Статья:

Система факторов, определяющих направления развития дистанционной торговли

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Дыганова Р.Р. Система факторов, определяющих направления развития дистанционной торговли // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 38-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система факторов, определяющих направления развития дистанционной торговли

Дыганова Рената Рафаилевна
преподаватель кафедры ЭОП, ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» РФ, г. Казань

 

The characteristic of the factors defining the directions of development of remote trade

 

Renata Dyganova

teacher of EOP department FGBOOU WAUGH "The Kazan state power university", Russia, Kazan

 

Аннотация. В статье приведены основные направления совершенствования развития дистанционной торговли. Разработана классификация факторов, влияющих на развитие дистанционной торговли.

Abstract. The main directions of improvement of development of remote trade are given in article. Classification of the factors influencing development of remote trade is developed.

 

Ключевые слова: дистанционная торговля, факторы, социально-экономическая эффективность.

Keywords: remote trade, factors, social and economic efficiency.

 

Направления развития дистанционной торговли (рис. 1) обусловлены существующими особенностями рынка, определяющими ее развитие: недостаточный уровень развития инфраструктуры, необеспеченность отдаленных и малонаселенных пунктов информационно-коммуникационными системами, низкая привлекательность отдельных территорий вследствие их социально-экономической неразвитости, дефицит кадров, несовершенная система оплаты, недостаточно широкий ассортимент реализуемых товаров, низкоэффективная организация доставки товаров основным поставщиком транспортных услуг ФГУП «Почта России», недостаточная эффективность государственного регулирования. [3, c.37]

 

Рисунок 1. Направления развития дистанционной торговли

 

Для достижения результативности выделенных направлений развития дистанционной торговли, представленных на рисунке 1 целесообразным представляется рассмотрение условий, влияющих и определяющих эти направления.

В научной литературе существуют различные классификации факторов: основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные, качественные и количественные и ряд других классификаций. Посредством каждого признака классификации представляется возможным определить влияние факторов на развитие торговли, в том числе деятельности исследуемых организаций торговли, изучить и проанализировать причины изменения исследуемых явлений, место и роль каждого фактора в определении результативности деятельности хозяйствующих субъектов.

При оценке факторов, влияющих на развитие торговли, чаще других используются внешние (независящие от деятельности хозяйствующего субъекта) и внутренние (зависящие от неё) факторы. Однако, исходя из основных функций внутренней торговли (экономической и социальной), на наш взгляд, внутренние и внешние факторы необходимо рассмотреть в разрезе качественных и количественных.

В экономической литературе количественные факторы выражают точную (количественную) определенность явлений. Качественные же факторы характеризуют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (рис. 2).

Необходимо отметить, что в качестве показателя, характеризующего развитие дистанционной торговли мы используем долю оборота дистанционной торговли в структуре оборота внутренней розничной торговли, особенно учитывая взаимосвязь традиционной розничной и дистанционной торговли. В ряде стран (Великобритания, Германия, Китай, США) доля дистанционной торговли в общем объеме оборота розничной торговли значительна и составляет от 10% до 20%. В России, по экспертным оценкам, доля дистанционной торговли занимает от 3 до 4 % от объема розничного товарооборота. [2] Учитывая вышесказанное отметим целесообразность использования данного показателя для характеристики степени развития дистанционной торговли в России. Рассмотрим более подробно внешние и составляющие их факторы.

Согласно рис. 2 к внешним количественным факторам были отнесены те, посредством которых становится возможным оценить экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта (т.е. экономическую функцию торговли): ВВП на душу населения, уровень инфляции, уровень безработицы, ставка рефинансирования, фактическое конечное потребление домашними хозяйствами, среднедушевые доходы, плотность населения. [4, c.178]

Для выявления внешних качественных факторов воспользуемся факторами, обозначенными в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, среди которых выделен - доступ населения к Интернету, телевидению. Однако отметим, что в факторе «доступ населения к Интернету, телевидению» обозначен лишь один субъект рынка – домашние хозяйства. По нашему мнению, в данный фактор следует включить и хозяйствующие субъекты - фирмы, поскольку отсутствие информационно-коммуникационных средств связи хотя бы у одного из субъектов рынка, исключает возможность осуществления торговых операций дистанционным способом. Таким образом, внешние качественные факторы включают в себя: долю предприятий, имеющих веб-сайты, долю предприятий, использующих глобальные информационные сети в структуре организаций внутренней торговли, долю организаций, использующих сеть Интернет для получения заказов от покупателей в структуре организаций внутренней торговли, долю домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, долю домашних хозяйств, имеющих персональный/портативный компьютер, долю домашних хозяйств, имеющих кабельное телевидение, долю домашних хозяйств, имеющих мобильный телефон. Информационным обеспечением указанного перечня факторов являются данные Российского статистического ежегодника раздел «Информационные и коммуникационные технологии».

Далее рассмотрим внутренние количественные факторы. По нашему мнению, в их состав необходимо отнести те факторы, посредством которых представляется возможным оценить экономическую эффективность функционирования хозяйствующего субъекта. Их перечень довольно обширен, однако учитывая то, что в качестве результативного показателя Yмы используем долю оборота организаций дистанционной торговли в структуре оборота внутренней розничной торговли, целесообразным представляется рассмотрение факторов, в основу которых заложена категория оборачиваемости, в том числе: оборачиваемость капитала, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств, фондоотдача.

Для выявления влияния внутренних качественных факторов воспользуемся данными исследований DataInsight и RUWARD, проведенным в 2016 году. Согласно исследованиям к внутренним качественным факторам относят: индекс безопасности, индекс доступности, индекс юзабилити, индекс ассортимента, варианты доставки, варианты оплаты, удобство выбора товара, удобство оформления заказа.

 

Рисунок 2. Классификация факторов, определяющих развитие дистанционной торговли

 

Приведенная на рис. 2 классификация факторов предоставляет возможности для последующего анализа, целью которого может быть определение наиболее значимых факторов по каждому признаку классификации. Подобный анализ может проводиться с использованием различных методик, в частности [1]: индексный метод, метод цепных подстановок, экспертный метод, интегральный метод, экономико-математический метод. Отметим, что последний позволяет выявить взаимосвязь между исследуемыми факторами, сравнить их значения и определить наиболее существенные факторы влияния.

 

Список литературы:
1. Носкова Елена Викторовна Оценка факторов, влияющих на развитие роз-ничной торговли Дальневосточного федерального округа// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (51). Номер статьи: 5102. Дата публикации: 2017-07-17. Режим до-ступа: http://eee-region.ru/article/5102/
2. Проект стратегии развития торговли в Российской федерации на период до 2025 года.
3. Тимошкина Е.В. Направления развития электронной торговли в Россий-ской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник Ижевской государствен-ной сельскохозяйственной академии. - 2012. – №4 (33). - С.37-39 Режим доступа: http://elibrary.ru , свободный. 
4. Хальчевский А.Н. Повышение качества функционирования субъектов дистанционной торговли / А.Н. Хальчевский[Электронный ресурс] // Транспортное дело России. - 2010. - №12. – С. 178-180. Режим доступа: http://elibrary.ru , свободный