Методы управления конкурентоспособностью предприятия
Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Методы управления конкурентоспособностью предприятия
METHODS OF MANAGEMENT COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE
Dmitriy Plaksin
Student at the Department of «National and World Econ∙omy» Samara State Technical Unive∙rsity, Russia, Samara
Inessa Kosyakova
Doctor of Econ∙omic Sciences, Head of the Depar∙tment «National and World Econ∙omy» Samara State Technical Unive∙rsity, Russia, Samara
Аннотация. Статья посвящается анализу теоретических основ и методов управления конкурен-тоспособностью предприятия. Произведен анализ факторов и инструментов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Сформулированы пути повышения уровня конкурентоспособности бизнеса.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the theoretical foundations and methods of managing enterprise competitiveness. The analysis of factors and tools that affect the competitiveness of the enterprise. Formulated ways to improve the level of business competitiveness.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспо-собностью, конкуренция, рыночная конкуренция, конкурентоспособность бизнеса.
Keywords: enterprise competitiveness, competitiveness management, competition, market competition, business competitiveness.
В связи с динамичностью внешней среды, где рыночная экономика способствует росту конкуренции, руководство каждой организации стремится улучшить свои финансовые показатели, производственные характеристики и конкурентоспособность производимых товаров и услуг.
С этой целью стратегическое управление нацелено использовать различные инструменты, как с субъективными, так и с объективными результатами, которые в дальнейшем помогают улучшить конкурентоспособность фирмы, способствуют развитию ее бизнеса.
Конкурентоспособность предприятия – это способность использовать свои сильные и слабые стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров и услуг, где оно может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках [5].
Управление конкурентоспособностью организации – это система, предназначенная для воздействия на элементы и процессы, обеспечивающие формирование конкурентных преимуществ и развитие конкурентного потенциала предприятия с целью повышения его устойчивости в условиях роста конкурентного давления и изменения факторов внешней среды [1].
Предприятие любой отрасли является производственным объектом, которым интересуется n-ое количество заинтересованных лиц (стейкхолдеров).
К ним относятся не только инвесторы, руководители, собственники, рабочий персонал и регуляторы государственной власти, но и общество, поставщики, кредиторы и потребители, каждый из которых дает свою оценку действиям предприятия. По этой причине, система менеджмента любой компании сталкивается с моментом, согласно которому необходимо провести оценку своих действий, бизнеса и его операционного цикла [2].
Целью оценки действий по отношению к стейкхолдерам является анализ конкурентных преимуществ и их развитие для повышения уровня конкурентоспособности бизнеса компании. Стоит заметить, что именно заинтересованные лица выступают ключевыми элементами успешной системы. Чем выше уровень удовлетворенности стейкхолдеров, включая всех до последнего, тем выше вероятность того, что конкурентоспособность предприятия будет расти [3].
Более сложным выглядит процесс анализа и оценки отечественного предприятия, корпоративное управление которого все еще не совершенное.
Кроме того, дополнительные факторы, которые вызывают проблемы для управления конкурентоспособности российского бизнеса являются нестабильность условий внешней среды, начиная с рыночной конъюнктуры национальной экономики и заканчивая правовым полем.
К основным факторам, которые влияют на уровень конкурентоспособности предприятия стоит относить [4]:
– конкурентоспособность продукции, товаров, услуг;
– конкурентоспособность технологий и производства;
– конкурентоспособность кадров, трудовых ресурсов и интеллектуального капитала.
С целью управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры и повышения уровня ее оценки, можно использовать простые инструменты, среди которых стоит выделить необходимость:
– снижать отпускную цену на готовую продукцию путем минимизации издержек или повышения уровня производительности труда;
– повышать уровень качества производимой продукции, увеличивать торговый ассортимент товаров и услуг;
– улучшать уровень качества обслуживания клиентов во время покупки и после совершенной покупки, как система гарантированного обслуживания.
Также, с целью достижения конкурентных преимуществ, предприятие вправе использовать следующие методы и стратегии:
– лидерство в издержках;
– дифференциация продукции;
– фокусирование на определенном рыночном сегменте;
– ранний выход на рынок;
– синергия с ближайшими рыночными конкурентами [5].
Достижение целенаправленного повышения уровня конкурентоспособности предприятий – комплексная программа, состоящая из выбранной стратегии, методов, инструментов и устранения ограничивающих факторов. От правильно настроенной стратегии управления конкурентоспособности предприятия зависит уровень ее экономической и финансовой устойчивости, перспективы бизнеса и инвестиционная оценка со стороны акционеров и кредиторов.