Анализ целей и измерителей в планировании транспортно-логистических систем
Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Логистика
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Анализ целей и измерителей в планировании транспортно-логистических систем
В современных логистических системах значительно увеличивается роль и значимость оценки логистических операций, которые необходимо спланировать и реализовать с высокой степенью эффективности.
Планирование является основным звеном в системе управления. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что для разработки действенных и востребованных пользователем систем поддержки принятия управленческих решений прежде всего необходимо определиться с какими целями и критериями измерять эффективность логистических операций.
Большинству российских компаний, находящихся в условиях неопределенности и непостоянности экономической среды, необходимо разработать методики оценки эффективности проведения логистических операций [3, с. 4].
Целью работы является анализ целей и измерителей в планировании транспортно-логистических систем.
В своем учебном пособии А.А. Яшин отмечает, что «Транспортировка в современной логистике это не только перевозка товара, но и большое количество сопутствующих услуг – экспедирование, информирование, грузопереработка, охрана, страхование, таможенные процедуры и пр.» [3, с. 11].
Комплекс объектов и субъектов логистической инфраструктуры совместно с материальными, информационными и финансовыми потоками между ними являются характерным для транспортно-логистической системы, которая в свою очередь выполняет функции хранения, распределения и транспортировки товаров, а также правового и информационного поддержания товарных потоков [1, с. 70].
Рассмотрим основные цели функционирования транспортно-логистических систем:
1. Финансовые цели. Они выражаются в форме прибыли при рентабельности и ликвидности.
2. Производственно-технические цели. Они отражают общую производительность и производительность отдельных подразделений, через минимизацию отдельных периодов времени в процессе производства.
3. Техническая эффективность. Такая эффективность выражается через технические параметры и ресурсоемкость производства.
Развитие деятельности и повышение финансовой устойчивости - это одни из самых главных задач, которые необходимо решить российским предприятиям в условиях мирового экономического кризиса. Наиболее актуальными и в данный период являются вопросы усовершенствования и оценки финансового состояния предприятия [2, с. 120].
Экономическую эффективность деятельности предприятия и уровень его доходности отражает рентабельность основных средств. Рентабельность является отношением чистой прибыли к стоимости основных средств и определяется по формуле 1.1:
, (1.1)
где: RОС – рентабельность основных средств;
ЧП – чистая прибыль предприятия;
ОС – размер основных средств предприятия.
Анализ финансовой устойчивости является одним из главных этапов оценки финансово-экономической деятельности предприятия. Такой анализ позволяет установить, имеет ли возможность предприятие платить по своим обязательствам в установленный промежуток времени, а также отражает всю информацию о ликвидности активных средств.
Системой технико-эксплуатационных показателей, которые характеризуют качество и количество выполненной работы, оцениваются производственно-технические показатели деятельности предприятия [1, с. 73].
Часть таких показателей представлены на рисунке ниже.
Рисунок 1. Показатели эффективности отдельных процессов
Использование различных средств коммуникации, техника обработки заказов, различных транспортных систем приводит к увеличению показателя времени реализации заказа. Своевременность доставки и продолжительность являются важными критериями эффективности доставки грузов (1.2).
, (1.2)
где: T – сроки грузоперевозки, ч;
Т0 – дополнительное времянахождение груза в пункте отправления, ч;
L – расстояние грузоперевозки, км;
V – суточная норма пробега авто с грузом, км/сут;
Tдоп – дополнительное время в пути, ч;
Тпр – дополнительное время на перевалку груза, ч.
Количество транспортируемого груза в тонных за единицу времени есть не что иное, как производительность грузового автомобиля. Часовой производительностью называется производительность, соответствующая одному часу работы автотранспорта. По формуле 1.3 можно определить количество циклов транспортного процесса за один час работы грузового автомобиля.
, (1.3)
где: Nц – число циклов транспортного процесса;
Ne – число поездок с грузом;
tц – продолжительность циклов транспортного процесса, ч.
Энергоемкость перевозок и затраты отдельных материальных ресурсов два взаимосвязанных критерия, которые отражают количество энергии и ресурсов, затрачиваемое на доставку грузов.
Как уже было отмечено ранее важным критерием оптимальности логистических процессов является прибыль. В качестве критерия оптимальности применяют показатель минимума приведенных совокупных затрат (1.4).
, (1.4)
где: Cп – издержки производства;
Cоб – издержки обращения.
Организуемая по соответствующему каналу, эффективность товародвижения определяется по формуле 1.5:
, (1.5)
где: R – норма прибыли товародвижения;
В – торговая выручка;
CТД – затраты на товародвижение.
В заключение хотелось бы отметить тот факт, что существует большое количество показателей логистических бизнес-процессов и критериев оптимальности, измерение и расчет которых не окончательная задача. Измерения и расчеты предоставляют важную информацию, на основании которой устанавливается вывод об эффективности транспортно-логистической системы, при наличии у предприятия целей.