Автоматизация склада путем внедрения технологии радиочастотной идентификации
Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Логистика
VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Автоматизация склада путем внедрения технологии радиочастотной идентификации
Automation of the warehouse by introducing radio frequency identification technology
Natalya Kisteneva
candidate of economic sciences, associate professor, Samara State University of Economics, SSEU, Russia, Samara
Julia Gorshkova
graduate student, Samara State University of Economics, SSEU, Russia, Samara
Одной из самых значительных проблем организации склада является отсутствие порядка. Путаница в названиях, количестве товаров и их расположение приводит к потере товаров и неправильному планированию закупки товаров. Данные факторы приносят большие убытки компании.
Предприятие должно стремиться контролировать все процессы склада: следить за приемкой и отгрузкой, безопасностью, правильностью оформления товара, как в базе предприятия, так и в накладных, и так далее. Новые технологии радиочастотной идентификации (RFID) позволяют автоматизировать данные процессы на складе и максимально минимизировать человеческий фактор [1, с.607].
На сегодняшний день при маркировке товаров наиболее часто используются штрих-коды. Это дешевый и простой метод, однако, имеющий множество ограничений (необходим прямой контакт с кодом, легкая повреждаемость и т.д.) Использование RFID технологии на складе имеет следующие преимущества:
1. Дает возможность считывания в сложных условиях, таких как пыль, мороз и т.д.
2. Позволяет хранить гораздо больше информации о продукте, при этом данные могут быть изменены в режиме реального времени;
3. Улучшает хранение товаров, требующих особых условий хранения (метки могут контролировать влажность и температуру);
4. Препятствует кражам складской продукции;
5. Дает возможность удаленного сканирования информации с меток, а также многопоточное сканирование.
RFID метки можно считывать:
· На стационарных постах, на которых устанавливается блок антенн и ридер;
· На погрузчиках или ричтраках, на которые также монтируются антенны, ридер и терминал сбора данных;
· Ручными терминалами сбора данных с антенной.
Большие возможности открывает также применение данной технологии в инвентаризации склада. Рассмотрим непосредственно процесс инвентаризации с использованием RFID меток.
При поступлении объектов на склад от оператора требуется провести первичную инвентаризацию – наклеить метки на объекты, считать метки посредством мобильного терминала и привязать к метке информацию о товаре.
Последующие инвентаризации осуществляются с помощью мобильных терминалов на основе документа инвентаризации. После получения или создания документа инвентаризации на его основе производится соответствующая инвентаризация, что осуществляется посредством считывания RFID меток терминалом.
Инвентаризация с использованием RFID технологий обеспечивает для склада большие преимущества. RFID позволяет считывать метки без их прямой видимости, а также считывание нескольких меток одновременно. Это значительно убыстряет процесс. Сотруднику достаточно просто провести считывателем по полке и в систему поступит информация о наличии определенного товара. После этого легко увидеть недостачи на основе сопоставления количества складских объектов в документе инвентаризации и количества реально имеющихся объектов.
Согласно исследованию, проведенному программным обеспечением «Клеверенс», инвентаризация товарных остатков при помощи RFID выполняется в 40 раз быстрее, чем по штрих-кодам, и от 100 до 200 раз быстрее, чем вручную. При этом задействуется в несколько раз меньше людей и оборудования, а оперативность данных возрастает многократно.
Таблица 1.
Сравнение технологий инвентаризаций
Показатели |
Визуальное сопоставление |
Использование штрих-кодов |
Использование RFID системы |
Скорость считывания |
От 20 до 100 шт/мин |
От 10 до 30 шт/мин |
До 1024 шт/мин |
Точность считывания |
Определяется человеческим фактором, особенностью сотрудника. Возможны ошибки |
От 85% до 99,5% (пропуски, двойные сканирования) |
От 98% до 99,995% |
Ресурсы |
От 2 человек
|
От 1 до 10 чел. + от 1 до 10 считывателей |
1 чел. + 1 RFID считыватель |
Время на пересчет 4000 позиций |
От 2х часов до суток |
От 30 мин до 4х часов |
От 10 до 40 мин |
Дополнительные издержки |
Оплата сверхурочных |
Оплата сверхурочных, зарядка и ремонт считывателей. |
Маркировка RFID-метками, зарядка и ремонт считывателей. |
Таким образом, помимо скорости инвентаризации, точность также различна в зависимости от применяемого метода. Так при визуальном сопоставлении невозможно спрогнозировать количество ошибок, так как это определяется внимательностью сотрудников, а также порядком на складе (некоторые позиции могут затеряться и не учитываться при инвентаризации). Использование штрих-кодов дает от 15 ошибок на 100 единиц товара до 5 ошибок на 1000 единиц товара, в зависимости от внимательности сотрудников. Использование системы радиочастотной идентификации – от 2 ошибок на 100 единиц товара до 5 ошибок на 10000 единиц товара, в зависимости от расположения меток, плотности укладки, условий считывания.
RFID-метка стоит не дороже ярлыка и дешевле упаковки, но при этом влечет за собой ряд огромных преимуществ, являющихся следствием автоматизации инвентаризации.
Так, например, увеличение частоты инвентаризации позволяет получить ряд косвенных выгод от внедрения решения: уменьшение краж, совершаемых персоналом. Частота инвентаризаций раз в полгода и даже раз в месяц – слишком редкий временной период. На больших предприятиях существует крупная текучка кадров, и зачастую должного контроля за их действиями не происходит. Сотрудник, совершающий кражи, успевает уволиться, прежде чем недостачи обнаружат.
Также рост продаж за счет снижения числа недовольных покупателей в компании. Если компания занимается розничной реализацией товара, то важным фактором лояльности покупателей является наличие товара в розничной точке [2, с.421].
Согласно исследованию Дэниэла Корстена и Томаса Грюэна от 2005 года, всего лишь 8% такого показателя как «данного товара сейчас нет, либо нет нужного размера/цвета/вкуса/запаха», приводит к потере до 40% покупателей. Оставшиеся 60% могут купить другую аналогичную продукцию или вернуться за товаром позже.
Автоматизация позволяет обеспечить правильную закупку товара, а также отгрузку товара в розничную точку, тем самым увеличив продажи товаров в компании [3, с.48].
Внедрение технологии радиочастотной идентификации – это новая ступень в развитии компаний на рынке. Старые привычные методы идентификации хоть и отличаются дешевизной, но значительно увеличивает как время на стандартные операции в деятельности склада, так и увеличивает число недостач от краж и потерь на складе, также убытков от неправильного планирования закупок. Автоматизация увеличивает контроль компании и повышает ее уровень на рынке среди конкурентов.