Статья:

Перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность таможенных органов Российской Федерации

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Савенкова И.С. Перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность таможенных органов Российской Федерации // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(33). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 25-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность таможенных органов Российской Федерации

Савенкова Ирина Сергеевна
магистрант, Российская таможенная академия, РФ, г. Люберцы

 

PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN CUSTOMS

 

Irina Savenkova

Master student, Russian Customs Academy, Russia, Lyubertsy

 

Аннотация. В статье проанализированы перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность таможенных органов, разработана модель развития таможенной службы в условиях цифровизации государственного управления, представлен алгоритм машинного обучения при формировании профилей риска, сделан вывод об эффективности внедрения технологии Big Data в систему таможенных органов.

Abstract. The article analyzes the prospects for implementation of digital technologies in the activities of the customs authorities, formulated a model for the development of the customs service in the context of digitalization of public administration, presents an algorithm for machine learning in the formation of risk profiles, concludes the effectiveness of the implementation of Big Data technology in the system of customs authorities.

 

Ключевые слова: цифровая экономика; таможенная служба; таможенные органы; большие данные; искусственный интеллект; цифровизация; автоматизация; система управления рисками.

Keywords: digital economy; customs service; Customs; Big data; intelligence; digitalization; automation; risk management system.

 

В современных условиях устойчивый экономический рост и конкурентоспособность страны обеспечивают инновации, в частности цифровые технологии, которые позволяют существенно улучшить качество предоставляемых государственных услуг и повысить их эффективность.

Внедрение в деятельность государственных органов власти инновационных технологий является важной задачей, которая отражена в Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года, предполагающая «формирование к 2030 году качественно новой, быстро перенастраиваемой, передовой в области IT-технологий умной таможенной службы, незаметной для добросовестного бизнеса и результативной для государства» [4]. Совершенствование таможенного администрирования путем использования современных информационных технологий, а также всеобщая автоматизация и цифровизация всех процессов в деятельности таможенных органов позволит повысить эффективность таможенного дела в Российской Федерации, снизить административную нагрузку на бизнес, обеспечить прозрачность таможенных процедур, что положительно скажется на имидже таможенных органов [3, с. 352].

В настоящее время Федеральная таможенная служба России активно совершенствует электронное таможенное администрирование, внедряя целый ряд новых информационно-коммуникативных технологий: развитие электронного декларирования, электронного взаимодействия между таможенными и иными органами государственной власти, совершенствование системы управления рисками, модернизация программных продуктов, входящих в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов Российской Федерации, создание механизма прослеживаемости товаров, создание центров электронного декларирования и другие нововведения, которые являются основой для построения единой цифровой платформы таможенных органов Российской Федерации  [1, с. 69].

Цифровую трансформацию таможенной службы в соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в современных условиях можно представить в следующем виде:

 

Рисунок. Модель развития таможенной службы в условиях цифровизации государственного управления

 

Модель начинается с «безбумажной» таможни в качестве ядра, при этом накладываются последующие слои: «электронный», «цифровой» и «интеллектуальной», которые включают все признаки предыдущих слоев соответственно, добавляя новые признаки. Интеллектуальная таможня предполагает использование «сквозных технологий»: больших данных, искусственного интеллекта, интернета вещей, распределенных реестров, виртуальной и дополненной реальности. В результате роста товарооборота и количества участников внешнеэкономической деятельности увеличивается объем собираемой информации, которая может иметь структурированный и неструктурированный вид, что затрудняет ее обработку. Для решения данной проблемы необходимо внедрить в деятельность таможенных органов технологию Big Data (Большие данные), которая позволит проанализировать огромные объемы данных различных форматов.

Большие данные – это совокупность методов обработки данных различной степени структурированности, позволяющие получать информацию нового качества, воспринимаемую человеком, а также принимать на ее основе управленческие решения.

Одним из методов обработки и анализа больших данных является машинное обучение, которые позволяет производить, собирать, хранить и анализировать огромные объемы данных, на основе исторических данных прогнозировать те или иные ситуации, находить причинно-следственные связи и автоматически собирать новые типы данных с меньшими издержками, чем при традиционной обработки информации.

Упрощенная схема алгоритма машинного обучения при формировании профилей риска может быть представлена следующим образом:

  1. Со всех баз данных государственных органов собираются данные об участниках ВЭД, которые нарушили таможенное законодательство.
  2. Делятся примерно в отношении 80/20 для обучения и проверки.
  3. Выбирается модель, подходящая для формирования профилей рисков участников внешнеэкономической деятельности.
  4. На основе исторических данных модель самообучается.
  5. Результаты оцениваются и отправляются на доработку при недостаточной точности.

Достоинством данного метода является максимальное исключение человеческого фактора в процессе принятия решения. Статистическая модель в ходе анализа информации из множества баз данных государственных органов может найти скрытые взаимосвязи, причинно-следственные связи и объективно предсказывает поведение конкретного участника ВЭД. При этом программа будет непрерывно самообучаться в реальном времени и создавать алгоритмы для оптимизации бизнес-процессов.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что, внедрение технологии Big Data, а также искусственного интеллекта в систему таможенных органов России позволит [2, с. 301]:

  1. Осуществлять в реальном времени эффективную проверку и таможенный контроль заявленных сведений о товаре, перемещаемом через таможенную границу.
  2. Повысить эффективность системы управления рисками путем автоматического анализа большего объема информации и выявления взаимосвязи между различными событиями, что позволит снизить человеческий фактор.
  3. Упростить и ускорить этапы выбора объектов таможенного контроля с помощью системы управления рисками, а также повысить точность анализа и оценки риска, которые происходят с использованием информационно-программных средств таможенных органов.
  4. Спрогнозировать возможные нарушения таможенного законодательства.
  5. Максимально сократить взаимодействие должностных лиц таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, что повлияет на снижение коррупционных рисков.

Таким образом, цифровая трансформация таможенных органов, внедрение больших данных и искусственного интеллекта необходимо для ускорения и упрощения осуществления таможенных операций, а также для повышения доверия бизнеса к деятельности таможенной службы.

 

Список литературы:
1. Завьялов Д.А., Завьялова О.В. Перспективы цифровизации деятельности таможенных органов России // Ученые записки международного банковского института. – 2018. – № 2 (24). – С.67-75.
2. Левкина В.С., Лосева И.А. Гончарова М.С. Проблема внедрения цифровых технологий в работу системы управления рисками // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. – 2020. – № 5 – С.300-303.
3. Озерова Е.И. Федеральная таможенная служба РФ и цифровая экономика: результаты и перспективы развития // Аллея науки. – 2018. – № 10 (26). – С.351-355.
4. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL:http://www.customs.ru/.