ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА (НА ПРИМЕРЕ АО «АЭРОПОРТ ЮЖНО-САХАЛИНСК»)
Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА (НА ПРИМЕРЕ АО «АЭРОПОРТ ЮЖНО-САХАЛИНСК»)
Аннотация. Цель научной статьи: решение профессиональных задач в области управления кадровой и социальной политикой на воздушном транспорте. Рассматриваемые мероприятия научной работы в виде построения стратегий развития аэропорта позволят усовершенствовать все имеющиеся виды оказываемых аэропортовых услуг, выводя их на совершенно новый, иной уровень, тем самым придав аэропорту Южно-Сахалинск лидирующий статус среди аэропортов Дальнего Востока.
Ключевые слова: транспорт; стратегия развития; управление кадрами; авиация; управленческие решения; Южно-Сахалинск; аэропорт; Дальний Восток; Российская Федерация; Хабаровск; Сахалинская область; аэропортовая инфраструктура; воздушный транспорт; кадровая политика; социальная стратегия; Владивосток.
Общие сведения об АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»
На долю 50 ведущих аэропортов приходится 94,9% всего количества пассажиров, обслуженных через аэропорты Российской Федерации в 2019 г.
В 2019 г. Аэропорт Южно-Сахалинск обслужил 985 211 пассажиров и по итогам года занял 26 место в рейтинге российских аэропортов по этому показателю (в 2018 г. – 942 730 пассажиров, 25 место).
В период 2000-2017 гг. пассажирообмен аэропорта Южно-Сахалинск (Хомутово) увеличивался в среднем на 7,4 % в год, в 1,3 раза отставая от суммарных темпов роста 50 крупнейших аэропортов Российской Федерации (9,7 % за аналогичный период).
Результатом отставания от общеотраслевой динамики стало незначительное снижение рыночной доли аэропорта Южно-Сахалинск в 1,4 раза с 0,82 % в 2000 г. До 0,58 % в 2017 г.
Наличие стабильно работающего базового перевозчика (авиакомпании «Аврора», входящей в Группу «Аэрофлот») позволило аэропорту Южно-Сахалинск (Хомутово) без спада пассажирообмена пройти кризис 2015-2016 гг. даже на фоне падения аналогичного показателя аэропортов Владивосток (на 11 %) и Хабаровск (на 6 %) в 2015 г.
Сравнение среднегодовых темпов роста пассажирообмена аэропортов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов в 2001-2019 гг. показывает, что пассажирские перевозки в/из Южно-Сахалинска в предыдущие 19 лет развивались быстрее, чем в среднем по рассматриваемому макрорегиону. Уступая региональному лидеру – аэропорту Владивостока всего 1,3 процентных пункта, Южно-Сахалинск по темпам роста пассажирообмена опережает все остальные крупные аэропорты региона, включая Хабаровск
Вместе с тем, консервативная политика авиакомпании «Аврора» в отношении развития парка воздушных судов и собственной маршрутной сети одновременно является и сдерживающим фактором.
В связи с этим, необходимо активное привлечение в аэропорт и других авиакомпаний, в том числе международных.
Основу пассажирских перевозок аэропорта Южно-Сахалинск составляют внутренние перевозки, доля которых по итогам 2019 г. Составила 88,4% (ожид. 2018 г. – 89,4 %). 98 % внутренних перевозок в 2017 г. Было выполнено на регулярных рейсах.
Доля волатильного и высокоэластичного по цене сегмента чартерных туристических перевозок в течение 2015-2018 гг. не превышает 5 %, что, с одной стороны, обеспечивает устойчивость пассажирообмена аэропорта к резким изменениям макроэкономической среды, с другой – представляет собой резерв дальнейшего роста маршрутной сети аэропорта.
Анализ структуры пассажирообмена аэропортов Дальневосточного ФО и ведущих аэропортов федерального уровня показывает прямую зависимость объемов работы аэропортов от наличия развитой сети международных маршрутов.
При этом такая зависимость имеет степенной характер, имеющий очевидное объяснение: развитие сети международных линий приводит к увеличению количества транспортных связей и возникновению синергетического сетевого эффекта. В региональных условиях это вызывает ускоренное по сравнению с аэропортами-конкурентами мультипликативное образование фидерных связей для обслуживания транзитных и трансферных пассажиропотоков, следующих из/в зарубежные страны.
В структуре пассажиропотоков через крупнейшие аэропорты Дальневосточного ФО доля международных перевозок составляет от 15 % до почти 40%, и в этом отношении аэропорт Южно-Сахалинск находится на общеотраслевом тренде, однако одной из стратегических задач аэропорта должно являться повышение в структуре международных перевозок доли регулярных рейсов, в большей степени ориентирующихся на обслуживание деловых пассажиров, самостоятельных туристов, а также пассажиров, путешествующих в личных целях.
Преобладание регулярных рейсов позволит в перспективе создать маршрутную сеть, более устойчивую к негативному изменению макроэкономических трендов за счет возникновения внутрисетевых трансферных и транзитных пассажиропотоков.
Пример гражданской авиации Российской Федерации в 2015-2016 гг. показывает, что высокая доля чартерных рейсов может приводить к значительным единовременным падениям пассажирообмена аэропорта.
Теоретические аспекты разработки стратегии развития аэропорта Южно-Сахалинск
Воздушный транспорт в Сахалинской области, в силу географического расположения, обеспечивает более 90% объёма пассажирских перевозок за пределы области и обратно.
Внутри Сахалинской области воздушным транспортом также осуществляется доставка пассажиров в труднодоступные местности, в том числе на Курильские острова.
Стратегической целью развития АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» на перспективу является рост доступности авиатранспортных перевозок, всесторонняя модернизация аэропортовой инфраструктуры, достижение качественно нового уровня обслуживания воздушных судов, пассажиров, груза и багажа, а также формирование необходимого для этого производственного, кадрового и экономического потенциала.
Реализация мероприятий по расширению аэропортовой сети, координации деятельности из единого центра, повышение качества предоставляемых услуг и снижение издержек, будут направлены на достижение стратегических целей развития, привлечение дополнительного пассажиропотока и обеспечение финансовой стабильности предприятия.
Основные направления модернизации аэропортовой инфраструктуры:
● завершение работ по реконструкции перрона и мест стоянок в аэропорту «Южно-Сахалинск» (Хомутово);
● начало работ по строительству новой ИВПП по II категории ИКАО;
● строительство посадочной площадки на о. Парамушир;
● строительство нового здания аэровокзала в аэропорту города Южно-Сахалинск;
● реконструкция аэропорта Оха;
● обновление парка аэродромной спецтехники с учетом увеличения площадей искусственных покрытий и изменения технологии содержания искусственных покрытий летного поля в аэропортах Южно-Сахалинск, Оха, Ноглики и Шахтерск;
● внедрение информационных технологий и производственных систем, обеспечивающих высокий уровень эффективности и качества аэропортовых услуг;
● ремонт и модернизация производственно-технической базы в аэропортах города Южно-Сахалинск, Оха, Ноглики и Шахтерск;
● модернизация и развитие систем, направленных на повышение уровня авиационной и транспортной безопасности.
Направления повышения уровня безопасности:
● повышение уровня безопасности полетов;
● повышение уровня авиационной и транспортной безопасности.
Направления повышения экономической эффективности:
● приведение комплекса неавиационных услуг в соответствие с потенциальным спросом со стороны пассажиров и стандартами международных аэропортов;
● увеличение отдачи от переданного в аренду имущества предприятия, создание новых объектов инфраструктуры, в том числе для сдачи в аренду, с целью увеличения доходов;
● оптимизация использования производственных ресурсов;
● внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
● совершенствование тарифной политики;
● совершенствование системы управления персоналом;
● совершенствование систем бизнес-планирования и бюджетирования;
● внедрение информационных систем управления.
Разработка и реализация экологической стратегии:
● Разработка и реализация экологической стратегии предприятия, предусматривающей разработку систем мероприятий по решению природоохранных проблем, направленных на;
● рациональное использование всех видов ресурсов;
● ограничение объемов выбросов;
● сокращение количества отходов;
● сокращение экологических потенциалов риска.
Разработка и реализация социальной стратегии:
Разработка и реализация социальной стратегии предприятия, предполагающей обоснование и разработку программы мероприятий для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохра¬нения благоприятного микроклимата в коллективе.
В качестве основных компонентов социальной стратегии предпри¬ятия рассматриваются:
● стратегия развития кадрового потенциала предприятия;
● базовая социальная стратегия предприятия;
● социальная защищенность работников предприятия;
● совершенствование системы мотивации персонала;
● внедрение принципов «бережливого производства».
Заключение
Аэропорт Южно-Сахалинск уверенно занимает третье место среди аэропортов Дальнего Востока (после аэропорта Владивосток и аэропорта Хабаровск) по пассажирообмену и пятое место среди аэропортов Дальнего Востока по объему перевозок грузов и почты.
Поддержание данного уровня аэропорту Южно-Сахалинск способствует развитая инфраструктура предприятия, большой круг осуществляемых авиационных услуг и неавиационных видов деятельности.
Предлагаемые мероприятия в виде построения стратегий развития аэропорта позволят усовершенствовать все имеющиеся виды оказываемых аэропортовых услуг, выводя их на совершенно новый, иной уровень, тем самым придав аэропорту Южно-Сахалинск лидирующий статус среди аэропортов Дальнего Востока.
Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания.
Для достижения успеха на рынке компании должны располагать стабильным персоналом.
Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты.
Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей: производственной; финансово-экономической; социальной (кадровая политика).
Качество принятия управленческих решений и, тем самым качество подготовки управленческих кадров организации несет не просто большое значение – это основа стратегии развития кадровой политики, и это цена успеха.