Статья:

Малое предпринимательство и его проблемы

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Егорова М.В. Малое предпринимательство и его проблемы // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 42-49.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Малое предпринимательство и его проблемы

Егорова Марина Вячеславовна
аспирант ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» РФ, г. Москва

 

SMALL BUSINESS AND ITS PROBLEMS

 

Marina Egorova

post-graduate student of financial management Department GOU VPO "Russian customs Academy», Russia, Moscow

 

Аннотация. Малое предпринимательство является ведущим сектором развития экономики. В статье представлен обзор основных проблем малого предпринимательства. Рассмотрены возможные пути решения финансовых трудностей.

Abstract. Small business is a leading sector of the economy. The article provides an overview of the main problems of small business. Possible ways of solving financial difficulties are considered.

 

Ключевые слова: малое предпринимательство; микропредприятия; финансовая помощь; государственная поддержка; субсидии; регулиро­вание; фонды; кредитование.

Keywords: small business; microenterprises; financial assistance; state support; subsidies; regulation; funds; crediting.

 

Малое предпринимательство как субъект экономики существует и развивается в России на протяжении уже нескольких лет. Важность функционирования сектора малого предпринимательства не ставится под сомнение. Малые предприятия стимулируют развитие внутреннего платежеспособного спроса, способствуют сокращению безработицы среди трудоспособного населения, наполнению доходов бюджетов регио­нальных и местных уровней, увеличивают количество банковских услуг. В 2016 году по данным Федеральной службы государственной статистики количество малых предприятий составило 2770, 562 тыс., в том числи микропредприятий – 2597,646 тыс. Число малых предприятий за 2014-2016 годы представлено на рис. 1.

 

Рисунок 1. Общее количество малых предприятий, включая микропредприятия

 

Из приведенных данных следует, что имеет место темп роста общего количество малых предприятий: в 2015 г. наблюдался небольшой рост в приделах 5% (с 2103,8 тыс. на 2222,372 тыс.), а если сравнить 2016 г. с 2014 г., то рост уже составляет 31 %.

Рассмотрим распределение предприятий по видам экономической деятельности (таблица 1).

Таблица 1.

Количество малых предприятий по видам экономической деятельности в 2016 году [2]

№ п/п

Виды экономической деятельности

В % к итогу

1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2,2

2

Рыболовство, рыбоводство

0,2

3

Добыча полезных ископаемых

0,4

4

Обрабатывающие производства

28,9

5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,6

6

Строительство

12,1

7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

37,3

8

Гостиницы и рестораны

2,9

9

Транспорт и связь

7,8

10

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предостав­ление услуг

21,7

11

Научные исследования и разработки

0,7

12

Образование

0,4

13

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,5

14

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,7

 

ВСЕГО

100

 

По данным таблицы 1 мы делаем вывод, что наибольший удельный вес малых предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю – 37,3 % от общего числа малых предприятий. На втором месте операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 21,7 %. А далее следуют строительство, транспорт и связь, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Также отсюда мы можем видеть, что доля малых предприятий в секторе «Научные исследования и разработки» составляет только 0,7 % от общего числа предприятий.

Средняя численность работников малых предприятий по видам экономической деятельности в 2016 г. представлена на рис. 2.

 

Рисунок 2. Численность работников малых предприятий по видам экономической деятельности в 2016 г.

 

По данным рисунка 2 следует, что максимальная численность работников малых предприятий приходиться на оптовую и розничную торговлю – 28,8%, на втором месте численность работников малых предприятий занятых с операциями недвижимости – 21,0 %. Проанализировав, можно еще раз подчеркнуть значимость малых пред­приятий, которые предоставляют рабочие места населению страны.

Одной из причин недостаточной развитости малого предпринима­тельства является отсутствие необходимых финансовых ресурсов. Потребность предприятий в банковских ресурсах удовлетворена на 10-15 %. Более 90 % малых предприятий не могут начать произ­водство без заемных средств и кредитов. Важным условием кредитования выступают следующие условия: наличие грамотного бизнес-плана; наличие в собственности движимого и недвижимого имущества, которое можно будет предоставить в залог или поручительство.

Всегда можно выбрать банк, сотрудничающий с начинающими предпринимателями и с уже состоявшимися предпринимателями. Кредиты для малого предпринимательства можно взять без обеспечения, однако ставки по таким продуктам практически у всех банков превышают показатель в 20%, что является высокой кредитной нагрузкой и не каждому предпринимателю это по плечу. Целевые же кредиты для бизнеса значительно выгоднее. Долгое время государство лишь на бумаге помогало развитию малого предпринимательства по причине пробелов в законодательстве. Однако в последнее время государство в большей мере помогает предпринимательству.

Сейчас предпринимательство имеет рост, а вместе с ним разви­вается государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства.

Помощь малому предпринимательству может выделяться для реализации следующих целей: приобретения помещения; покупки обору­дования, товара для последующей продажи; покупки нематериальных активов.

Выделенные средства обязательно должны быть направлены на развитие малого и среднего предпринимательства. Государственные органы позже смогут затребовать официальные подтверждающие документы от получателя, например, чеки, накладные с указанной суммой. Если средства были потрачены не полностью, остальную часть потребуется вернуть.

На сегодняшний день существует несколько видов финансовой помощи и условия поддержки малого предпринимательства:

1. Гранты для предпринимателей.

2. Для приобретения основных средств — государственная программа в поддержку малого бизнеса в 2018 году гарантирует выдачу до 60 000 рублей на предпринимательство, которая в будущем позволит увеличить количество рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, повысить социальную значимость малого бизнеса.

3. Компенсации кредитов, ранее полученных на развитие малого и среднего предпринимательства — программа 2018 года предложена Правительством России по финансовой и имущественной поддержке.

4. Финансовая господдержка социально незащищенным категориям населения.

5. Обучение и стажировки за счет государственных средств, профессиональная переквалификация.

Можно выделить конкретные направления предпринимательской деятельности, в которых можно гарантировать помощь государства: область жилищно-коммунальных услуг; осуществление деятельности в сфере науки и техники; сфера торговли и сопутствующего сервиса; предоставление транспортных услуг; деятельность в сфере переработки древесины; осуществление предпринимательской деятельности в сфере пищевой промышленности (изготовление продуктов питания); предос­тавление маркетинговых и рекламных услуг.

Для обеспечения полноценной работы и развития малого и среднего предпринимательства на территории РФ в 2018 году государство предлагает обращаться за помощью в специализированные центры и фонды, которые в свою очередь должны оказывать содействие развитию данной сферы.

Для получения грантов индивидуальным предпринимателям необходимо обращаться непосредственно к органам местного самоуправления.

Если говорить о самих центрах и фондах, которые оказывают помощь, то они следующие: гарантийные фонды; венчурные фонды; МФЦ; центры занятости населения.

Рассмотрим на примере Московской области. В Подмосковье ключевой структурой, реализующей госпрограмму поддержки малому предпринимательству и организатором конкурса является Министерство инвестиций и инноваций Московской области, Управление поддержки предпринимательства. К основным организациям (государственным и бюджетным) поддержки малого предпринимательства в Московской области относятся: Министерство сельского хозяйства и продовольствия МО, Московский областной фонд развития МСП, Московский областной гарантийный фонд, Омбудсмен МО. Негосударственные и коммерческие организации: Торгово-промышленная палата МО, ОПОРА России в Подмосковье, Российская Гильдия пекарей и кондитеров. Поддержка инновационного бизнеса осуществляет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Технопарки Московской области: ОАО "Технопарк "Нахабино", ООО "ХимРар", Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий, Инновационно-технологические центры (ИТЦ). Бизнес-инкубаторы Московской области - Бизнес-инкубаторы Московской области (Инновационно-технологический инкубатор г. Дубна).

В 2016 году Министерством инвестиций и инноваций Московской области на создание коворкинг-центров предоставлялись субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства при условии выполнения условий и требований Порядка проведения конкурсного отбора по предоставлению субсидии из бюджета Московской области субъектам малого и среднего предпринимательства на цели создания коворкинг-центров на территории Московской области и Стандарта деятельности коворкинг-центров [5].

В 2016 году регионам выделены средства федерального бюджета в размере 11,1 млрд рублей на предоставление субсидий, гарантий, микрозаймов, создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предприни­мательства (бизнес-инкубаторов, центров поддержки экспорта, центров компетенций в области инноваций и промышленного производства, объектов капитального строительства), а в 2015 году было выделено субсидий на 18,5 млрд рублей, в 2014 г. – 19, 3 млрд рублей [3]. Государство продолжает оказывать финансовую помощь малому предпринимательству, но как можно видеть финансирование с каждым годом уменьшается. Данное уменьшение мы можем связать с тем, что вложенные государством средства не приносят желаемого результата.

Малое предпринимательство играет ведущую роль в развитии экономики страны, так как обеспечивает большую часть ВВП любого развитого государства. На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство в России уступает по сравнению со странами Западной Европы, Америки и Восточной Азии.

В США зарегистрировано малых предприятий свыше 20 млн.: 82 % работают в сфере услуг, 13 % – в промышленности, 5 % – в других отраслях. Развитые страны оказывают большую поддержку малому предпринимательству и получают от него хорошую отдачу в виде налогов, развития инноваций, занятости населения страны.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что малые предприятия в странах Европейского союза развиваются очень быстро. Малое предпринимательство является одним из составляющих развития экономики. Малое предпринимательство в Европе по статис­тике составляет от 70 % до 90 % всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее активно развивается малое предпринимательство в Германии. Вклад малых предприятий в экономику страны составляет почти половину всего ВВП. Более половины трудоспособного населения обеспечены рабочими местами за счет этих предприятий. Малые предприятия составляют 99% всех предприятий страны. Многие из них вышли на мировой рынок. Более 1 тыс. предприятий малого пред­принимательства Германии стали лидерами мирового экспорта [6].

На экономику страны в целом очень существенно влияет малое предпринимательство. Его важность заключается в создание новых рабочих мест, поступление в бюджеты всех уровней, формирование здоровой конкуренции на рынке и адекватное ценообразование на товары и услуги и т. д.

Но владельцам малого предпринимательства приходится сталкиваться проблемами и трудностями, такими как экономическая нестабильность в стране, недостаток финансовых ресурсов, налоговое бремя, бухгалтерская отчетность, изменения в законодательстве, сложность в получении кредитов.

Не каждый опытный предприниматель сможет противостоять вышеописанным трудностям, что тогда говорить о новичках. Именно поэтому посильную помощь малому предпринимательству должно оказывать государство. Выше были изложены возможные формы поддержки малого предпринимательства. Но на этом перечень не заканчивается, так как существует множество других программ и фондов, которые оказывают поддержку предпринимателям.

По мнению автора, помощь малому предпринимательству не может ограничиваться только государством. Есть множество иностранных, венчурных, инвестиционных фондов, которые готовы сотрудничать с молодыми и перспективными предпринимателями. Необходимо лишь активно их разыскивать и заинтересовывать. Также можно отметить, что больше шансов добиться успеха государственной поддержки у тех, кто производит социально значимый продукт или сделал инновационный прорыв. Для России остается актуальным продолжение реализации государственной политики, направленной на расширение и развитие предприятий в сфере малого предпринимательства экономике нашей страны. Государство должно рассмотреть возможность увеличения многообразия программ поддержи малого предпринимательства и в области кредитования в том числе.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
2. Малое и среднее предпринимательство в России 2017: Статистический сборник. / Росстат. - M., 2017. – 78 с.
3. www.gks.ru.
4. https://www.rcsme.ru.
5. http://mbmosreg.ru.
6. Электронный ресурс http://vawilon.ru/statistika-biznesa/#i-2.