Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА (НА ПРИМЕРЕ АО «АЭРОПОРТ ЮЖНО-САХАЛИНСК»)

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Чернов Д.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА (НА ПРИМЕРЕ АО «АЭРОПОРТ ЮЖНО-САХАЛИНСК») // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(58). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 10-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА (НА ПРИМЕРЕ АО «АЭРОПОРТ ЮЖНО-САХАЛИНСК»)

Чернов Даниил Сергеевич
студент, Санкт-Петербургский государственный университет Гражданской Авиации, Высшая школа аэронавигации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Цель научной статьи: решение профессиональных задач в области управления кадровой и социальной политикой на воздушном транспорте. Рассматриваемые мероприятия научной работы в виде построения стратегий развития аэропорта позволят усовершенствовать все имеющиеся виды оказываемых аэропортовых услуг, выводя их на совершенно новый, иной уровень, тем самым придав аэропорту Южно-Сахалинск лидирующий статус среди аэропортов Дальнего Востока.

 

Ключевые слова: транспорт; стратегия развития; управление кадрами; авиация; управленческие решения; Южно-Сахалинск; аэропорт; Дальний Восток; Российская Федерация; Хабаровск; Сахалинская область; аэропортовая инфраструктура; воздушный транспорт; кадровая политика; социальная стратегия; Владивосток.

 

Общие сведения об АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»

На долю 50 ведущих аэропортов приходится 94,9% всего количества пассажиров, обслуженных через аэропорты Российской Федерации в 2019 г.

В 2019 г. Аэропорт Южно-Сахалинск обслужил 985 211 пассажиров и по итогам года занял 26 место в рейтинге российских аэропортов по этому показателю (в 2018 г. – 942 730 пассажиров, 25 место).

В период 2000-2017 гг. пассажирообмен аэропорта Южно-Сахалинск (Хомутово) увеличивался в среднем на 7,4 % в год, в 1,3 раза отставая от суммарных темпов роста 50 крупнейших аэропортов Российской Федерации (9,7 % за аналогичный период).

Результатом отставания от общеотраслевой динамики стало незначительное снижение рыночной доли аэропорта Южно-Сахалинск в 1,4 раза с 0,82 % в 2000 г. До 0,58 % в 2017 г.

Наличие стабильно работающего базового перевозчика (авиакомпании «Аврора», входящей в Группу «Аэрофлот») позволило аэропорту Южно-Сахалинск (Хомутово) без спада пассажирообмена пройти кризис 2015-2016 гг. даже на фоне падения аналогичного показателя аэропортов Владивосток (на 11 %) и Хабаровск (на 6 %) в 2015 г.

Сравнение среднегодовых темпов роста пассажирообмена аэропортов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов в 2001-2019 гг. показывает, что пассажирские перевозки в/из Южно-Сахалинска в предыдущие 19 лет развивались быстрее, чем в среднем по рассматриваемому макрорегиону. Уступая региональному лидеру – аэропорту Владивостока всего 1,3 процентных пункта, Южно-Сахалинск по темпам роста пассажирообмена опережает все остальные крупные аэропорты региона, включая Хабаровск

Вместе с тем, консервативная политика авиакомпании «Аврора» в отношении развития парка воздушных судов и собственной маршрутной сети одновременно является и сдерживающим фактором.

В связи с этим, необходимо активное привлечение в аэропорт и других авиакомпаний, в том числе международных.

Основу пассажирских перевозок аэропорта Южно-Сахалинск составляют внутренние перевозки, доля которых по итогам 2019 г. Составила 88,4% (ожид. 2018 г. – 89,4 %). 98 % внутренних перевозок в 2017 г. Было выполнено на регулярных рейсах.

Доля волатильного и высокоэластичного по цене сегмента чартерных туристических перевозок в течение 2015-2018 гг. не превышает 5 %, что, с одной стороны, обеспечивает устойчивость пассажирообмена аэропорта к резким изменениям макроэкономической среды, с другой – представляет собой резерв дальнейшего роста маршрутной сети аэропорта.

Анализ структуры пассажирообмена аэропортов Дальневосточного ФО и ведущих аэропортов федерального уровня показывает прямую зависимость объемов работы аэропортов от наличия развитой сети международных маршрутов.

 При этом такая зависимость имеет степенной характер, имеющий очевидное объяснение: развитие сети международных линий приводит к увеличению количества транспортных связей и возникновению синергетического сетевого эффекта. В региональных условиях это вызывает ускоренное по сравнению с аэропортами-конкурентами мультипликативное образование фидерных связей для обслуживания транзитных и трансферных пассажиропотоков, следующих из/в зарубежные страны.

В структуре пассажиропотоков через крупнейшие аэропорты Дальневосточного ФО доля международных перевозок составляет от 15 % до почти 40%, и в этом отношении аэропорт Южно-Сахалинск находится на общеотраслевом тренде, однако одной из стратегических задач аэропорта должно являться повышение в структуре международных перевозок доли регулярных рейсов, в большей степени ориентирующихся на обслуживание деловых пассажиров, самостоятельных туристов, а также пассажиров, путешествующих в личных целях.

Преобладание регулярных рейсов позволит в перспективе создать маршрутную сеть, более устойчивую к негативному изменению макроэкономических трендов за счет возникновения внутрисетевых трансферных и транзитных пассажиропотоков.

Пример гражданской авиации Российской Федерации в 2015-2016 гг. показывает, что высокая доля чартерных рейсов может приводить к значительным единовременным падениям пассажирообмена аэропорта.

Теоретические аспекты разработки стратегии развития аэропорта Южно-Сахалинск

Воздушный транспорт в Сахалинской области, в силу географического расположения, обеспечивает более 90% объёма пассажирских перевозок за пределы области и обратно.

Внутри Сахалинской области воздушным транспортом также осуществляется доставка пассажиров в труднодоступные местности, в том числе на Курильские острова.

Стратегической целью развития АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» на перспективу является рост доступности авиатранспортных перевозок, всесторонняя модернизация аэропортовой инфраструктуры, достижение качественно нового уровня обслуживания воздушных судов, пассажиров, груза и багажа, а также формирование необходимого для этого производственного, кадрового и экономического потенциала.

Реализация мероприятий по расширению аэропортовой сети, координации деятельности из единого центра, повышение качества предоставляемых услуг и снижение издержек, будут направлены на достижение стратегических целей развития, привлечение дополнительного пассажиропотока и обеспечение финансовой стабильности предприятия.

 Основные направления модернизации аэропортовой инфраструктуры:

● завершение работ по реконструкции перрона и мест стоянок в аэропорту «Южно-Сахалинск» (Хомутово);

● начало работ по строительству новой ИВПП по II категории ИКАО;

● строительство посадочной площадки на о. Парамушир;

● строительство нового здания аэровокзала в аэропорту города Южно-Сахалинск;

● реконструкция аэропорта Оха;

● обновление парка аэродромной спецтехники с учетом увеличения площадей искусственных покрытий и изменения технологии содержания искусственных покрытий летного поля в аэропортах Южно-Сахалинск, Оха, Ноглики и Шахтерск;

● внедрение информационных технологий и производственных систем, обеспечивающих высокий уровень эффективности и качества аэропортовых услуг;

● ремонт и модернизация производственно-технической базы в аэропортах города Южно-Сахалинск, Оха, Ноглики и Шахтерск;

● модернизация и развитие систем, направленных на повышение уровня авиационной и транспортной безопасности.

Направления повышения уровня безопасности:

● повышение уровня безопасности полетов;

● повышение уровня авиационной и транспортной безопасности.

Направления повышения экономической эффективности:

● приведение комплекса неавиационных услуг в соответствие с потенциальным спросом со стороны пассажиров и стандартами международных аэропортов;

● увеличение отдачи от переданного в аренду имущества предприятия, создание новых объектов инфраструктуры, в том числе для сдачи в аренду, с целью увеличения доходов;

● оптимизация использования производственных ресурсов;

● внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

● совершенствование тарифной политики;

● совершенствование системы управления персоналом;

● совершенствование систем бизнес-планирования и бюджетирования;

● внедрение информационных систем управления.

Разработка и реализация экологической стратегии:

● Разработка и реализация экологической стратегии предприятия, предусматривающей разработку систем мероприятий по решению природоохранных проблем, направленных на;

● рациональное использование всех видов ресурсов;

● ограничение объемов выбросов;

● сокращение количества отходов;

● сокращение экологических потенциалов риска.

Разработка и реализация социальной стратегии:

Разработка и реализация социальной стратегии предприятия, предполагающей обоснование и разработку программы мероприятий для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохра¬нения благоприятного микроклимата в коллективе.

В качестве основных компонентов социальной стратегии предпри¬ятия рассматриваются:

● стратегия развития кадрового потенциала предприятия;

● базовая социальная стратегия предприятия;

● социальная защищенность работников предприятия;

● совершенствование системы мотивации персонала;

● внедрение принципов «бережливого производства».

Заключение

Аэропорт Южно-Сахалинск уверенно занимает третье место среди аэропортов Дальнего Востока (после аэропорта Владивосток и аэропорта Хабаровск) по пассажирообмену и пятое место среди аэропортов Дальнего Востока по объему перевозок грузов и почты.

Поддержание данного уровня аэропорту Южно-Сахалинск способствует развитая инфраструктура предприятия, большой круг осуществляемых авиационных услуг и неавиационных видов деятельности.

 

Предлагаемые мероприятия в виде построения стратегий развития аэропорта позволят усовершенствовать все имеющиеся виды оказываемых аэропортовых услуг, выводя их на совершенно новый, иной уровень, тем самым придав аэропорту Южно-Сахалинск лидирующий статус среди аэропортов Дальнего Востока.

Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания.

Для достижения успеха на рынке компании должны располагать стабильным персоналом.

Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты.

Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей: производственной; финансово-экономической; социальной (кадровая политика).

Качество принятия управленческих решений и, тем самым качество подготовки управленческих кадров организации несет не просто большое значение – это основа стратегии развития кадровой политики, и это цена успеха.

 

Список литературы:
1. Майкл Ковени, Деннис Гэнстер, Брайан Хартлен, Дейв Кинг.  «Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь» /Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
2. Артюнова, Д. В. «Стратегический менеджмент»: учеб. пособие: Таганрог, издательство ТТИ ЮФУ, 2010.
3. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, 2009.
4. Официальный сайт АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» / Раскрытие информации [Электронный ресурс] URL: https://airportus.ru/ (дата обращения 21.02.2022).