Статья:

Формирование системы управления рисками в компаниях автомобильной промышленности

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Инчина О.В. Формирование системы управления рисками в компаниях автомобильной промышленности // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 111-117.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование системы управления рисками в компаниях автомобильной промышленности

Инчина Ольга Владимировна
магистр кафедры «Финансы и кредит», Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

The formation of the risk management system in companies of the automotive industry

 

Olga Inchina

master of the Department "Finance and credit", Togliatti state University, Russia, Tolyatti

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы формирования системы управления рисками в компаниях автомобильной промышленности, выявлены перспективы развития данно системы. Автомобильная промышленность одна из наиболее перспективных сфер на современном этапе, ее развитие является приоритетной задачей для многих государств. Она служит инструментом повышения конкурентоспособности экономики в целом: стимулирует развитие ряда других, смежных отраслей, способна к генерированию инноваций, обеспечивает сосредоточение высококвалифицированных кадров. Ситуации неопределенности и риска имманентны деятельности предприятия в рыночной экономике, что делает необходимым для эффективности функционирования разработку системы управления рисками - риск-менеджмента.

Abstract. The article considers the basic problems of forming of risk management system in companies of the automotive industry, identified the prospects of development Danno system. The automotive industry is one of the most promising areas at the present stage, its development is a priority for many States. It is the instrument of increase of competitiveness of economy in General: stimulates the development of other related industries, capable of generating innovation provides a concentration of highly qualified personnel. A situation of uncertainty and risk inherent to the activities of the enterprise in a market economy, which makes it necessary for the functioning of the development of the risk management system - risk management.

 

Ключевые слова: автомобильная промышленность; система управления рисками; отрасль; производство; предприятия; государственная политика; инвестиционная привлекательность; конкурентоспособность; автомобилестроительный кластер.

Keywords: automotive industry; risk management system; the industry; trade; enterprises; government policy; investment attractiveness; competitiveness; the automotive cluster.

 

Становление и развитие управления рисками, как компонента системы управления предприятием, в России осуществляется сравнительно медленно, вследствие не всегда ясного понимания персоналом целей ее применения, конфликта интересов лиц, принимающих решения, присущего российским предприятиям интуитивного отношения к риску, недоверия к внешним организациям, осуществляющим управление риском, отсутствия эффективной нормативно-правовой базы управления рисками, общей нестабильной экономической обстановки и т.д.

Результаты государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в автомобильную промышленность, положительные, в первую очередь, для конечных потребителей, оказались недостаточными для полноценного развития отрасли. В связи с чем, Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики 10 ноября 2009 года было принято решение о разработке программы развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года [5].

Обобщенная концепция управления рисками представляет собой процесс выявления уровня отклонений в прогнозируемом результате, принятия и реализации управленческих решений, предотвращающих полностью или позволяющих частично уменьшить отрицательное воздействие на процесс и результаты воспроизводства случайных факторов, одновременно с этим обеспечивая уровень доходности или иной поставленной корпоративной цели.

Объектами управления выступают собственно риск, экономические отношения, сопутствующие вероятным неблагоприятным событиям и рисковые инвестиции. Субъекты управления могут быть рассмотрены как в широком, так и в узком смысле слова. С общей позиции ими выступают все члены коллектива организации, включая руководителей и сотрудников. В узком смысле субъектами являются специально уполномоченные руководители, сотрудники и подразделения компании. Цели и задачи управления рисками связаны с этапами развития бизнеса и прохождения им стадий жизненного цикла [7].

Система управления рисками на предприятии – это элемент механизма внутреннего контроля и управления рисками, который является частью общекорпоративного управления, технологическим средством и инструментами, обеспечивающими эффективность функционирования риск-менеджмента. Данная система обеспечивает организационные предпосылки, принципы и структуры для проектирования, внедрения и совершенствования бизнес-процессов управления рисками организации. Таким образом, СУР создает инфраструктуру для риск-менеджмента на регулярной основе.

Обеспечение минимизации уровня неопределенности в отношении достижимости поставленных перед руководством задач, разработка и практическое развитие процессов управления рисками является главной целью СУР. Под указанными задачами рассматриваются результаты, подлежащие достижению согласно стратегии развития, в программах тактического и операционного уровней. СУР служит регламентированному управлению оцененными рисками, а также поддержанию на уровне предпочтительного приемлемого риска интегрального риска компании.

Система риск-менеджмента, особенно в крупных компаниях, называется корпоративной системой управления рисками (КСУР). Помимо простого расширения аббревиатуры, это, как правило, влечет повышение требований к уровню регламентации деятельности в рамках системы. С позиции решения основных задач в КСУР последовательно выполняются следующие этапы:

-  Диагностика СУР на уровне единиц бизнеса и всей компании.

- Разработка основных структур КСУР (организационной, информационной, финансовой и т.п.).

- Создание регламентационного и методологического обеспечения КСУР.

-  Структуризация баз данных по выявленным рискам и состоявшимся рисковым событиям.

- Разработка механизмов мониторинга и отчетности по возникшим событиям.

- Выявление, идентификация и оценка рисков, составление плана по их минимизации и компенсации.

- Формирование карты рисков.

-  Интеграция процедуры актуализации карты в процесс бизнес-планирования.

-  Анализ и оценка фактов реагирования на рисковые события.

В стремлении сохранения и повышения конкурентоспособности отрасли как компании, так и правительство рассматривают различные варианты поддержки отрасли. На корпоративном уровне – это сокращение выпуска количества моделей, переход на сокращенную рабочую неделю. На государственном – активизация государственного регулирования отрасли, включающего прямую и косвенную поддержку как производителя, так и потребителя, в том числе сегмента экологичного транспорта. Активная государственная поддержка развития альтернативных видов транспорта обусловлена рядом факторов: высокий уровень загрязнения воздуха, рост цен на традиционное топливо, увеличение зависимости развитых стран от импорта энергоресурсов. Также поддержка сегмента экологичных автомобилей позволяет в долгосрочной перспективе укрепить позиции национального автопрома на мировых рынках, препятствовать глобальному потеплению за счет снижения выбросов СО2 и способствует развитию возобновляемых источников энергии.

Регулирование автомобильной промышленности – одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики во всех странах мира. Российская практика также подтверждает эту точку зрения. Несмотря на развитие рыночных инструментов в национальной экономике России, роль государства в отрасли традиционно значительна.

Предпринятые меры можно объединить в три основных блока:

1) защита внутреннего рынка;

2) поддержка платежеспособного спроса на продукцию, произведенную в России;

3) стабилизация  финансового состояния российских автопроизводителей и стимулирование их инвестиционной активности.

В области территориальной структуры отрасли государственное регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным регионам. Поощряется развитие новых возможностей в отрасли, призванных привести к прогрессивным структурным сдвигам в ней, к повышению ее эффективности и конкурентоспособности [8].

Опыт управления рисками на российских предприятий показывает следующее:

зарубежный опыт управления рисками используется в основном в финансовом секторе;

предприятия предпочитают разрабатывать систему идентификации рисков с разбивкой рисков по бизнес-процессам и выявлением внутренних и внешних факторов и их влияния на организацию, но в большинстве случаев используют типовую классификацию рисков, без учета особенностей направления деятельности;

промышленные предприятия внедряют риск-менеджмент как часть системы управления предприятием, но при этом риск-менеджмент остается статичным, и следовательно не соответствующим меняющимся целям деятельности предприятия;

при анализе и оценке рисков в большинстве случаев используются субъективные методы.

В условиях современных российских реалий, к сожалению, говорить о создании полноценной системы риск-менеджмента на малых предприятиях пока не приходится. Речь можно вести о крупных компаниях и части бизнеса среднего масштаба, но уже имеющего развитые элементы регулярного менеджмента. Надо понимать, что у нас часто риск-менеджмент прорастает поэлементно, по назревшей потребности (например, имеются техногенные угрозы, экологические риски, постоянные потери, возникающие при транспортировке грузов). На Западе превалирует интегрированный подход к созданию СУР, в нем управление выстраивается для всей гаммы факторов риска. При этом методики внедрения и архитектура системы носят унифицированный характер.

Можно выделить несколько основных проблем, которые являются причинами отсталости отрасли. К ним в первую очередь относятся низкие инвестиции в производство со стороны государства, отечественных и зарубежных инвесторов. Потенциальные инвесторы не видят перспективы в этих вложениях, поэтому стараются найти более интересные способы вложения денег. Также к важным проблемам относятся небольшие производственные мощности и полная техническая отсталость всей отрасли. Это обусловлено тем, что во многих отечественных производственных организациях, которые специализируются на выпуске автомобилей, применяются технологии и оборудование, которое не только устарело физически, но и морально. В результате получаются автомобили, которые не могут конкурировать с продукцией зарубежных производителей.

К проблемам также можно отнести небольшой набор комплектующих изделий и их низкое качество, неправильная таможенная политика, а также предприятия практически совсем не уделяют внимания НИОКР. Также следует отметить небольшой потенциал кадров, незаинтересованность работников производства в улучшении качества автомобилей и низкая производительность труда. Причем эти проблемы в большей степени касаются процесса производства легковых автомобилей, поскольку грузовые машины пользуются хорошим спросом [9]. Развитие автомобильной промышленности в России осуществляется очень медленно из-за большого количества преград и проблем. Все больше внимания начинается уделяться именно этой сфере деятельности, поскольку государство старается развивать и модернизировать все сферы промышленности в стране.

В условиях неопределенности хозяйственной деятельности предприятия автомобильной промышленности управление риском представляет собой комплекс регулирования стратегических, тактических, проектных и оперативно-производственных отношений. Комплексный подход имеет ряд преимуществ, и с позиции функций управления задействуется практически весь арсенал средств менеджмента, включая компоненты финансового управления, логистики, экономики, учета, продаж и т.д.

Комплекс процедур направлен на прогнозирование рисковых событий и их идентификацию; обоснование уклонения от риска; обоснование допустимости риска; минимизацию риска с применением доступной гаммы инструментов; устранение причин и последствий рисковых событий; адаптацию компаний, выстоявших в кризисный период, к новым условиям хозяйствования; защиту от банкротства.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. -  2014. - N 31. - ст. 4398.
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 18 (часть IV). - ст. 2173. 
3. Приказ Минпромторга России от 23.04.2010 N 319 (ред. от 27.12.2013) «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС Консультант плюс
4. Постановление Правительства Самарской области от 04.06.2014 года № 321 (ред. от 19.10.2015) «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» // Волжская коммуна. -  N 148(29000). – 2014. 
5. Автомобильная промышленность: производство, реализация, потребительские споры. Правовой аспект / Под ред. И. Шаблинского и Е. Данилова. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - 148 с.
6. Муханов А. Н. Проблемы и перспективы инвестиционных площадок Самарской области в контексте развития автомобильной промышленности [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.).  - Краснодар: Новация, 2016. - С. 10-15.
7. Самигуллин И.Г. Совершенствование государственного регулирования машиностроительного комплекса/ И.Г. Самигуллин // Актуальные проблемы экономики и права. - № 1(29). – 2014. – С. 143-149.
8. Сатторкулов О. Т., Умаралиев О. Р. Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий и его методы // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1435-1438.
9. Троян В. А. Проблемы и перспективы развития автомобильной промышленности как возможность улучшения международной производственной специализации России [Текст] / В. А. Троян, Н. С. Фролова // Студенческая наука XXI века : материалы XII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (12). - С. 365–372.