Статья:

Формирование организационной структуры городской Думы (на примере г. Шахты)

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Сизухин А.В., Черкесова Э.Ю. Формирование организационной структуры городской Думы (на примере г. Шахты) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование организационной структуры городской Думы (на примере г. Шахты)

Сизухин Александр Владимирович
магистрант ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты, РФ, г. Шахты
Черкесова Эльвира Юрьевна
д-р экон. наук, проф, зав. кафедрой «Экономика и менеджмент» ИСОиП (филиал) ДГТУ в г.Шахты, РФ, г. Шахты

 

Formation of the organizational structure of the City Duma (on the example of the city of Shakhty)

 

Alexander Sizuhin

master's student of DSTU in Shakhty, Russia, Shakhty

Elvira Cherkesova

D. E. N., prof., head. the Department "Economics and management" VoIP (branch) of DSTU in Shakhty, Russia, Shakhty

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме управления персоналом в городской Думе. В основе основных методов такого управления выступают методы организационного воздействия. В связи с чем, на основе совершенствования организационной структуры при­водятся рекомендации, способствующие эффективному использованию персонала.

Abstract. This article is devoted to the problem of personnel management in the city Duma. The main methods of such management are the methods of organizational impact. In this connection, on the basis of improving the organizational structure, recommendations are made to promote the effective use of staff.

 

Ключевые слова: административные методы управления персо­налом; городская Дума; организационная структура; структура аппарата городской Думы.

Keywords: administrative methods of personnel management; city Duma; organizational structure; structure of the city Duma apparatus.

 

Одним из ключевых направлений управления персоналом в любой организации выступают методы организационного воздействия (как элемент административных методов), основанные на текущей, установленной локальными актами и актами вышестоящих структурных подразделений, организационной структуре, штатном расписании, положениях о подразделениях, и т. д.

Иными словами, специфика управления персоналом во многом предопределяется внутренней структурой конкретной организации, в связи с чем, для формулирования выводов и предложений относи­тельно развития методов управления персоналом аппарата городской Думы города Шахты, представляется целесообразным проанализировать его внутреннюю структуру.

В настоящее время, структура аппарата городской Думы города Шахты действующего шестого созыва, представлена следующим образом [1] (Рис. 1):

 

Рисунок 1. Структура аппарата городской Думы города Шахты шестого созыва


Организационная структура аппарата городской Думы г. Шахты может быть охарактеризована как линейно-функциональная, сочетающая в себе признаки линейного управления, образуемого в результате рас­положения должностей по принципу прямого подчинения (например, председатель городской Думы – Управляющий делами – Главный бухгалтер), что придает устойчивость и надежность соответствующего управления, и функционального управления, основанного на передаче прав линейного руководства нескольким субъектам управления, каждый из которых сосредоточен на осуществлении одной из специализированных функций (начальник организационно-правового отдела является функциональным руководителем по отношению к заведующим и специалистам Контрольно-организационного сектора, правового сектора и сектора взаимодействия государственными и муниципальными органами, городами-побратимами, осуществлению протокольных мероприятий).

Преимуществом такой формы организации аппарата городской Думы г. Шахты выступает то, что линейные руководители (Председатель городской Думы и Управляющий делами), освобождаются от несвой­ственных функций ресурсного обеспечения функционирования Аппарата, обеспечивается возможность координации действий между линейными и функциональными звеньями организационной структуры, а также обеспечивается высокая степень специализации элементов рассматри­ваемой системы, выступающая условием эффективности ее функциони­рования.

Кроме того, линейно-функциональный тип организационной структуры управления способствует значительному повышению качества линейного руководства за счет объединения специалистов в отдельные подразделения (контрольно-организационный сектор, правовой сектор, сектор по взаимодействию с государственными и муниципальными органами, и т. д.), призванные за счет соответствующего объединения обеспечивать анализ управленческой информации статистического, аналитического, координирующего свойства, и вырабатывать на основании получаемых данных рекомендации, предложения, и непосред­ственные пути решения вопросов, входящих в сферу профессиональной компетенции того или иного элемента структурной организации аппарата городской Думы г. Шахты.

Однако, как отмечается в специальной литературе, управлен­ческие структуры, основанные на линейно-функциональном принципе организации могут действовать эффективно преимущественно при испол­нения нечасто меняющихся функций. В то время как в современных условиях необходимы структуры, ориентированные на инновации, на решение задач перспективного развития территории [2].

Кроме того, недостатком современной системы организации аппарата городской Думы г. Шахты, оказывающим влияние и на модель управления персоналом, выступает необходимость линейных руководителей постоянно согласовывать текущие вопросы как с соответствующими нижестоящими функциональными службами, так и с непосредственными вышестоящими звеньями структурной организации Аппарата (т. е. высшим руководством). При этом обозначенная длинная цепь команд не только сказывается на оперативности и эффективности совершаемых действий и принимаемых решений, но и способна приводить к искажению первоначальных команд, ввиду многочисленности промежуточных звеньев между первоначальным и конечным субъектами коммуникации.

В этой связи, с учетом действительного наличия положительных аспектов существующей линейно-функциональной организации аппарата городской Думы г. Шахты, представляется целесообразным с точки зрения развития методов управления персоналом дополнить ее органи­зационными структурами программно-целевого или программно-функционального типа, нацеленных на решение стратегических задач развития аппарата городской Думы и муниципального образования в целом, поскольку именно в процессе деятельности структурных подразделений и специалистов аппарата городской Думы г. Шахты происходит разработка и формулирование предложений, воплощаю­щихся впоследствии в общеобязательные муниципальные нормативно-правовые акты.

Более того, в современной доктрине муниципального управления отмечается, что отсутствие подобного рода программно-функциональных структур выступает свидетельством игнорирования вопросов постановки стратегических целей и задач развития города [3].

Еще одним важнейшим началом развития методов управления персоналом выступает регулярный мониторинг и актуализация муниципальных нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус сотрудников аппарата городской Думы и особенности функцио­нирования ее отдельных подразделений. Значение обозначенной деятельности состоит в следующем:

1. Недопущение дублирования функций сотрудников Аппарата и целы подразделений, в том числе посредством объединения частично пересекающих функций;

2. Приведение формулировок функций и задач, реализуемых в процессе отправления муниципальной службы в соответствие с требо­ваниями действующего законодательства, необходимое, с одной стороны, для недопущения осуществления полномочий, не предусмотренных действующим законодательством, а с другой – напротив, для учета на уровне муниципального нормотворчества отсутствующих значимых функций, исполнение которых предписывается вновь принимаемыми нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня, регламентирующие процедуру деятельности органов местного самоуправления;

3. Унификация и достижение единообразия формулировок функций муниципальных служащих, как условия ясности и доступности для восприятия характеристики, соответствующих направлений деятельности;

4. Другое.

Таким образом, в результате проведенного анализа представляется обоснованным вывод о том, что развитие методов управления пер­соналом аппарата городской Думы г. Шахты целесообразно начинать с совершенствования организационной структуры аппарата, как условия стратегического развития муниципального образования и состояния муниципальной службы в целом, а также производить посредством совершенствования нормативных актов и положений, непосредственно регламентирующих выполнение служебных и трудовых обязанностей сотрудниками аппарата городской Думы г. Шахты.

 

Список литературы:
1. Решение Шахтинской городской Думы от 30.09.2015 № 12 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении структуры и количества штатных должностей аппарата городской Думы города Шахты шестого созыва» // Шахтинские известия. – 23.10.2015. – № 83.
2. Макинтайр Р. Роль местных органов власти в условиях рыночных реформ // Р. Макинтайр. – Проблемы теории и практики управления. – 2003. – № 6. – С. 57-62. 
3. Алёхин Э.В. История государственного и муниципального управления в России: учебной пособие / Э.В. Алёхин. – Пенза: Пенз. Гос. ун-т, 2006. – 219 с.