Налогообложение юридических лиц во Франции
Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Налогообложение юридических лиц во Франции
Франция является страной с очень широко развитой налоговой системой. По некоторым оценкам, число всех налогов и сборов в этой стране достигает 200 наименований [1]. Францию в какой-то мере можно назвать законодательницей моды по вопросам налогов, т. к., к примеру, именно она впервые ввела в действие НДС в своих колониях, а затем и на всей территории страны [2]. При этом французские организационно-правовые формы в значительной мере отличаются от российских. Ввиду того, что кроме всего прочего Франция является одной из крупнейших стран Европы, естественен интерес к тому, как устроена налоговая система Франции в отношении юридических лиц.
Уровень налогов во Франции считается одним из самых высоких в мире. Согласно сайту Организации экономического сотрудничества и развития (OCDE) в 2016 году Франция была на втором месте по отношению полученных налоговых поступлений к ВВП страны (45,27%), первое место занимала Дания (45,94 %). Для сравнения в США этот показатель составил — 26,2 % [7], а в России - всего 16,9%[1].
При этом система налогов во Франции более разнообразна, чем в России. Прежде всего, все юридические лица в зависимости от их статуса или, в некоторых случаях, собственного выбора, могут платить налог на прибыль компаний (Impôt sur les sociétés, IS) или налог с дохода (Impôt sur le Revenue, IR).
Налог на прибыль компаний (IS) – налог, взимаемый с прибыли, полученной на территории Франции. Взимается с обществ и некоторых других организаций. В данном случае под обществами подразумеваются следующие организационно-правовые формы:
- SA[2] (открытое акционерное общество),
- SAS (упрощенное акционерное общество, отчуждение акций которого ограничено. Отличается от SA упрощенным администрированием),
- SARL (общество с ограниченной ответственностью),
- EURL (общество с ограниченной ответственностью с одним участником), в случае, если учредитель – юридическое лицо, и др. [3].
Иные организации, к примеру, SNC (полное товарищество, если товарищи – физ. лица) или EURL, учредитель которого – физ. лицо, могут выплачивать этот налог по собственному желанию вместо налога с дохода. Также налог на прибыль компаний платят гражданские общества, занимающиеся промышленной или коммерческой деятельностью, и объединения, получающие прибыль [4].
Примерно треть всех компаний Франции платят налог на прибыль компаний. Ставка налога зависит от объема выручки и прибыли. В ближайшее время планируется снижение ставок, более подробно – см. табл.1.
Таблица 1.
Ставка налога на прибыль компаний
Доход |
Прибыль |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Менее 7,63 миллионов евро |
Менее 38 120 € |
15 % |
15 % |
15 % |
15 % |
От 38 120 € до 500 000€ |
28 % |
28 % |
28 % |
26,5 % |
|
Более 500 000 € |
33, 3 % |
31 % |
28 % |
26,5 % |
|
Более 7,63 миллионов евро |
Менее 500 000 € |
28 % |
28 % |
28 % |
26,5 % |
Более 500 000 € |
33,3 % |
31 % |
28 % |
26,5 % |
Организации, с которых не взимается налог на прибыль компаний (индивидуальные предприятия, которые аналогично русским ИП не являются юридическим лицом, профессиональные гражданские общества и некоторые другие организации), выплачивают налог с дохода [6]. При этом полученная прибыль может включаться в налоговую базу физического лица, которое возглавляет предприятие.
НДС во Франции взимается аналогично тому, как это происходит и в России: предприятия включают сумму НДС в стоимость товаров или услуг, а затем перечисляют ее в бюджет за вычетом суммы налога, уплаченного самим предприятием. Основная ставка налога – 20%, но возможно и применение ставок в 10 %, 5,5 % и 2,1 %.
В зависимости от вида деятельности организации и ее годового оборота могут применяться три режима налогообложения. Организация имеет право на освобождение от выплаты НДС в случае, если ее годовой оборот не превышает 82800 евро – для организаций, занимающихся куплей-продажей, и 33200 евро – для организаций, предоставляющих услуги. В случае если годовой оборот не превышает 789 тысяч евро – для первых, или 238 тысяч евро – для вторых, организация может выплачивать НДС по упрощенной системе, представляя отчеты налоговым органам ежеквартально. Оплата НДС осуществляется в три этапа: 55 % в июле отчетного года (1-й авансовый платеж), 40 % декабре отчетного года (2-й авансовый платеж), затем в мае следующего года - остальная часть. Если сумма НДС за год, предшествующий отчетному, не превысила 1 тысячи евро, организация освобождается от перечисления авансовых платежей. Если годовой оборот превышает 789 тысяч евро – для организаций, занимающихся куплей-продажей, или 238 тысяч евро – для организаций, предоставляющих услуги, НДС оплачивается по стандартному режиму налогообложения, при этом налоговые отчеты составляются каждый месяц, если сумма НДС составляет более 4 тысяч евро, либо ежеквартально, если сумма НДС не превышает 4 тысяч евро. В этом случае периодичность оплаты НДС совпадает с периодичностью составления отчетности [8].
В налоговой системе Франции к социальным отчислениям относят общий социальный взнос (CSG), ставка - 9,2 %, и взнос на погашение социального долга (CRDS), ставка - 0,5 %. Эти налоги взимаются с зарплат работников, с дохода от пользования имуществом и с дохода от инвестиционных продуктов. Социальные налоги также включают в себя образовательный налог (идет на покрытие расходов на образование и профессиональное обучение, ставка - 0,68 % с фонда заработных плат), вклад в профессиональное обучение (идет на финансирование программ профессиональной подготовки и переподготовки, ставка зависит от вида организации и количества работников в ней) и вклад в строительство жилья для работников.
В 2010 году для всех организаций был введен территориальный экономический сбор (CET), который включает в себя земельный экономический сбор (CFE) и сбор на добавленную стоимость предприятий (CVAE). Микро-предприятия освобождаются от выплаты территориального экономического сбора в первый год существования. Размер налога не может превышать 3 % от добавленной стоимости, созданной организацией [5]. Размер выплат земельного экономического сбора определяется местными органами и зависит от стоимости недвижимого имущества, с которого уплачивается налог. Сбор на добавленную стоимость предприятий выплачивается только организациями, чей оборот превышает 500 тысяч евро.
Французская налоговая система действительно обширна. В целом можно отметить большое значение косвенных налогов, которое будет увеличиваться в ближайшее время за счет снижения ставок налога на прибыль компаний. В большинстве случаев режим налогообложения и ставка зависят от организационно-правовой формы и экономических показателей организаций, что, вероятно, упрощает ведение отчетности для менее крупных организаций. Кроме прочего большое значение играют налоги, направленные на финансирование социальных нужд общества.
[1] Расчет показателя для России сделан на основе официальных статистических данных.
[2] Здесь и далее наименования организационно-правовых форм приводятся в виде аббревиатур на французском языке, чтобы избежать путаницы, возникающей из-за различных вариантов перевода данных понятий на русский язык, - прим. авт.