Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫДЕЛА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОБЩЕДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Землеустройство, рекреация и туризм

Выходные данные
Алымова К.И., Королёва Н.А., Букин С.Н. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫДЕЛА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОБЩЕДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(73). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫДЕЛА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОБЩЕДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Алымова Кристина Игоревна
магистрант, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, РФ, г. Пенза
Королёва Наталья Алексеевна
студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, РФ, г. Пенза
Букин Сергей Николаевич
доцент кафедры «Землеустройство и геодезия», канд. экон. наук, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, РФ, г. Пенза

 

TOPICAL ISSUES OF ALLOCATION OF LAND PLOTS FROM AGRICULTURAL LAND OF COMMON OWNERSHIP (ON THE RISE OF THE PENZA REGION)

 

Kristina Alymova

Master's student, Penza State University of Architecture and Construction, Russia, Penza

Natalya Koroleva

Bachelor's student, Penza State University of Architecture and Construction, Russia, Penza

Sergey Bukin

Associate Professor of the Department, Candidate of Economic Sciences "Land Management and Geodesy" of the Penza State University of Architecture and Construction, Penza State University of Architecture and Construction, Russia, Penza

 

Аннотация. Проведён анализ количественных характеристик земельного фонда региона (Пензенская область) и правовых аспектов процедуры выдела земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общедолевой собственности. Выявлены основные проблемы реализации рассмотренной процедуры на практике. Предложены варианты устранения недостатков.

Abstract. An analysis of the quantitative characteristics of the land fund of the region (Penza region) and the legal aspects of the procedure for allocating land plots from agricultural land of common ownership was carried out. The main problems of implementation of the considered procedure in practice are revealed. Options for eliminating shortcomings are proposed.

 

Ключевые слова: выдел; земельные участки; земли сельскохозяйственного назначения.

Keywords: allotment; land plots; agricultural land.

 

В настоящее время в условиях сложной макроэкономической обстановки в целях обеспечения продовольственной безопасности необходимо обеспечить устойчивое и комплексное развитие сельских территорий [1, с. 186; 2, с. 1536], как основы агропромышленного комплекса.

Наличие долевой собственности замедляет развитие хозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения. Для упорядочения землепользования необходима инициатива всех собственников земельных долей. Только они могут распорядиться земельным участком, находящимся в долевой собственности. Однако на протяжении уже более 20 лет земля остается практически невостребованной, в том числе потому, что средний возраст собственника земельной доли составляет уже порядка 66 лет.

Земельный фонд в административных границах Пензенской области по состоянию на 1 января 2022 года составляет 4335,2 тыс.га. (таблица 1)

Таблица 1

Сравнение земельного фонда Пензенской области по категориям

Категории земель

Площадь тыс. га.

2020 г.

2021 г.

2021 г. к 2020 г.

1

2

3

4

1. Земли сельскохозяйственного назначения

3069,2

3069,2

-

2. Земли населенных пунктов

230,6

230,6

-

3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

44,7

44,7

-

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов

9,2

9,2

-

5. Земли лесного фонда

964,5

964,5

-

6. Земли водного фонда

14,8

14,8

-

7. Земли запаса

2,2

2,2

-

Итого земель:

4335,2

4335,2

-

 

Согласно данным вышеприведенной таблицы 1 в 2021 году изменений в структуре земельного фонда по категориям не произошло.

В Пензенской области на 31.12.2021 г. находится 137763 земельных участков сельскохозяйственного назначения, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Сведения о количестве земельных участков на территории Пензенской области, местоположение границ которых установлено/не установлено на примере земель сельскохозяйственного назначения показаны в таблице 2

Таблица 2

Количество земельных участков на территории Пензенской области, местоположение границ которых установлено/не установлено  на 31.12.2021 г.

Наименование категорий земель

Количество земельных участков

местоположение границ установлено

местоположение границ не установлено

1

2

3

Сельскохозяйственного назначения

7429

63534

 

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод о значительном преобладании земельных участков, местоположение границ которых не установлено.

Имеется еще один аспект, затрудняющий легитимное использование сельскохозяйственных земель: в связи с отсутствием собственника земельной доли, купить его земельную долю или оформить ее в аренду невозможно. Исходя из этого государственный бюджет теряет возможность получать прибыль от налогов. Основные средства в местные бюджеты поступают от платежей за землю с организаций и недвижимость - с физических лиц.

В то же время контрольно-надзорные органы привлекают сельскохозяйственных товаропроизводителей к ответственности, если земля ими используется без оформления прав и документов, то есть за самовольный захват пашни.

Внесенные изменения в законодательство значительно упростили порядок выявления, утверждения и передачи в муниципальную собственность невостребованных земельных долей.

Понятие "невостребованная земельная доля" и порядок ее изъятия в муниципальную собственность уточнены в статьях 12.1, 13.1, 14 и 14.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" [3].

Список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, составляет орган местного самоуправления. Так же орган местного самоуправления обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.

Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации. При выделе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет долей общедолевой собственности кадастровые инженеры сталкиваются с определенными проблемами.

1. Период выдела с момента подачи заказчиком заявления до подачи документов на государственный кадастровый учет и регистрации в Росреестре увеличивается за счёт фиксированного 30-дневного срока ожидания возражений от дольщиков.

2. Получение проекта перераспределения земель сельскохозяйственных предприятий происходит в бумажном формате. Качество выкопировки при этом среднее.

3. Отсутствует единый подход к округлению площадей при переводе площади из баллогекторов в гектары.

4. Недостаточное количество пригодных для использования паевых земель вследствие зарастания земель густой растительностью, развитие эрозионных процессов (появление оврагов и лощин).

5. Временные и финансовые издержки на судебные процедуры.

В целях устранения перечисленных недостатков предлагается более активно использовать возможности подачи документов через интернет-порталы. Дистанционное взаимодействие позволит существенно сократить срок выполнения и снизить стоимость кадастровых работ по выделу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

 

Список литературы:
1. Акифьев, И. В. Реализация кадрового потенциала Бековского района Пензенской области как способ решения сложной демографической ситуации / И. В. Акифьев, С. Н. Букин, Д. А. Самсонова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. № 2. – С. 186-194.
2. Ишамятова, И. Х. Выявление земель, подверженных негативному влиянию с применением программного продукта SAGA GIS / И. Х. Ишамятова // Столыпинский вестник. – 2022. Т. 4. № 3. – С. 1530-1538.
3. Федеральный закон от 27.04.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 29.12.2022)/ Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37816/ (дата обращения: 29.06.2023).