ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС КЛУБА.
Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС КЛУБА.
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE PERFORMANCE INDICATORS OF THE ORGANIZATION ON THE EXAMPLE OF A FITNESS CLUB.
Petr Bobrov
Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Orenburg branch, Russia, Orenburg
Anna Shamsutdinova
Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Orenburg branch, Russia, Orenburg
Ivan Sovetov
cand. economy Sciences, Associate Professor, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Orenburg branch, Russia, Orenburg
Аннотация. За прошедшие годы из-за распространения Covid-19 пострадала большая часть отраслей экономики по всему миру. Потребители, оказавшись в сложном финансовом положении, были не способны поддерживать прежние показатели спроса, а предпринимателям вовсе пришлось изменять режим работы, а некоторым закрываться совсем. Всё это привело к образованию кризисной ситуации. Основной проблемой для представителей малого бизнеса стало отсутствие достаточного финансового запаса, который позволил бы им платить заработную плату сотрудникам, арендную плату, налоги, коммунальные платежи и прочее. Именно из-за этого для компаний не представлялось возможным работать более трех месяцев без государственной поддержки.
Abstract. Over the past years, due to the spread of Covid-19, most sectors of the economy around the world have been affected. Consumers, finding themselves in a difficult financial situation, were not able to maintain the previous indicators of demand, and entrepreneurs had to change their working hours altogether, and some closed completely. All this led to the formation of a crisis situation. The main problem for small businesses was the lack of a sufficient financial reserve that would allow them to pay salaries to employees, rent, taxes, utility bills, and so on. It was precisely because of this that it was not possible for companies to operate for more than three months without government support.
Ключевые слова: экономика; анализ, фитнес; пандемия; экономические показатели.
Keywords: economics; analysis; fitness; pandemic; economic indicators.
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация привела к тому, что большему числу фитнес-объектов пришлось приспосабливаться к текущей, непростой экономической обстановке. Именно из-за этого появилась резкая необходимость в редактировании системы работы, с целью сохранения конкурентоспособности и удержания на рынке. Основная сложность заключалась в том, что никто не был готов к подобного рода событиям, и не у всех работодателей получилось адаптироваться к суровым реалиям. В этих условиях спортивная сфера как сектор экономики потерпела огромные убытки. По данным, которые были опубликованы национальным фитнес-сообществом (НФС), в конце 2019 года действовало и полностью функционировали 13 тыс. фитнес-объектов. В данной отрасли было трудоустроено 768 тыс. сотрудников. В период с апреля по сентябрь 2020 года всё это буквально обрушилось. Общий объём выручки фитнес индустрии в целом сократился более чем на 70%. В период продолжительного локдауна было закрыто из-за банкротства около 30% спортивных объектов по России. А рабочих мест лишились почти 140 тыс. человек.
Целью исследования является рассмотрение положения фитнес-индустрии в экономических условиях пандемии. Для достижения данной цели были использованы такие методы, как: анализ СМИ, статистических данных НФС, наблюдение за развитием эпидемиологической ситуации и анализ результирующего состояния фитнес-индустрии, на примере Оренбургского филиала фитнес-клуба Alex Fitness.
Основная часть
Фитнес-индустрия – относительно юный сегмент спортивной сферы в Российской Федерации. Основные направления в российском фитнесе включают: тренажерный зал, это силовые упражнения и кардио-тренировки, групповые программы, растяжку, водные занятия в бассейне. За последнее время индустрия фитнеса набирает популярность среди всех возрастов населения. Люди стали больше времени уделять своему образу жизни и телу.
Благодаря этому индустрия стала активно набирать обороты, стали развиваться новые направления, форматы фитнес-клубов и различные варианты абонементов. Всё это привело к увеличение ежедневной выручки. Для исследования были получены данные о средней ежедневной выручке одного из клубов сети Alex-Fitness.
Рисунок 1. Средняя ежедневная выручка (руб.) Оренбургского филиала фитнес-клуба Alex Fitness поквартально
Исходя из данной диаграммы, видно, что в период 2017-2019 годов клуб набирает популярность и средний ежедневный показатель выручки имеет тенденцию к росту. В 2019 году прирост этого показателя был значительно выше, чем в предыдущих годах.
В марте 2020 г. фитнес-объекты лицом к лицу столкнулись с ограничительными мерами, в соответствии с которыми необходимо было приостановить работу. Именно это повлекло за собой тяжелейшие для отрасли экономические последствия. Индустрия подверглась огромным материальным потерям, это и возврат средств клиентам, и прекращение каких-либо продаж, но долговые обязательства, в свою очередь, никуда не делись. Клубам всё также необходимо было выплачивать заработную плату, коммунальные услуги, аренду. В конце марта был объявлен локдаун. Фитнес-индустрия, как и многие другие сферы, была полностью парализована, клубы закрыты, администрация и весь тренерский состав оказались без работы. Всё это продолжалось почти 6 мес. до августа 2020 года. В период локдауна началось приспособление сотрудников и клуба к сложившимся реалиям. Отдел продаж возобновил свою работу почти сразу с объявления локдауна. Свою профессиональную деятельность менеджеры продаж осуществляли из дома по телефону и с помощью интернета. Тренерский состав начал развитие своих социальных сетей и стали переводить клиентов в онлайн. Да, это не могло заменить специализированные тренажёры и снаряды, но это позволило поддержать спортивный дух своих клиентов и не нарушить дисциплину.
Для предприятий в фитнесс-индустрии характерна низкая маржинальность бизнеса, в основном объекты функционируют за счет оборотных средств, постоянного продления абонементов на посещение. Ввиду всего этого показатели выручки упали до 0 на всём протяжении данного периода. Исходя из данных фитнес-клуба, можно сделать вывод о том, что локдаун нанёс невероятный ущерб финансовому состоянию клуба. На графике наглядно это видно. Показатели средней ежедневной выручки за 2020 год сократились почти на 62%.
Рисунок 2. Средняя ежедневная выручка (руб.) Оренбургского филиала фитнес-клуба Alex Fitness поквартально
После такого продолжительного простоя очень проблематично восстановить работу клуба в прежнем ритме. Одной из причин, повлиявших на состояние фитнес-индустрии в России, являются требования Роспотребнадзора о соблюдение санитарно-эпидемиологических мер. Помимо возможных задолженностей по аренде, уплаты коммунальных платежей, всевозможных текущих кредитов, отрасль несет дополнительные затраты в среднем по 150–200 тыс. рублей в месяц на один объект для выполнения санитарно-эпидемиологических требований. Для примера, с целью соблюдения требований сохранения социальной дистанции руководство клуба было вынуждено сократить количество человек на групповых занятиях, следить за количеством одновременного нахождения нескольких людей в помещении, проводить дезинфекцию оборудования, закупать специальные средства обработки поверхностей, средства защиты.
Государство включило ряд фитнес-сетей в список системообразующих предприятий России, фитнес-отрасль же была добавлена правительством в список пострадавших отраслей. Департамент стратегического развития и реализации федеральных проектов Минспорта в лице Сергея Смирницкого подтверждает, что государственная помощь была оказана в размере всего 1,5 млрд руб. В рамках этой помощи предприятия получили отсрочку по налоговым платежам, безвозвратные кредиты. Отдельной проблемой стал вопрос с арендодателями, так как около 90% фитнес-объектов находилось в аренде. Некоторым компаниям удалось договориться об отсрочки платежа или оплаты неполной стоимости, но не у всех это получилось.
В свою очередь, компания Alex Fitness – сеть фитнес-клубов, имеющая филиалы в большинстве регионов России. Чтобы остаться на плаву, компания также переходила в онлайн, помимо тренировок, был запущен марафон Alexgame, в аренду сдавались тренажеры и продавались специально созданные наборы тренировок на закрытом портале GetCourse. Тем не менее большого фидбэка на новые платные онлайн-услуги среди клиентов не отмечалось, по данным, предоставленным аналитиками президенту холдинга Алексею Ковалеву. В июле в Санкт-Петербурге было закрыто несколько небольших спортивных клубов сети, в марте убытки компании составили 150 млн. рублей, в апреле уже превысили 250 млн рублей. Весь топ-менеджмент компании работал, не получая заработной платы, деньги, заработанные на онлайн-продуктах, были направлены на зарплаты сотрудникам. Как правило, онлайн-тренировки бесплатны или очень дешевы, прибыль незначительна.
Таблица 1.
Показатели деятельности фитнес-клуба
|
2019 |
2020 |
2021 |
Абсолютное отклонение 2019-2020, руб. |
Абсолютное отклонение 2020-2021, руб. |
Темп прироста 2019-2020, % |
Темп прироста 2020-2021, % |
Выручка |
76 076 210 |
28 936 180 |
64 741 527 |
-47 140 030 |
35 805 347 |
-61,96 |
123,74 |
Цена абонемента 10 мес. |
8 900,00 |
7 900,00 |
6 900,00 |
-1 000,00 |
-1 000,00 |
-11,24 |
-12,66 |
Число клиентов |
6 178,00 |
4 875,00 |
5 919,00 |
-1 303,00 |
1 044,00 |
-21,09 |
21,42 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что за период локдауна компания очень много потеряла в выручке. В 2020 году, по сравнению с 2019 выручка сократилась почти на 62%, что в количественном отношении составило 47 млн. рублей. Связано это с полным прекращением какой-либо деятельности. Также можно заметить, что в ходе ухудшения экономической ситуации фитнес-клуб начал сокращать цены на свои услуги с целью охвата большей аудитории. Помимо сокращения выручки, сократилось и общее число клиентов клуба. Многие не вернулись обратно, не смотря на все проводимые акции и скидки, из-за опасения заразиться новым вирусом. При сокращении числа клиентов и, как следствие, сокращение показателя выручки, добавилась еще одна статья расходов. А именно на обеспечение выполнения всех необходимых санитарных и эпидемиологических мер безопасности сотрудников и клиентов фитнес-клуба. Перед администрацией клуба встала задача обеспечения сотрудников и клиентов средствами индивидуальной защиты, размещения и поддержание работоспособности диспенсеров с антисептическими средствами и прочее.
Можно сделать вывод, что основная тенденция выживания бизнеса – запуск онлайн-продуктов в различных вариантах. Безусловно, решить все финансовые задачи, получить хорошую прибыль, хорошие показатели рентабельность – переход в онлайн не позволил, но это стало для кого-то, помимо возможности удержаться на рынке, новым вектором развития бизнеса. Помимо этого, важна позиция и репутация компании, сложившаяся до введенного повсеместного карантина. Как показывает практика, крупные игроки рынка смогли пережить финансовые трудности, в то время как более мелкие компании, в силу недостаточного запаса ресурсов, оказались более подвержены изменениям. Необходимо соблюдать требования Роспотребнадзора, так как при внезапной проверке владелец может понести серьезные финансовые потери.