Статья:

Итоги реализации стратегии Европа 2020 и их влияние на формирование целей устойчивого развития

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Исса Н. Итоги реализации стратегии Европа 2020 и их влияние на формирование целей устойчивого развития // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 20-24.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Итоги реализации стратегии Европа 2020 и их влияние на формирование целей устойчивого развития

Исса Ноума
аспирант, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

STRATEGY EUROPE 2020 AND SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH

 

Issa Nouma

PhD student of the Department of International Economic, Plekhanov Russian University of Economic, Russia, Moscow

 

Аннотация. целью данной статьи является изучение пути Европейского союза к устойчивому экономическому росту, начиная с Лиссабонского договора в 2000 году и заканчивая стратегией "Европа 2020", которая преследует эффективные изменения, в которых все три сферы-экономическая, социальная и экологическая-взаимно работают и укрепляют друг друга. В статье исследуется развитие в пяти ведущих областях: занятость, НИОКР, возобновляемые источники энергии, образование и риск бедности. Был сделан вывод о том, что ЕС 2020 в основном выполнил свои перспективные цели во многих сферах, однако две из основных целей стратегии риск бедности и расходы на НИОКР все еще отстают от графика, поэтому необходимы значительные усилия, чтобы сократить пустоту до конца периода действия стратегии. 

Abstract. The aim of this article is to inspect the European union path to sustainable economic growth starting from Lisbon tray in 2000 until the Europe 2020 strategy that pursues effective change in which all three spheres economic, social and environment mutually work and strengthen each other. The paper investigates development in five leading areas: employment, R & D, renewable energy, education, and poverty risk. It was concluded that EU 2020 have mostly fulfilled its promising goals in many spheres, however, two of the main strategy objectives risk of poverty and expenditure on R&D are still behind schedule, thus a significant endeavors are needed to narrow the void till the end of the strategy period.

 

Ключевые слова: Европа 2020; Устойчивый; экономический рост; возобновляемая энергия.

Keywords: Europe 2020; sustainable; economic growth; renewable energy.

 

Мировой финансовый кризис 2009 года был рассмотрен самым жестоким кризисом со времен Великой Депрессии 1930-х годов [6]. Он начался в США и распространился, приведя к международному экономическому спаду и Великой рецессии, которая разрушила годы роста прогресса в социальном и экономическом отношении, выявила систематическую слабость в развитых странах и оставила глобальную экономику, борющуюся с последствиями кризиса [8]. Европейский Союз в целом был уязвим перед кризисом по многим причинам: несогла­сованность в разработке политики, низкий уровень рождаемости и старение населения, а также такие незначительные проблемы, как глобализация и изменение климата, которые поставили ЕС перед необходимостью переломного момента для выхода из кризиса. ЕС размышлял о финансовом кризисе, создавая стратегию, ведущую к устойчивой и инклюзивной экономик и, обеспечивающей высокий уровень производительности, социальной согласованности и зеленого роста [1].

Европа 2020 была основана на Лиссабонском договоре, которая была новой европейской перспективой во время расширения ЕС. Это был план развития экономики на период 2000-2010 годов, направленный на решение проблемы низкой производительности и замедления роста в ЕС. Главная цель состояла в том, чтобы создать самую конкурентоспособную и основанную на знаниях экономику в мире с помощью трех ключевых ролей: инновации, НИОКР и экологическое обновление. Лиссабон был разделен на три этапа: первый период 2000-2004 годов, среднесрочная стратегия оценки и реформы 2005-2008 годов и третий цикл 2008-2010 го­дов. Общая оценка стратегии в конце периода показала, что, хотя стратегия не достигла всех своих многообещающих целей, она тем не менее оказала значительное влияние на формирование политики ЕС, обеспечив гибкость и динамичную адаптацию к возникающим полити­ческим вызовам с течением времени и плавное поглощение новых государств-членов по мере расширения Союза. Официальными целями были достижение 70% уровня занятости в ЕС и 3% общих расходов на НИОКР. Согласно статистическим данным, уровень занятости достиг 66% в 2008 году с 62% в 2000 году, а общие расходы на НИОКР в про­центах от ВВП выросли с 1,82% в 2000 году до 2% в 2008 году. Эти хорошие результаты указывают на возможность достижения целей стра­тегии в конце периода времени; однако в 2008 году финансовый кризис сильно ударил и обратил вспять большинство из этих впечатляющих результатов [2].

Социальная и финансовая неопределенность, вызванная глобальным экономическим кризисом, сделала Европу готовой к реформированию и продолжению своих планов развития. В марте 2010 года Комиссия Европейского совета представила и приняла предложение по стратегии "Европа 2020", которая направлена на обеспечение высокого уровня производительности, занятости и социальной сплоченности в рамках ЕС при одновременном снижении потенциального воздействия на окру­жающую среду и решении текущих проблем глобализации, изменения климата и старения населения. Таким образом, основная цель стратегии заключалась в достижении разумного, устойчивого и инклюзивного роста в пяти конкретных областях [7].

 

Рисунок 1.Стратегия Европа 2020 тематических областях

 

Комиссия ЕС также поддержала свои пять целей, приняв инициативу семи флагманов: инновационный Союз, молодежи, Цифровая повестка дня для Европы, эффективность ресурсов, протокол для новых навыков и рабочих мест и борьба с нищетой [3].

Таблица 1.

Ключевые приоритеты и основные цели стратегии Европа 2020

Разумный рост

Увеличение совокупных государственных и частных инвестиций в НИОКР до 3% ВВП

Снижение показателей отсева из школ до менее чем 10%

Увеличение доли населения в возрасте 30-34 лет, получившего высшее образование, по меньшей мере до 40%

Устойчивый рост

Сокращение выбросов парниковых газов по меньшей мере на 20% по сравнению с уровнем 1990 года

Увеличение доли возобновляемых источников энергии в конечном потреблении энергии до 20%

Переход к повышению энергоэффективности на 20%

Инклюзивный рост

Повышение уровня занятости населения в возрасте 20-64 лет не менее чем до 75%

Подъемныйпо меньшей мере 20 миллионов человек от риска нищеты и социальной изоляции

 

С 2010 года был достигнут фундаментальный прогресс и убедительный рост, включая изменение климата за счет увеличения использования возобновляемых источников энергии и сокращения выбросов парниковых газов, а также в сфере образования, где ЕС находится в пределах достижения своих основных целей, однако, с другой стороны, прогресс менее перспективен в развитии инвестиций в НИОКР и сокращении бедности. В соответствии с анализом "умнее, зеленее, более инклюзивным?" в 2018 году выбросы парниковых газов в ЕС снизились до 22,4% к 2016 году по сравнению с уровнем 1990 года, что свидетельствует о том, что ЕС, как ожидается, не только достигнет, но и превысит свою цель сокращения выбросов парниковых газов до 20% к 2020 году, кроме того, в сфере образования с 2008 года доля выпускников младших классов снизилась с 14,7% до 10,6% к 2017 году, а доля людей с высшим образованием увеличилась до 39,9%, что свидетельствует о том, что Европа неуклонно приближается к своей образовательной цели, достигая менее 10% выпускников младших классов в возрасте от 18 до 24 лет и увеличивая долю 30-34-летних выпускников высших учебных заведений до 40%, несмотря на то, что ЕС все еще имеет разрыв с некоторыми крупными экономиками, такими как США, Канада и Корея [5]. Однако гораздо меньший успех был достигнут в двух других целях: риск бедности с отставанием 20,7 миллиона человек от целевого показателя и расходы на НИОКР с отставанием 0,97 процентных пункта от целевого показателя 2020 года, поэтому необходимы значительные усилия для устранения этих пробелов до конца периода осуществления стратегии. Кроме того, на международном уровне стратегия ЕС-2020 играет важную роль в решении повестки дня на период до 2030 года, принятой мировыми лидерами в Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года для устойчивого развития "Преобразование нашего мира". повестка дня представляет собой набор из 17 руководящих принципов и 169 связанных с ними целей в области развития и, таким образом, ставит ЕС на правильный путь для достижения устойчивого будущего путем формирования своей внутренней и внешней политики, научно-исследовательских и инновационных программ, чтобы сбалансировать хороший уровень жизни для всех европейцев в пределах нашей планеты [4].

 

Список литературы:
1. Communication from the commission EUROPE 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. — Brussels, 03.03.2010 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf.
2. European Commission. 2007b. Integrated Guidelines for Growth and Jobs (2008–2010). COM (2007) 803 final. — Brussels, 11.12.2007.
3. European Commission. 2010d. Commission Staff Working Document. Lisbon Strategy Evaluation Document. SEC (2010) 114 final. — Brussels, 02.02.2010.
4. Sustainable development in the European Union. A Statistical Glance from the viewpoint of the un sustainable development goals, 2016 edition. 
5. The EU Open Data Portal / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://data.europa.eu/euodp/en/data.
6. The Europe 2020 competitiveness report: Building a More Competitive Europe. Report World Economic Forum. — Geneva, 2012.
7. Višnja Samardžija Hrvoje Butković. From the Lisbon strategy to Europe 2020. the National and University Library. — Zagreb, 2010. Number 749222.
8. Williams Mark. Uncontrolled Risk. McGraw-Hill Education. 2010, April 12.