прежде чем начать анализировать существующие неопределенности, связанные с операторами, необходимо рассмотреть само понятие «оператор инвестиционных платформ». Прежде всего, под оператором инвестиционных платформ понимаются хозяйствующие субъекты, основным видом деятельности которых является организация процесса привлечения свободных денежных средств в виде инвестиции на финансовые рынки страны, а также состоящие в специальном реестре мегарегулятора [6, c.9]. Таким образом, операторы осуществляют свою деятельность в интересах субъектов управления с целью получения экономической выгоды от предпринимательской деятельности на основании заключенных хозяйственных договоров, к которым могут относиться договор об оказании возмездных услуг и др [14, c.699].

Возникает вопрос, каким образом операторы осуществляют процесс привлечения инвестиций? Инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться следующими способами:

1) путем предоставления займов;

2) путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;

3) путем приобретения утилитарных цифровых прав.

Первые два способа привлечения инвестиций не вызывают вопросы у исследователей. Поэтому рассмотрим сущность способа привлечения инвестиций путем приобретения утилитарных цифровых прав. Статья 8 Федерального закона № 259-ФЗ в качестве утилитарных прав выделяет следующие составляющие:

1) право требовать передачи вещи (вещей);

2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

Таким образом, утилитарные цифровые права возлагают определенные обязанности на продавцов совершить определенные действия по выполнению условий заключенных договоров.

Преимуществом использования операторов в инвестиционной деятельности является:

  1. отсутствие посредников при инвестировании денежных средств;
  2. использование элементов инфраструктуры цифровой экономики, что обеспечивает прозрачность процесса инвестирования;
  3. широкое вовлечение физических лиц в процесс инвестирования внутри страны, что увеличивает объемы источников финансирования;
  4. сокращение сроков между датой принятия решений об инвестировании и датой получения экономической выгоды.

К недостаткам использования операторов в инвестиционной деятельности можно отнести:

  1. высокие рисковые ситуации для инвестора;
  2. недобросовестные действия со стороны лиц, привлекающих инвестиции;
  3. риски снижения доходности объектов инвестирования.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод. Уникальность операторов инвестиционных платформ заключается в том, что этот инструмент инвестирования с использованием информационных технологий и технических средств позволяет быстро получить денежные средства, используемые в целях получениях прибыли или достижения иного полезного эффекта [13, c.88].

Таким образом, при использовании операторов инвестиционных платформ в целях получения экономической выгоды необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные аспекты процесса инвестирования.

Как отметили выше, инвестирование с использованием инвестиционной платформы является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме или части. В связи с этим операторы обязаны письменно ознакомить инвесторов о наличии рисков и что он осознает весь процесс инвестирования, т.к. неопределенность, случайность, опасность и риск являются неотъемлемой частью любого процесса управления [8, c.6]. В связи с этим требуется формирование системы управления рисками в деятельности операторов инвестиционных платформ для минимизации рисков финансовых потерь инвесторов.

Отношения с лицами, привлекающими инвестиции, составляют существенную часть от всех рисков операторов инвестиционных платформ одним из элементов системы управления рисками в деятельности операторов инвестиционных платформ целесообразно сформировать как оценка и ранжирование угроз исходящих от лиц, привлекающих инвестиции. Оценка и ранжирование представляет собой систематизацию, которая позволяет эффективно управлять бизнес-процессами в соответствии с угрозами [9, c.31]. Угрозы оцениваются, основываясь на результатах оценки риска при реализации угрозы. Формула оценки риска реализации угрозы (1) :

,

где:

P – Вероятность реализации риска угрозы;

L – последствия, которые равны произведению ущерба на длительность совершения.

Предварительным этапом непосредственной оценки риска реализации угрозы является его описание, которое позволяет их классифицировать по сферам деятельности лиц, привлекающие инвестиции, а так же провести дальнейший анализ. Принимая во внимание последствия и вероятность каждого из рисков, надлежащий формат описания рисков дает возможность расставить приоритеты и выделить те риски, подробное изучение которых требуется [4 c.31].

Оценка вероятности и последствий происходит по десятибалльной шкале, но с разной интервальной разбивкой. Шкала вероятности выглядит следующим образом:

незначительная вероятность менее 10%;

малая 11-20%;

средняя 21-45%;

высокая 45-75%;

значительная выше 75%.

Для последствий применяется разбивка на 5 интервалов, включающие равные промежутки с интервалом 2.

Несущественный 0-2;

Малый 2,1-4;

Средний 4,1-6;

Крупный 6,1-8;

Значительный 8,1-10.

Результаты аналитической оценки статистических показателей рисков реализации угроз представлены табл. 1.

Таблица 1

Таблица округленных оценок и ранжирования угроз лиц, привлекающие инвестиции.

Возможные угрозы лиц, привлекающих инвестиции

Вероятность

Последствия

Показатель

Ранг

Утрата инвестиций

0,4

0,5

0,2

5

Выплата инвестиций не в полном объеме

0,3

0,7

0,21

4

Срыв сроков выплаты инвестиций

0,4

0,4

0,16

7

Изменение деловой репутации лица, привлекающих инвестиции

0,3

0,7

0,21

4

Источник: составлена авторами

 

Как можно заметить из табл.1, все угрозы от лиц, привлекающих инвестиции для инвесторов которые инвестируют с помощью инвестиционных платформ, реализуются со средней или даже высокой вероятностью, что является неблагоприятным показателем. Небольшой разбор вероятностей для угрозы от лиц, привлекающих инвестиции через операторов инвестиционных платформ объясняется корреляционной зависимостью факторов реализации. Многие из них являются усугублённым сценарием развития событий при тех же факторах. При помощи аналитической оценки угроз появляется возможность учета влияния отдельных факторов угроз [12, c.37].

Так же операторам инвестиционных платформ целесообразно пользоваться рискам экспресс-анализа от SPARK [15]. На предварительном этапе заключения договора об оказании услуг по содействию в инвестировании оператор инвестиционной платформы проверяет лиц, привлекающих инвестиции через этот сервис проверки. Это позволяет оценить потенциальные угрозы через следующие инструменты:

Индекс должной осмотрительности – скоринг, показывающий вероятность того, что компания является «фирмой-однодневкой»;

Показатель финансового риска – оценка вероятности неплатежеспособности компании;

Индекс платежной дисциплины – показатель, учитывающий своевременность оплаты компанией счетов с интервалом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении стоит отметить, что операторы инвестиционных платформ — это новый субъект финансового рынка России. Инвестирование через операторов инвестиционных платформ несет в себе определенные риски. Инвестору прежде чем заключить договор с лицом, привлекающим инвестиции с использованием инвестиционных платформ, необходимо проанализировать инвестиционное предложение. Оператору инвестиционной платформы необходимо сформировать систему управления рисками, интегрированную в общую систему управления, как для защиты интересов физических и юридических лиц, так и собственные интересы.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2019)
2. Трушникова А.Д. Инвестиционная привлекательность корпорации и подходы к ее оценке // Научные записки молодых исследователей, 2017. – № 5.-С.36-46. 
3. Булава И.В. Критерии оценки инвестиционной деятельности предприятий // Экономика и предпринимательство, 2018. – № 4.-С.749-755.
4. Илышева Н.Н., Каранина Е.В. Методологические аспекты формирования, оценки и совершенствования системы стратегического анализа и управления бизнес-рисками предприятия// Экономический анализ: Теория и практика, 2014. – № 11.-С.23-30.
5. Цветков В. А., Дудин М. Н., Лясников Н. В. Аналитические подходы и методы оценки экономической безопасности региона // Экономика региона, 2019. – № 1.С. 1-12
6. Новоселова Л.А., Медведева Т.М., Арефьев А.Н., Закон о краудфандинге – первый шаг в создании инфраструктуры для обращения цифровых прав // Хозяйство и право, 2019.  – № 11.С. 3-16
7. Земсков В.В., Ротарь М.А., Влияние финансового регулирования на инвестиционную привлекательность Российской Федерации // Финансовая жизнь 2019.   № 2. С.69-73.
8. Авдийский В.И., Управления рисками в деятельности хозяйствующих субъектов // Экономиака.Налоги. Право 2013. №4. С. 4-12.
9. Гамбаров Г.М., Мусаева М.У., Крупкина А.С., Индикатор рисков российского финансового рынка// Деньги и кредит, 2017.  – № 6.С. 29-38
10. Дегтерев Д., Василюк И., Баум В. Параметры многовекторности внешней политики стран СНГ: прикладной анализ // Мировая экономика и международные отношения, 2018 № 1. С. 63–75.
11. Онегова К.П. Управление инвестиционной привлекательностью корпорации // Международный студенческий научный вестник, 2016. № 2. С.23–30.
12. Лансков П.М, Зенкович Е.А., Интегрированная система внутреннего контроля и управления рисками и внутренний аудит в некредитных финансовых организациях // Деньги и кредит, 2017. № 2. С.34-46.
13. Чайкина Е.В, Дремова У.В., Чайкин В.Ю., Краудфандинг как альтернатива банковским кредитам // Финансовые исследования 2019. № 2. С.79-91.
14. Иващенко А.В., Корчивой С.А., Построение программной инфраструктуры в сфере услуг в условиях цифровой экономики // Программные продукты и системы 2018. № 4. С.692-696.
15. Информационный портал справок по российским и зарубежным компаниям // СПАРК [Электронный ресурс] URL: www.spark-interfax.ru (дата обращения 20.12.2019)