Статья:

Налогообложение юридических лиц во Франции

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Кузина А.А. Налогообложение юридических лиц во Франции // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(24). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 29-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Налогообложение юридических лиц во Франции

Кузина Анна Андреевна
студент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

Франция является страной с очень широко развитой налоговой системой. По некоторым оценкам, число всех налогов и сборов в этой стране достигает 200 наименований [1]. Францию в какой-то мере можно назвать законодательницей моды по вопросам налогов, т. к., к примеру, именно она впервые ввела в действие НДС в своих коло­ниях, а затем и на всей территории страны [2]. При этом французские организационно-правовые формы в значительной мере отличаются от российских. Ввиду того, что кроме всего прочего Франция является одной из крупнейших стран Европы, естественен интерес к тому, как устроена налоговая система Франции в отношении юридических лиц.

Уровень налогов во Франции считается одним из самых высоких в мире. Согласно сайту Организации экономического сотрудничества и развития (OCDE) в 2016 году Франция была на втором месте по отношению полученных налоговых поступлений к ВВП страны (45,27%), первое место занимала Дания (45,94 %). Для сравнения в США этот показатель составил — 26,2 % [7], а в России - всего 16,9%[1].

При этом система налогов во Франции более разнообразна, чем в России. Прежде всего, все юридические лица в зависимости от их статуса или, в некоторых случаях, собственного выбора, могут платить налог на прибыль компаний (Impôt sur les sociétés, IS) или налог с дохода (Impôt sur le Revenue, IR).

Налог на прибыль компаний (IS) – налог, взимаемый с прибыли, полученной на территории Франции. Взимается с обществ и некоторых других организаций. В данном случае под обществами подразумеваются следующие организационно-правовые формы:

  • SA[2] (открытое акционерное общество),
  • SAS (упрощенное акционерное общество, отчуждение акций которого ограничено. Отличается от SA упрощенным администриро­ванием),
  • SARL (общество с ограниченной ответственностью),
  • EURL (общество с ограниченной ответственностью с одним участником), в случае, если учредитель – юридическое лицо, и др. [3].

Иные организации, к примеру, SNC (полное товарищество, если товарищи – физ. лица) или EURL, учредитель которого – физ. лицо, могут выплачивать этот налог по собственному желанию вместо налога с дохода. Также налог на прибыль компаний платят гражданские общества, занимающиеся промышленной или коммерческой деятель­ностью, и объединения, получающие прибыль [4].

Примерно треть всех компаний Франции платят налог на прибыль компаний. Ставка налога зависит от объема выручки и прибыли. В ближайшее время планируется снижение ставок, более подробно – см. табл.1.

Таблица 1.

Ставка налога на прибыль компаний

Доход

Прибыль

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Менее 7,63 миллионов евро

Менее 38 120 €

15 %

15 %

15 %

15 %

От 38 120 € до 500 000€

28 %

28 %

28 %

26,5 %

Более 500 000 €

33, 3 %

31 %

28 %

26,5 %

Более 7,63 миллионов евро

Менее 500 000 €

28 %

28 %

28 %

26,5 %

Более 500 000 €

33,3 %

31 %

28 %

26,5 %

 

Организации, с которых не взимается налог на прибыль компаний (индивидуальные предприятия, которые аналогично русским ИП не являются юридическим лицом, профессиональные гражданские общества и некоторые другие организации), выплачивают налог с дохода [6]. При этом полученная прибыль может включаться в налоговую базу физического лица, которое возглавляет предприятие.

НДС во Франции взимается аналогично тому, как это происходит и в России: предприятия включают сумму НДС в стоимость товаров или услуг, а затем перечисляют ее в бюджет за вычетом суммы налога, уплаченного самим предприятием. Основная ставка налога – 20%, но возможно и применение ставок в 10 %, 5,5 % и 2,1 %.

В зависимости от вида деятельности организации и ее годового оборота могут применяться три режима налогообложения. Организация имеет право на освобождение от выплаты НДС в случае, если ее годовой оборот не превышает 82800 евро – для организаций, занимающихся куплей-продажей, и 33200 евро – для организаций, предоставляющих услуги. В случае если годовой оборот не превышает 789 тысяч евро – для первых, или 238 тысяч евро – для вторых, организация может выпла­чивать НДС по упрощенной системе, представляя отчеты налоговым органам ежеквартально. Оплата НДС осуществляется в три этапа: 55 % в июле отчетного года (1-й авансовый платеж), 40 % декабре отчетного года (2-й авансовый платеж), затем в мае следующего года - остальная часть. Если сумма НДС за год, предшествующий отчетному, не превысила 1 тысячи евро, организация освобождается от перечисления авансовых платежей. Если годовой оборот превышает 789 тысяч евро – для организаций, занимающихся куплей-продажей, или 238 тысяч евро – для организаций, предоставляющих услуги, НДС оплачивается по стандартному режиму налогообложения, при этом налоговые отчеты составляются каждый месяц, если сумма НДС составляет более 4 тысяч евро, либо ежеквартально, если сумма НДС не превышает 4 тысяч евро. В этом случае периодичность оплаты НДС совпадает с периодичностью составления отчетности [8].

В налоговой системе Франции к социальным отчислениям относят общий социальный взнос (CSG), ставка - 9,2 %, и взнос на погашение социального долга (CRDS), ставка - 0,5 %. Эти налоги взимаются с зарплат работников, с дохода от пользования имуществом и с дохода от инвестиционных продуктов. Социальные налоги также включают в себя образовательный налог (идет на покрытие расходов на образование и профессиональное обучение, ставка - 0,68 % с фонда заработных плат), вклад в профессиональное обучение (идет на финансирование программ профессиональной подготовки и переподготовки, ставка зависит от вида организации и количества работников в ней) и вклад в строительство жилья для работников.

В 2010 году для всех организаций был введен территориальный экономический сбор (CET), который включает в себя земельный эконо­мический сбор (CFE) и сбор на добавленную стоимость предприятий (CVAE). Микро-предприятия освобождаются от выплаты территориаль­ного экономического сбора в первый год существования. Размер налога не может превышать 3 % от добавленной стоимости, созданной организацией [5]. Размер выплат земельного экономического сбора определяется местными органами и зависит от стоимости недвижимого имущества, с которого уплачивается налог. Сбор на добавленную стои­мость предприятий выплачивается только организациями, чей оборот превышает 500 тысяч евро.

Французская налоговая система действительно обширна. В целом можно отметить большое значение косвенных налогов, которое будет увеличиваться в ближайшее время за счет снижения ставок налога на прибыль компаний. В большинстве случаев режим налогообложения и ставка зависят от организационно-правовой формы и экономических показателей организаций, что, вероятно, упрощает ведение отчетности для менее крупных организаций. Кроме прочего большое значение играют налоги, направленные на финансирование социальных нужд общества.

 

Список литературы: 
1. Налоговая система Франции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-evrope/nalogovaya-sistema-frantsii/ (Дата обращения 23.12.2018).
2. НДС: от истории налога до современных расчетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://businesscor.ru/nds.html (Дата обращения 23.12.2018).
3. Толстова М.П. Анализ института юридических лиц в гражданском праве Франции // Вестник казахско-русского международного университета, 2016 год Режим доступа: https://articlekz.com/article/20453 (Дата обращения 20.01.2019).
4. Impôt sur les societies // impots.gouv.fr : un site de la direction générale des Finances publiques [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.impots.gouv.fr/portail/international-professionnel/impot-sur-les-societes (Дата обращения 20.01.2019).
5. Quels impôts et quelles taxes pour une entreprise ? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mbandscott.com/blog/quels-impots-et-quelles-taxes-pour-une-entreprise/ (Дата обращения 22.01.2019).
6. Quels sont les principaus impôts existant en France ? // impots.gouv.fr : un site de la direction générale des Finances publiques [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.impots.gouv.fr/portail/international-professionnel/questions/quels-sont-les-principaux-impots-existant-en-france (Дата обращения 20.01.2019).
7. Tax revenue // OECD Data [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data.oecd.org/tax/tax-revenue.htm#indicator-chart (Дата обращения 23.12.2018).
8. TVA // impots.gouv.fr : un site de la direction générale des Finances publiques [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.impots.gouv.fr/portail/professionnel/tva (Дата обращения 21.01.2019).

 


[1] Расчет показателя для России сделан на основе официальных статистических данных.

[2] Здесь и далее наименования организационно-правовых форм приводятся в виде аббревиатур на французском языке, чтобы избежать путаницы, возни­кающей из-за различных вариантов перевода данных понятий на русский язык, - прим. авт.