Статья:

Анализ целей и измерителей в планировании транспортно-логистических систем

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Логистика

Выходные данные
Овчаров И.М. Анализ целей и измерителей в планировании транспортно-логистических систем // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 25-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ целей и измерителей в планировании транспортно-логистических систем

Овчаров Иван Михайлович
магистрант, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, РФ, г. Москва

 

В современных логистических системах значительно увеличивается роль и значимость оценки логистических операций, которые необходимо спланировать и реализовать с высокой степенью эффективности.

Планирование является основным звеном в системе управления. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что для разра­ботки действенных и востребованных пользователем систем под­держки принятия управленческих решений прежде всего необходимо определиться с какими целями и критериями измерять эффективность логистических операций.

Большинству российских компаний, находящихся в условиях неопределенности и непостоянности экономической среды, необходимо разработать методики оценки эффективности проведения логистических операций [3, с. 4].

Целью работы является анализ целей и измерителей в плани­ровании транспортно-логистических систем.

В своем учебном пособии А.А. Яшин отмечает, что «Транспор­тировка в современной логистике это не только перевозка товара, но и большое количество сопутствующих услуг – экспедирование, информирование, грузопереработка, охрана, страхование, таможенные процедуры и пр.» [3, с. 11].

Комплекс объектов и субъектов логистической инфраструктуры совместно с материальными, информационными и финансовыми потоками между ними являются характерным для транспортно-логистической системы, которая в свою очередь выполняет функции хранения, распределения и транспортировки товаров, а также правового и информационного поддержания товарных потоков [1, с. 70].

Рассмотрим основные цели функционирования транспортно-логистических систем:

1. Финансовые цели. Они выражаются в форме прибыли при рентабельности и ликвидности.

2. Производственно-технические цели. Они отражают общую производительность и производительность отдельных подразделений, через минимизацию отдельных периодов времени в процессе произ­водства.

3. Техническая эффективность. Такая эффективность выражается через технические параметры и ресурсоемкость производства.

Развитие деятельности и повышение финансовой устойчивости - это одни из самых главных задач, которые необходимо решить российским предприятиям в условиях мирового экономического кризиса. Наиболее актуальными и в данный период являются вопросы усовер­шенствования и оценки финансового состояния предприятия [2, с. 120].

Экономическую эффективность деятельности предприятия и уровень его доходности отражает рентабельность основных средств. Рентабельность является отношением чистой прибыли к стоимости основных средств и определяется по формуле 1.1:

 

 ,                                                                                                (1.1)

 

где:   RОС – рентабельность основных средств;

ЧП – чистая прибыль предприятия;

ОС – размер основных средств предприятия.

Анализ финансовой устойчивости является одним из главных этапов оценки финансово-экономической деятельности предприятия. Такой анализ позволяет установить, имеет ли возможность предприятие платить по своим обязательствам в установленный промежуток времени, а также отражает всю информацию о ликвидности активных средств.

Системой технико-эксплуатационных показателей, которые характе­ризуют качество и количество выполненной работы, оцениваются производственно-технические показатели деятельности предприятия [1, с. 73].

Часть таких показателей представлены на рисунке ниже.

 

Рисунок 1. Показатели эффективности отдельных процессов

 

Использование различных средств коммуникации, техника обра­ботки заказов, различных транспортных систем приводит к увеличению показателя времени реализации заказа. Своевременность доставки и продолжительность являются важными критериями эффективности доставки грузов (1.2).

 

 ,                                                                                            (1.2)

 

где:   T – сроки грузоперевозки, ч;

Т0 – дополнительное времянахождение груза в пункте отправ­ления, ч;

L – расстояние грузоперевозки, км;

V – суточная норма пробега авто с грузом, км/сут;

Tдоп – дополнительное время в пути, ч;

Тпр – дополнительное время на перевалку груза, ч.

Количество транспортируемого груза в тонных за единицу времени есть не что иное, как производительность грузового автомобиля. Часовой производительностью называется производи­тельность, соответствующая одному часу работы автотранспорта. По формуле 1.3 можно определить количество циклов транспортного процесса за один час работы грузового автомобиля.

 ,                                                                                                 (1.3)

 

где:   Nц – число циклов транспортного процесса;

Ne – число поездок с грузом;

tц – продолжительность циклов транспортного процесса, ч.

Энергоемкость перевозок и затраты отдельных материальных ресурсов два взаимосвязанных критерия, которые отражают количество энергии и ресурсов, затрачиваемое на доставку грузов.

Как уже было отмечено ранее важным критерием оптимальности логистических процессов является прибыль. В качестве критерия оптимальности применяют показатель минимума приведенных совокупных затрат (1.4).

 

 ,                                                                                                (1.4)

 

где:   Cп – издержки производства;

Cоб – издержки обращения.

Организуемая по соответствующему каналу, эффективность товаро­движения определяется по формуле 1.5:

 

 ,                                                                                                   (1.5)

 

где:   R – норма прибыли товародвижения;

В – торговая выручка;

CТД – затраты на товародвижение.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что существует большое количество показателей логистических бизнес-процессов и критериев оптимальности, измерение и расчет которых не оконча­тельная задача. Измерения и расчеты предоставляют важную информацию, на основании которой устанавливается вывод об эффективности транспортно-логистической системы, при наличии у предприятия целей.

 

Список литературы: 
1. Аристов С.А. Выбор критериев измерения эффективности экономиче¬ской деятельности предприятий при разработке систем поддержки принятия решений/, 2005, №4. - Белгород, с.69-75.
2. Лобанова Н.М. Эффективность информационных технологий: уч. и практ. для академ. Бакалавриата / Н.М. Лобанова, Н.Ф. Алтухова. - М.: Издательство Юрайт. - 2016. - 237 с.
3. Яшин А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем: учеб. Пособие / А.А. Яшин, М.Л. Ряшко. – Екатеринбург, 2014. – 52 с.