Статья:

Некоторые проблемы осуществления федерального государственного охотничьего надзора в отношении граждан (на примере Свердловской области)

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Природопользование

Выходные данные
Завьялов И.С. Некоторые проблемы осуществления федерального государственного охотничьего надзора в отношении граждан (на примере Свердловской области) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 52-57.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые проблемы осуществления федерального государственного охотничьего надзора в отношении граждан (на примере Свердловской области)

Завьялов Иван Сергеевич
магистрант факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Some problems of implementation of Federal state hunting supervision (on the example of Sverdlovsk region)

 

Ivan Zavyalova

faculty of state and municipal management of the Ural Institute of administration of RANEPA, Russia, Ekaterinburg

 

Аннотация. В статье обосновывается, что сложившаяся в России система государственного контроля и надзора в сфере пользования охотничьими ресурсами не является эффективной, так как направлена на выявление нарушений, а не на поиск рисков и рекомендации по нейтрализации этих рисков. В этой связи предлагается ряд направлений совершенствования федерального государственного охотничьего надзора.

Abstract. The article explains that the current Russian system of state control and supervision in sphere of use of hunting resources is not effective, as directed on identification of violations, and not on the search risks and recommendations for neutralizing these risks. It is therefore proposed that a number of areas of improvement Federal state hunting supervision.

 

Ключевые слова: охота; животный мир; природопользование; государственные контроль и надзор.

Keywords: hunting, wildlife; nature management; state control and supervision.

 

Вопросы исполнения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются актуальными, а сфера охотничьего хозяйства перспективной и, к сожалению, недооценённой отраслью экономики в нашей стране. Главные принципы сохранения животного мира закреплены в Федеральном законе «О животном мире». К ним относится обеспечение устойчивого существования, использования и охраны охотничьих ресурсов, недопустимость совмещения охотничьего надзора с деятельностью по использованию объектов животного мира, отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами, платность пользования животным миром. Одной из мер обеспечения соблюдения данных принципов является осуществление федерального государственного охотничьего надзора охраны [6, ст. 12].

Государственный надзор можно определить как управленческая деятельность государства, которая направлена на исполнение общеобязательных норм, правил, стандартов органами, организациями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами с использованием административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка с привлечением виновных к ответственности.

Задачами государственного охотничьего надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленных Федеральным законом «Об охоте» [3], другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [4, п.2].

На территории Свердловской области федеральный государственный охотничий надзор осуществляет Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области (далее - Департамент) [2, п.10].

Департамент осуществляет надзор по средствам проверок предметом которых является соблюдение гражданами обязательных требований и правил в сфере охотничьего хозяйства.

Государственными инспекторами по охране животного мира (работниками Департамента) входе осуществления проверок граждан проводятся следующие мероприятия:

1) проверка  документов, разрешающих  отлов или отстрел охотничьих животных, к ним относятся: охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия,  a так же на закрепленных охотничьих угодьях путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства);

2) осмотр транспортных средств, орудий охоты, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты. Так же проводится анализ и оценка способов охоты, применяемых при осуществлении охоты;

3) осмотр отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, шкур на соответствие указанным в разрешении на добычу охотничьих ресурсов сведениям;

4) проверка соблюдения правил охоты, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, требований по использованию орудий охоты, используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания [4].

В Свердловской области число граждан, получивших охотничий билет единого федерального образца (то есть являющихся охотниками), составляет 94559 человек[5]. В таблице 1 представлена динамика количества проверенных граждан и количества выявленных при этом нарушений за 2014-2016 гг.

Таблица 1.

Количество проверенных граждан и выявленных нарушений

Наименование показателя

Год

2014

2015

2016

Количество граждан, проверенных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, всего, человек

7566

8344

8279

Количество граждан, допустивших нарушения правил охоты из числа проверенных, человек

465

613

438

Процент выявления граждан, допустивших нарушения правил охоты

6

7,8

5,3

 

Одним из целевых показателей программы «Охрана, надзор и регулирование использования животного мира Свердловской области до 2024 года» является процент выявления граждан, допустивших нарушения правил охоты и установлен в пределах 6-7% [5]. Так же в программе говорится, что результатом выполнения данного показателя является повышение эффективности государственного охотничьего надзора и охраны животного мира Свердловской области. На наш взгляд приведенные выше данные могут свидетельствовать лишь о том, что количество проверенных охотников составляет менее 10% от общего числа охотников в области. Так же из таблицы видно, что среднее число нарушителей составляет 6% от проверенных охотников. То есть из оставшихся 90% охотников 6% могут являться нарушителями правил охоты. Таким образом, это примерно 5106 не выявленных нарушений правил охоты. Отсюда напрашивается вывод, что снижение числа возможных (не выявленных) нарушений правил охоты и будет являться показателем эффективности в осуществлении охотничьего надзора в отношении физических лиц. А число возможных нарушений можно уменьшить за счет увеличения числа проверенных при осуществлении надзора охотников, и главным образом разъяснительной работой с охотниками при выдачи разрешений или, например пропаганды обязательности соблюдений правил охоты через СМИ. Но работа в этих направлениях, к сожалению не ведется.

Тут стоит отметить еще один факт, сказывающийся на проведение надзорных мероприятий это недостаточный штат государственных инспекторов, которые непосредственно осуществляют контрольно-надзорные функции на территории Свердловской области. Общая площадь среды обитания охотничьих ресурсов (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения) составляет 19,8 млн. га.

Эта территория включает в себя охотничьи угодья, закрепленные за охотпользователями, – 8979,9138 тыс. га (50,29% от общей площади охотничьих угодий), и участки общедоступных охотничьих угодий общей площадью 8877,0762 тыс. га (49,71% от общей площади охотничьих угодий)[5].

Данный штат составляет 34 человека то есть на каждого приходится примерно 261 тыс.га территории охотничьих угодий, что сопоставимо с площадью всей Москвы и это только при расчете площади участков общедоступных охотничьих угодий. Чисто физически контролировать такую большую территорию не под силу одному человеку.

Следующий момент, который хотелось бы отметить это отсутствие или недостаточное количество в органах охотнадзора  кадров обладающих необходимыми профессиональными навыками и знаниями. Низкая оплата труда госинспекторов так же является причиной не популярности данной профессии у специалистов.

В настоящий момент на должности государственных инспекторов работают люди самых различных специальностей и направлений подготовки от юристов до ветеринаров, что, безусловно, не может не сказаться  на качестве их работы. Одной из возможных причин видится снижение престижна данной профессии среди населения и выпускников охотоведческих вузов. Да и зарплата в охотничьих хозяйствах в 1,5 – 2 раза выше, чем на госслужбе. В то же время работа государственного инспектора осуществляется в тяжелых условиях  при отсутствии страхования жизни и здоровья, что имеет важное значения для обеспечения социальной защиты должностных лиц, осуществляющих государственный надзор.

По нашему мнению, необходимо увязать результат работы инспекторов с финансовым обеспечением, при этом материальное обеспечение не должно зависеть от количества выявленных нарушений, a должно зависеть от предотвращенного ими ущерба. Таким образом, появится личная заинтересованность государственных инспекторов в качестве результатов своего труда.

Плохая материально-техническая оснащенность госинспекторов, отсутствие при осуществлении охранных мероприятий современных технических средств, например таких как беспилотные летательные аппараты или автоматические средства фото-видео фиксации. Так же влияют на результаты работы госинспекторов.

Резюмируя выше сказанное можно сказать, что существующая система контроля и надзора в России не может быть эффективна, так как направлена на выявление нарушений, а не на поиск рисков и рекомендации по нейтрализации этих рисков.

В целом система контроля и надзора, должна выстраиваться следующим образом:

- уменьшение числа проверяющих контрольно-надзорных структур;

- ориентация на предотвращение ущерба, а не на выявление нарушений;

- оплата труда проверяющих в зависимости от предотвращения ущерба;

- прозрачность плана контрольно-надзорных мероприятий; целей, сроков, регламентов и стандартов проверок, результатов проверок;

- внедрение замены плановых проверок переводом на самоконтроль и декларирование безопасности хозяйствующих субъектов деятельности;

- выявление «картины рисков» и выстраивание дорожных карт минимизации, нейтрализации и устранения рисков;

- изменение роли субъектов экономической деятельности за счет добровольного самоконтроля.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный Закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 года) // Собрание Законодательства РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
2. О Департаменте по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области: Постановление Правительства Свердловской области от 03 марта 2008 года № 157-ПП (ред. от 21 июля 2017 года) // Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 3 (2008), ст. 291.
3. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный Закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 года) // Собрание законодательства РФ, 2009, № 30, ст. 3735.
4. О федеральном государственном охотничьем надзоре: Постановление Правительства РФ от 25 января 2013 года № 29 (в ред. 3 июля 2015 года) // Собрание законодательства РФ, 2013, № 5, ст. 374.
5. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Охрана, надзор и регулирование использования животного мира Свердловской области до 2024 года: Постановление Правительства Свердловской области от 21 октября 2013 года № 1273-ПП (ред. от 29 декабря 2016 года) // Собрание законодательства Свердловской области, 2013, № 10-6 (2013), ст. 1983.
6. О животном мире: Федеральный закон от 24апреля 1995 года № 52-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) // Собрание законодательства РФ, 1995, N 17, ст. 1462.