Статья:

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ЕГО УЛУЧШЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Зинатуллин Е.М., Маликов Р.И. РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ЕГО УЛУЧШЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(56). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 42-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ЕГО УЛУЧШЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Зинатуллин Евгений Маратович
аспирант, Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет, РФ, г.Уфа
Маликов Рустам Илькамович
д-р экон. наук, профессор, Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет, РФ, г. Уфа

 

DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT CLIMATE AND ITS IMPROVEMENT ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

 

Evgeny Zinatullin

Post-graduate student, Ufa State Petroleum Technical University, Russia, Ufa

Rustam Malikov

Doctor of Economics, Professor, Ufa State Petroleum Technical University, Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье проведен анализ развития инвестиционного климата и его улучшения на примере республики Башкортостан. Исследованы вопросы совершенствования системы управления финансами в данной области. Проведен анализ особенностей инвестиционной деятельности в выбранном регионе. Методы исследования: аналитический метод, обзорный метод.

Abstract. The article analyzes the development of the investment climate and its improvement on the example of the Republic of Bashkortostan. The issues of improving the financial management system in this area are studied. The analysis of the features of investment activity in the selected region is carried out. Research methods: analytical method, review method.

 

Ключевые слова: инвестиционный климат; инвестиции; регион; развитие; инвестиционная привлекательность; экономика; Башкортостан.

Keywords: investment climate; investment; region; development; investment attractiveness; economy; Bashkortostan.

 

Под инвестиционным климатом принято понимать сложившиеся определенные условия, которые учитываются инвестором при принятии решения о вложении инвестиций в тот или иной объект. Взаимосвязанными понятиями являются инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционная привлекательность как раз характеризует целесообразность инвестирования [2].

Чтобы регионы стабильно развивались, требуется постоянное вложение в их экономику инвестиций. Регион, который желает постоянно получать инвестиции, должен поддерживать свою инвестиционную привлекательность на высоком уровне. Инвестиционный климат представляет в своем роде спрос на инвестиции. А он зависит от ряда факторов. В России на ежегодной основе формируются и публикуются рейтинги инвестиционной привлекательности регионов.

Даже с учетом разных используемых методик для проведения исследования инвестиционного климата и потенциала результаты оказываются схожими. В качестве примера необходимо привести Национальное рейтингового агентство, где к факторам оценки инвестиционного климата относятся трудовые ресурсы, политическая и социальная стабильность и т. д. Рейтинг данного агентства, который приводится на 2018 г., позволяет убедиться в том, что республика Башкортостан находится в третьей группе регионов, куда включаются субъекты РФ с высоким уровнем инвестиционной привлекательности [1].

Если обращаться к рейтингу Агентства стратегических инициатив, то и в нем Башкортостан в течение последних лет входит в ТОП-20 регионов по развитию инвестиционного климата. В соответствии с данным рейтингом на 2019 г. республика Башкортостан находилась на 16-м месте среди всех остальных российских регионов по уровню развития инвестиционного климата. В соответствии с рейтингом «Эксперт РА» в 2016 г. республика относилась к списку регионов со средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском в части инвестирования средств.

 В 2017 г. данные рейтинга изменились, республика стала относится к регионам со средним инвестиционным потенциалом и минимальным риском при инвестировании средств. Для того, что судить о развитии инвестиционного климата и его улучшении на примере взятой нами республики, необходимо обратиться к статистике по инвестициям в основной капитал. Изучение динамики в период 2014-2008 гг. позволяет убедиться в том, что объем инвестиций в основной капитал снизился [5].

Если объем вложенных инвестиций в основной капитал в 2014 г. составлял 283,55 млрд., то к 2018 г. объем инвестиций в основной капитал сократился до 267,87 млрд. Снижение объема инвестиций в основной капитал составило 5,53%. Теперь обратимся к данным по источникам инвестиций в основной капитал. В течение января-сентября 2019 г. в основной капитал было инвестировано собственных средств в объеме 59,8% от общего объема инвестиций. В период 2017-2019 гг. процентное соотношение собственных средств к общему объему инвестиций в основной капитал изменилось незначительно [1].

На привлеченные средства для инвестирования в основной капитал в период января-сентября 2019 г. пришлось 40,2% от общего объема среди всех источников инвестиций. В исследуемый период отмечается незначительное сокращение количества привлеченных средств для инвестирования в основной капитал. Доля бюджетных средств в качестве инвестиций в основной капитал в первые 9 месяцев 2019 г. составила 14,9%. Она неуклонно растет, начиная с 2017 г. В то же время сокращается доля кредитов банков в качестве инвестиционных вложений основной капитал. По итогам первых 9 месяцев 2019 г. доля кредитов составила 14%. В исследуемый период времени сократился объем средств, полученных от долевого участия на строительство до 4,1%. Объем прочих поступлений, включая инвестиции из-за рубежа, сократился до 3,7%. Сократился и объем заемных средств других организаций до 3,3%. На прежнем уровне остался объем средств внебюджетных фондов и составил 0,2%.

Согласно представленным выше данным, инвестиции в основной капитал в рассматриваемом периоде в основном представлены в виде собственных средств. Привлекаемые средства в 2017-2018 гг. в основном были представлены кредитами от банков. В 2019 г. ситуация изменилась за счет увеличения доли бюджетных средств, вкладываемых в основной капитал.

 В соответствии с данными рейтинга «РАЭКС» республика Башкортостан в 2018 г. находилась на 11-м месте среди всех остальных российских регионов по уровню развития инвестиционного климата. И данная позиция для региона актуальна и на 2020 г. Республика занимает высокие позиции по большинству показателей развития инвестиционного климата.

Проблемы есть только в отношении инфраструктурной составляющей. С учетом представленных статистических данных и данных рейтинговых агентств Башкортостан имеет высокие позиции среди остальных регионов по уровню инвестиционной привлекательности. Уровень рисков при вложении в экономику региона остается минимальным [3].

Проблема развития и улучшения инвестиционного климата для республики Башкортостан заключается в снижении инвестиционной активности, это хорошо заметно по статистике последних лет. На сайте минэкономразвития и инвестиционной политики республиканского правительства приводится информация по мерам для улучшения инвестиционного климата, на которых в рамках настоящего исследования хотелось бы остановиться более подробно. В частности, ведется работа по мероприятиям, направленным на улучшение позиций республики в Национальном рейтинге.

Ведется работа по внедрению наиболее успешных инвестиционных практик. Ранее утвержденные меры поддержки и стимулирования инновационной деятельности совершенствуются. Мероприятия в части улучшения инвестиционного климата на территории республики проводятся с учетом принципов проектного управления.

Для информирования потенциальных инвесторов и с целью реализации единой инвестиционной политики на территории республики, которая отвечает приоритетам и целям социально-экономического развития республики, обеспечена работа Инвестиционного совета при правительстве республики Башкортостан [4].

Задачей совета является создание и поддержание условий для улучшения инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций в экономику региона. С учетом возможного возникновения проблем и вопросов от представителей бизнес-сообщества, налажена работа Проектного офиса. Его сотрудники решают проблемы и вопросы бизнес-сообщества в рамках осуществления инвестиционной деятельности, реализуют мероприятия по внедрению лучших практик для формирования на территории региона благоприятной деловой среды. Не реже, чем раз в квартал, проводятся заседания Инвестиционного совета при республиканском правительстве. Заседания на базе Проектного офиса проводятся еженедельно. С учетом предложений от инвесторов формируется повестка заседаний.

Решения в части новых инвестиционных проектов принимаются во время проведения так называемого «инвестиционного часа». На еженедельной основе проходят встречи главы республики с инвесторами. В ходе встреч на высшем уровне проходит презентация инвестиционных предложений, принимаются решения по оказанию поддержки в реализации крупных инвестиционных проектов. Решения, которые принимаются в рамках встреч, позволяют значительным образом сократить время на реализацию проекта, а также повысить шансы на получение успеха от реализации.

По данным на 2020 г., по результатам работы Проектного офиса открыт специальный бизнес-центр «Фабрика будущего». Он объединяет под своим крылом центр молодежного инновационного творчества, бизнес-инкубатор, центры народно-художественных промыслов, бизнес-акселератор и центры социального предпринимательства.

Более того, создан и успешно работает Единый портал в области бизнеса и инвестиций. На территории 20 муниципальных образований создаются так называемые коворкинг-центры за счет выделенных средств из республиканского бюджета. Обеспечено сокращение сроков по предоставлению государственных и муниципальных услуг, связанных с ведением бизнеса. Сокращено время на получение услуг, связанных с лицензированием медицинской деятельности.

 Ранее срок на получение лицензии составлял 45 дней, теперь этот срок сокращен до 23 дней. На территории г. Уфа сокращены сроки для выдачи ордера, связанного с проведением земляных работ, получением порубочного билета. Теперь сроки получения разрешений составляют 10 рабочих и 10 календарных дней соответственно. Обеспечено сокращение сроков по предоставлению государственного имущества для субъектов малого предпринимательства в аренду.

Срок получения имущества в аренду за исключением земельных участков сокращен до 23 дней. На финальную стадию выходят работы, связанные с внедрением информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

С целью улучшения инвестиционных условий и стимулирования инвестиционной деятельности по отношению к муниципальным образованиям установлены Стандарты деятельности органов местного самоуправления в части развития предпринимательства в муниципальных районах.

Стандарты были внедрены в марте 2019 г. позволили повысить эффективность взаимодействия местных органов власти и представителей бизнеса. Более того, создан и успешно функционирует институт бизнес-шерифов, на эти должности на территории муниципальных образований назначаются заместители глав администраций по предпринимательству. На территории республики создана полноценная система для оказания поддержки предпринимателям. Работа с инвесторами ведется через бизнес-инкубаторы [3].

На территории республики функционирует Центр поддержки предпринимательства, Центр инноваций в области социальной сферы и Региональный интегрированный центр. Полная информация по свободным мощностям, точкам подключения к газораспределительным и электросетям приводится на инвестиционном портале республики.

 На интернет-сайте «Корпорации развития республики Башкортостан» выкладывается информация по свободным инвестиционным площадкам и инвестиционным предложениям.

Необходимые услуги в виде подбора площадок, консультаций, разработки и оценки бизнес-планов, а также информационное сопровождения инвесторов предлагаются на базе «Корпорации развития республики Башкортостан». В целом можно констатировать, что применением принципов проектного управления по отношению к инвестиционному климату позволяет его на территории республики Башкортостан развивать и улучшать, стимулируя тем самым инвестиционную активность.

 

Список литературы:
1. Справочная информация об участии Республики Башкортостан в реализации приоритетных проектов [Электронный ресурс] // сайт Правительства Республики Башкортостан. Режим доступа: https://www.pravitelstvorb.ru/lonely-files/20190521-2.pdf
2. Голованова Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 2 (42). С. 24-35. 
3. Радченко В.М., Саранцева О.И. Межбюджетные трансферты и финансовый потенциал в территориальном экономическом развитии // Теория и практика общественного развития. 2018. № 5 (123). С. 99-104. 
4. Богачева О.В., Феоктистова О.А. «Горизонтальные» межбюджетные трансферты: опыт зарубежных стран и возможность применения в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 24 (258). С. 55-68.
5. Поварова А.И. Источники увеличения межбюджетных трансфертов территориальным бюджетам //Вопросы территориального развития. 2016. № 5 (35). С. 5.