АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИИ
Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИИ
ANALYSIS OF THE CONCEPT OF INNOVATION
Svetlana Strunnikova
Graduate student, Ivanovo State University, Russia, Ivanovo
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие инноваций через призму развития теоретической составляющей инновационных процессов. Даны подходы к понятию инновации разных авторов и проеден сравнительный анализ с соотносимыми понятиями. Прослеживается изменение как научного, так и общественного восприятия инноваций в разных сферах жизни.
Abstract. This article examines the concept of innovation through the prism of the development of the theoretical component of innovation processes. Approaches to the concept of innovation by different authors are given and a comparative analysis with correlated concepts is carried out. There is a change in both scientific and public perception of innovations in different spheres of life.
Ключевые слова: инновации; новации; аналог; восприятие инноваций.
Keywords: innovation; analog; perception of innovations.
Исследуя научную литературу отечественных и иностранных авторов можно увидеть отсутствие единого подхода к термину инновация – имитация, нововведение, подражание, изобретение и др. Довольно широкое распространение сегодня получил термин инновация, который позволил выделить данные процессы и охарактеризовать их на глобальном, региональном и индивидуальном этапе развития общества. В настоящее время невозможно представить ни одну страну, которая бы видела свое развитие без применения в разных сферах инноваций, данное относится и к сфере услуг. В силу различных причин и обстоятельств в этой области инновации мало рассматриваются авторами научных трудов.
Такие авторы, как Ан. де Монкрентьен, Томас Ман, Ж-Б Кольбер, Анн Тюрго, Визер Фр. Кенэ опираясь на присущие их школам учения рассматривали подход к нововведениям с позиции непосредственного участия государства. Д. Рикардо, Д. Милль, Б. Твисс рассматривали инновации со стороны земледелия, снижения издержек, стратегического управления и утверждали, что этот термин не имеет определенного содержания и еще совсем недавно в своем развитии он не имел полного, категориального оформления. Другое мнение возникает уже с конца 19- начала 20вв. и связано это с трудами Г. Тарда, И. Шумпетера и Н. Г. Кондратьева, которые считали, что в инновациях есть проблематика, терминология и классификация.
Цель исследования включает в себя исследование понятия инновации с позиции терминов, соотносимых с данным и заменяющих его, чтобы подойти к современной его составляющей.
Теперь посмотрим на специфику эволюционного характера инноваций и затем сравним его категорийный аппарат с такими терминами, как нововведение, подражание, имитация, рационализаторское предложение, аналог чтобы выявить отличия и сходства в подходах в мировой и российской практике.
Й. Шумпетер ввел термин «инновации» впервые в XX веке в качестве изменения в целях реализации и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В своих ранних публикациях он рассматривал инновации с позиции «осуществления новых комбинаций» в контексте экономического развития и «делания вещей по-другому» в экономической сфере. Позднее, он приходит к выводу, что инновации выступают как процесс «созидательного разрушения».
Каждый новый автор, рассматривая данный термин вносил определенные изменения. Например, С. Кузнец включает в данное понятие как технологический, так и социальный аспект под влиянием эпохи. То есть - максимизация полезности технологических инноваций. Ю. В. Яковец определил инновации как «общесоциологическую закономерность, двигатель и побудительный мотив прогресса общества во всей его многогранности» [9]. Он рассматривает их как часть научно-технических и экономических циклов, как основу выхода из кризиса, через модель взаимосвязи научных, технических, экономических, образовательных, организационно-управленческих циклов и их инновационных фаз [10]. То есть возможно выделить следующие свойства, присущие инновациям:
- изменения и процесс (Й. Шумпетер),
- полезность (С. Кузнец),
- закономерность и мотив прогресса (Ю. В. Яковец)
Законодательно, возможно говорить о закреплении понятия инновации как «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [1]. Данное определение характерно для РФ. Но в тоже время оно полностью совпадает с определением, которое представлено в Руководстве Осло в 2010г. За последние годы подход к инновациям в мире достаточно расширился и в редакции уже 2018г. данное определение имеет несколько иную интерпретацию «Инновация — это новый или усовершенствованный продукт или процесс, или их комбинация, который значительно отличается от предыдущих продуктов или процессов, производившихся в организации, и стал доступен потенциальным пользователям или введен в эксплуатацию.» [4]. То есть продукт или процесс должен иметь отличия и доступность в мире, стране, рынке, предприятии с минимальной полезностью.
В российском стандарте ГОСТ Р 57313-2016 инновации представлены как «внедрение нового или значительно улучшенного продукта, товара или услуги, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или осуществлении внешних связей» [3]. То есть основные характеристики данного термина – внедрение, новое, улучшенное.
Таким образом, представленные подходы к понятию инновации в научной среде, в РФ и мире претерпевают существенные изменения и включают в себя широкий круг видов деятельности, которые выходят за рамки НИОКР - организационные изменения, инновации в маркетинге, и такие нетехнические инновации вносят существенный вклад в производительность компаний и, помогают им расти. Также признание важности взаимодействия между институциональными факторами (фирмы, университеты, исследовательские организации) при осуществлении производства, распространения и использования знаний, корректируют и выработку инновационной политики. Появляются и новые факторы, оказывающие влияние на них:
- Новые инновационные сети и кластеры. Изменился их характер и интенсивность благодаря возможностям, открывающимся с ИКТ, росту открытых инноваций, фрагментации производства и новым подходам к кластерной политике. Они облегчают обмен знаниями между участниками, поддерживают объединение ресурсов, поощряют лучшее их сочетание и способствуют преодолению провалов в координации.
- Укрепление международных связей. Сотрудничество стало более важным, поскольку снизились коммуникационные издержки, а также открытость для торговли и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) способствовали разнообразным формам сотрудничества в области инноваций. Особенность: международные связи позволяют фирмам получить доступ к более широкому пулу ресурсов и знаний при меньших затратах и разделить риски. [15]
- Капитал, основанный на знаниях, и нематериальные активы. Инвестиции и экономический рост в странах во все большей степени определяются нематериальным или наукоемким капиталом. Фирмы инвестируют в капитал, основанный на знаниях, столько же или даже больше, чем в физический капитал. Эта особенность имеет решающее значение для инновационной политики сегодня.
- Информационно-коммуникационные технологии. Они существенно изменили инновационный ландшафт за последнее десятилетие. ИКТ улучшили обмен информацией и распространение знаний, снизили производственные издержки, повысили производительность труда фирм, расширили рынок инновационных продуктов и услуг, а также открыли новые возможности для инноваций.
То есть, инновации прочно вошли в жизнь человечества. Они являются залогом развития государства и во многом определяют его место на мировой арене. При этом, механизмы и требования к изменениям различаются в разных странах в зависимости от их уровня развития. Например, в то время как инновации в странах с высоким уровнем дохода приравниваются к изобретательству, поскольку их технологии и промышленность находятся на глобальном уровне, в развивающихся странах это может быть имитацией. Поскольку механизм инноваций различен для стран, находящихся на разных уровнях развития, требования к образованию также различаются. [15]
Теперь сравним понятие инноваций с терминами, которые имеют похожее значение и выявим их сходства и различия. Для анализа использует понятия инновации, имитация, нововведение, новшество, рационализаторское предложение, подражание, аналог. Таблица 1.
Из представленной таблицы видно, что основная масса, используемых при формулировке определений слов имеет сходства.
Распространено отношение к инновации как к воспроизведению и развитию чужих идей. В мире имитация (подражание) уже давно приняла вид органической черты конкуренции – в научно-технической и рыночной нише. Эта общественно полезная имитация по П. Друкеру называется творческой. В его трудах творческий имитатор представлен как тот, кто «не изобретает продукт или услугу, а совершенствует и размещает их» [13]. Поддерживает эту позицию и Т. Левитт: «Большинство инновационных продуктов имеет подражательный характер» [14].
Такие термины, как «изобретение» и «инновация» часто отождествляют, но они имеют ряд различий. Как изобретение понимают новый метод, решение для технической задачи. С его распространением изобретение принимает новое качество и будет инновацией. От появления изобретения и его трансформации в инновацию проходит некоторое время - инновационный лаг. То есть, изобретение – это формирование новой концепции, тогда как инновация выступает как выделение практической ценности для изобретения и превращение его в успешно продаваемый продукт [12].
Из таблицы следует, что наиболее близки друг к другу, такие понятия как инновации, новшество, нововведение и рационализаторское предложение. Но между ними есть ряд существенных отличий.
Как видно из представленных определений новшество имеет более узкий охват. Оно направлено на определенный процесс или продукт и в конечном итоге не имеет продолжения, если не будет расширено (как и рационализаторское предложение). Его внедрение будет уже нововведением для определенной области, предприятия, производства. А инновацией они станут при распространении и коммерциализации.
Таблица 1.
Понятия соприкасающиеся с понятием «инновации»
И схема их взаимодействия друг с другом будет следующей, как представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Взаимосвязь друг с другом категорий, переходящих поэтапно в инновации
Тем самым, инновации на основе представленного возможно определить, как состояние перехода от создания аналога, имитации к определенной области деятельности с принесением продукту, системе, процессу индивидуальных черт (новация) и распространение его в масштабах предприятия, отрасли, страны, мира (нововведение) для реализации коммерческой составляющей (инновация).
Выводы:
Введение термина инновации в начале 20в. способствовало переходу людей к новому формату развития. С течением времени выполнена огромная работа по его осмыслению и включению в деятельность различных областей знаний и наук. Сегодня они – один из самых весомых показателей, отражающих уровень возможностей государства в современном мире.
Сравнение данного понятия с другими терминами в той или иной мере имеют общие свойства и различия. В связи с этим возможно проследить закономерность развития инноваций от имитации и аналога до самих инноваций.
Существует достаточно много вопросов, связанных с инновациями и пока отсутствует единый подход как к самому термину, так и к деятельности в целом, что является достаточно проблематичным в современном и без того динамичном мире.