Статья:

Сценарии устойчивого развития сельских территорий Севера

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Глазков Х.Н., Романова О.Д. Сценарии устойчивого развития сельских территорий Севера // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 50-57.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сценарии устойчивого развития сельских территорий Севера

Глазков Харысхан Николаевич
магистрант Финансово-экономического института Северо-Восточный Федеральный Университет, РФ, г. Якутск
Романова Оксана Дмитриевна
канд. социол. наук, доцент Финансово-экономический институт Северо-Восточный Федеральный Университет, РФ, г. Якутск

 

Sustainable development scenarios of the Northern rural territories

 

Kharyskhan Glazkov

Undergraduate, Institute of Finances and Economics, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, Yakutsk

Oksana Romanova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Institute of Finances and Economics North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, Yakutsk

 

Аннотация. Сценарии устойчивого развития сельских территорий Севера играют важную роль при разработке долгосрочной стратегии развития территорий. Статья рассматривает инерционный и оптимистический сценарии развития сельского поселения и выбор подходящего сценария для его устойчивого развития. 

Abstract. Sustainable development scenarios of the Northern rural territories play an important role in designing of a long-term development strategy. The article considers inertial and optimistic scenarios for the development of a rural settlement and the choice of a suitable scenario for its sustainable development.

 

Ключевые слова: сценарии; устойчивое развитие; индикаторы; сельские территории; стратегия.

Keywords: scenarios, sustainable development; indicators; rural territories; strategy.

 

Современный этап развития Севера характеризуется возрастанием его экономической роли и требует к себе такого подхода, который бы не допустил ухудшения социально-экономического и экологического положения северных территорий. На наш взгляд все вышеуказанное предполагает переход к модели устойчивого развития, принципы которой Комиссия Брундтланд сформировала как «длительное непре­рывное развитие, обеспечивающее потребности живущих сегодня людей без ущерба удовлетворению потребностей будущих поколений» [1, с. 50].

Реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий ведется в рамках Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства РФ 02.02.2015 №151-р.

Мероприятия Стратегии направлены на достижение следующих целей:

· создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общественно значимых функций и решения задач территориального развития;

· обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения;

· обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учётом современных требований и стандартов;

· повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны [2, с. 21].

В принятой Стратегии подчеркивается необходимость формиро­вания стратегий на уровне принятия региональных и муниципальных стратегий, но при этом необходимо учитывать, что сельские терри­тории имеют различные уровни развития и свои преимущества.

При формировании стратегий устойчивого развития целесообразно применить сценарный подход, так как разработка одного варианта стратегического плана недостаточно для решения задач, которые стоят в долгосрочной перспективе.

Сценарный подход применяется при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов федерации, равно как и в процессе подготовки иных документов стратегического планирования. Сценарии строятся с учетом плановых и прогнозных документов. Они по своей сущности являются качественным описанием ситуации, содержащим ряд количественных оценок. Это отличает их от прогнозов, в которых, как правило, делается акцент на количественные показатели [3, c. 89].

Примером разработки сценариев устойчивого развития сельских территорий Севера могут служить сценарии развития муниципального поселения «Село Усть-Миль» муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия). Сельское поселение находится в 131 км от п. Усть-Мая и в 523 км от столицы Республики Саха (Якутия) г. Якутска. Транспортная схема характеризуется как трудно­доступная и представлена с ноября по апрель зимником по р. Алдан, в летнее время – водным путем, в межсезонье – самолетом.

В настоящее время в сельском поселении нет производственных предприятий. Основным видом деятельности населения является подсобное хозяйство, заготовка деловой древесины и основная занятость (60 %) обеспечивается в основном за счет бюджетной сферы.

Проведенный анализ развития муниципального образования сельского поселения «Село Усть-Миль» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), внутренних ресурсов и потенциала, ограничений долгосрочного развития, его конкурентных преимуществ, внешних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие, позволил выделить два основных сценария развития МО СП «Село Усть-Миль»: инерционный и оптимистический.

Инерционный сценарий (стагнация) основан на гипотезе сохра­нения сложившейся к настоящему времени специализации экономики, существующих тенденций развития производства и социальной сферы в среднесрочной перспективе. Этот сценарий идеологически соответ­ствует инерционному сценарию развития Республики Саха (Якутия).

Инерционный сценарий развития МО СП «Село Усть-Миль» не предполагает существенных сдвигов в структуре занятости. Основными видом деятельности останутся: лесозаготовка, ЖКК, образование, управление, приусадебное растениеводство. Продолжится постепенное сокращение численности экономически активного населения, населения в трудоспособном возрасте, а также общей численности постоянного населения села.

В структуре доходов населения будет увеличиваться доля социальных выплат, динамика которых будет оказывать возрастающее влияние на общую динамику и формирование конечного спроса. Ввиду низкого уровня благосостояния населения и сокращения его численности уровень жилищного строительства останется на нулевом уровне. Дотационность бюджета села сохранится на высоком уровне.

В социальной сфере предполагается сохранение достигнутого уровня финансирования из всех источников с учетом инфляции. Существенного улучшения качества предоставляемых услуг не ожидается. Что также будет способствовать дальнейшему оттоку наиболее активной части населения с территории села Усть-Миль.

Таблица 1.

Значение индикаторов при инерционном сценарии развития

Ожидаемый результат от реализации программных мероприятий

Значение индикаторов (показателей)

2017 год (базовый)

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

1

Улучшение качества жизни населения:

 

 

 

 

 

 

 

Численность населения на конец года, чел

290

285

284

280

278

276

 

Коэффициент рождаемости

0

3,5

7,0

7,5

8

8

 

Среднемесячная номинальная заработная плата, руб.

12456,9

13589,7

14473,1

15413,8

16415,7

17482,7

 

Уровень общей безработицы

20,3

19,3

18,7

18,2

15,3

13,8

2

Содействие обеспечению занятости населения

 

 

 

 

 

 

 

Численность экономически активного населения на конец года, чел.

138

135

134

132

131

130

 

Общее количество созданных рабочих мест

0

0

1

1

3

2

 

Общее количество созданных временных рабочих мест

10

8

10

11

11

12

 

Уровень зарегистрированной безработицы

12,3

12

11,9

11,8

11

10,5

3

Содействие развитию базовых отраслей экономики

 

 

 

 

 

 

 

Заготовка деловой древесины, тыс. куб. м.

6

5

6

6

6,5

6,5

 

Производство хлеба и хлебобулочных изделий, тонн

10,6

10,5

10,5

10,6

10,6

10,7

 

Производство кондитерских изделий, тонн

0,9

0,9

1

1

1,5

1,5

 

Производство услуг культуры, тыс. руб.

15

25

30

35

37

40

4

Обеспечение системы жизнеобеспечения

 

 

 

 

 

 

 

Протяженность тепловых сетей, км.

1,4

1,4

4,6

4,6

4,6

4,6

 

Подключение жилищного фонда к системе отопления, кв. м.

0

0

583

673

0

0

5

Повышение качества и доступности услуг в сфере культуры

 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес населения, участвующего в мероприятиях, проводимых учреждениями культуры

42

45

50

55

60

65

6

Обеспечение финансовой устойчивости поселения

 

 

 

 

 

 

 

Общий объем дополнительных поступлений от проектов, тыс. руб.

0

0

1,5

1,6

5,1

3,5

 

Объем привлеченных внебюджетных инвестиций, тыс. руб.

 

250

15820

1390

2390

1440

 

Оптимистический сценарий развития основан на гипотезе о продолжении развития экономики села в рамках сложившейся к настоящему времени сырьевой модели роста. В нем предполагается улучшение транспортной доступности за счет принятия автодороги «Усть-Мая – Усть-Миль - Белькачи» в собственность республики или муниципального района.

Данный сценарий предполагает реализацию инвестиционного проекта по созданию лесоперерабатывающего завода на территории Усть-Майского района, за счет чего на территории МО СП «Село Усть-Миль» будет существенно увеличены объемы заготовки леса. При этом возможны два варианта создания лесозаготовительного производства:

1.  организация лесозаготовительных бригад индивидуальных предпринимателей, заключающих договора поставки сырья с заводом;

2.  формирование структурного подразделения завода на терри­тории с. Усть-Миль.

Для развития отрасли предпочтительней второй вариант создания производства, так как на территории поселения работает только один индивидуальный предприниматель, у которого нет достаточных ресурсов для обновления оборудования и увеличения объемов производства.

Таблица 2.

Значение индикаторов при оптимистическом сценарии развития

 

Ожидаемый результат от реализации программных мероприятий

Значение индикаторов (показателей)

2017 год (базовый)

2018 год

2019

год

2020 год

2021 год

2022 год

1

Улучшение качества жизни населения:

 

 

 

 

 

 

 

Численность населения на конец года, чел

290

285

284

298

305

310

 

Коэффициент рождаемости

0

3,5

7,0

8

9

10

 

Среднемесячная номинальная заработная плата, руб.

12456,9

13589,7

14541,02

15558,9

16648

17813,4

 

Уровень общей безработицы

20,3

19,3

18,7

14,6

12,0

6,3

2

Содействие обеспечению занятости населения

 

 

 

 

 

 

 

Численность экономически активного населения на конец года, чел.

138

135

134

144

150

159

 

Общее количество созданных рабочих мест

0

0

1

14

9

17

 

Общее количество созданных временных рабочих мест

10

8

10

11

11

12

 

Уровень зарегистрированной безработицы

0,0

12

11,9

9

7,5

4,5

3

Содействие развитию базовых отраслей экономики

 

 

 

 

 

 

 

Заготовка деловой древесины, тыс. куб. м.

6

5

6

15

20

30

 

Производство хлеба и хлебобулочных изделий, тонн

10,6

10,5

10,5

11

11,5

11,7

 

Производство кондитерских изделий, тонн

0,9

0,9

1

1

2

2

 

Производство услуг культуры, тыс. руб.

15

25

30

37

42

45

4

Обеспечение системы жизнеобеспечения

 

 

 

 

 

 

 

Протяженность тепловых сетей, км.

1,4

1,4

4,6

4,6

4,7

4,8

 

Подключение жилищного фонда к системе отопления, кв. м.

0

0

1256

65

65

0

5

Повышение качества и доступности услуг в сфере культуры

 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес населения, участвующего в мероприятиях, проводимых учреждениями культуры

42

45

50

57

62

67

6

Обеспечение финансовой устойчивости поселения

 

 

 

 

 

 

 

Общий объем дополнительных поступлений от проектов, тыс. руб.

0

0

1,5

22,4

15

28,5

 

Объем привлеченных внебюджетных инвестиций, тыс. руб.

 

250

16320

2600

3110

3160

 

Как показывают данные таблиц, оптимистический сценарий разви­тия можно признать как сценарий устойчивого развития сельского поселения. При данном сценарии значения индикаторов возрастают за счет принятия эффективных управленческих решений со стороны администрации муниципального образования. Но при этом основную роль должны играть руководство муниципального района и республики в целом.

 

Список литературы:
1. Брундтланд Г.Х. Наше общее будущее. Доклад Комиссии ООН по окружающей среде и развитию. 1987. – М.: Прогресс, 1988. – 412 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 г. № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/Fw1kbNXVJxQ.pdf.
3. Шелкунова Т.Г. Сценарный подход в стратегическом управлении регио-нальным развитием // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – № 7. – С. 87-91.