Систематизация функций налогов в стране с трансформирующейся экономикой
Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Систематизация функций налогов в стране с трансформирующейся экономикой
SYSTEMATIZATION OF TAX FUNCTIONS IN A COUNTRY WITH A TRANSFORMING ECONOMY
Emma Tavadyan
Graduate student, Armenian State University of Economics, Armenia, Yerevan
Аннотация. Налоговые реформы должны соответствовать нормативно-фискальной, социально-регулирующей, целевой, стимулирующей роли и функциям налоговой системы. Для эффективного сочетания этих функций необходимо систематизировать их. Налоговые реформы не должны нарушать принцип социальной справедливости, при этом с фискальной точки зрения не должны снижать соотношение налогов к ВВП. Это важно, ибо в этом отношении этот индикатор в трансформирующихся странах, в том числе в Армении, существенно ниже чем в развитых странах. При решении налоговых задач необходимо учитывать взаимосвязи всех функций налогов.
Abstract. Tax reforms must comply with the normative-fiscal, social- regulatory, and target-stimulating roles and functions of the tax system. For an effective combination of these functions, it is necessary to systemize them. The tax reforms should not violate the principle of social justice, while not reducing the ratio of taxes to GDP from a fiscal point of view. This is important, because in this respect this indicator in the transforming countries, including Armenia, is significantly lower than in developed countries. When solving tax problems, it is necessary to consider the correlations of all tax functions.
Ключевые слова: налоги; систематизация; фискальные, социальные и целевые функции налогов; соотношение налоги / ВВП.
Keywords: Tax; Systematization; Fiscal, Social and target functions of taxes; Tax to GDP ratio.
В экономической литературе сформулированы фискальная, регулирующая, стимулирующая функция налогов (см. например [1], [2], [3]).
Роль и функции налогов нами систематизированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Роль, функции, содержания налогов
Роль налогов |
Функции налогов |
Содержание |
Нормативная |
Фискальная |
Формирование доходной части государственного бюджета. |
Социальная |
Регулирующая |
Налогообложение, сфер, территорий, разными налогами и тарифами. |
Целевая |
Стимулирующая |
Развитие экономики: рост ВВП, инвестиции, занятости. Улучшение структуры ВВП и торгового баланса. |
Для эффективного выполнения этих функций существенное значение имеет системная деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательные реформы должны быть направлены на эффективное выполнение всех трех функций. Исполнительная власть посредством административных и нормативных актов должна содействовать выполнению законодательно оформленных функций налоговой системы. Судебная же власть должна обеспечить строгое выполнение законодательно представленных функций налогов. Конечно, здесь играют большую роль четкое решение кадровых, информационных и технических проблем.
Особенно в странах с трансформирующейся экономикой выполнение первой, фискальной функции может противоречить регулирующей и стимулирующей функции налогов. Фискальная функция, ограничение налоговой нагрузки зачастую оцениваются посредством кривой Лаффера [4, 5]. Налоговые реформы, с точки зрения фискальной функции не должны противоречить регулирующей и стимулирующей функции. Налоговые реформы не должны проводиться за счет налогообложения малых доходов. В том числе эти реформы не должны отрицательно сказываться на развитие экономики.
С другой стороны, стимулирующая и регулирующая функции также не должны противоречить фискальной функции, особенно странах с трансформирующейся экономикой, где соотношение налоги-ВВП зачастую не превосходит 35%. С этой точки зрения при решении стимулирующих и социальных проблем должно действовать представленное нами следующее ограничение:
Соотношение налогов к ВВП в странах ЕАЭС, в Грузии и в ряде стран Восточной Европы представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Соотношение налоги / ВВП
Страна |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Венгрия |
46.9% |
48.2% |
45.1% |
44.7% |
44.2% |
Чехия |
40.3% |
41.1% |
40.2% |
40.5% |
41.5% |
Польша |
38.7% |
39.0% |
38.9% |
39.7% |
41.2% |
Словакия |
39.3% |
42.5% |
39.2% |
39.4% |
39.9% |
Беларусь |
38.9% |
38.8% |
39.0% |
38.7% |
39.9% |
Эстония |
38.3% |
39.5% |
39.1% |
38.6% |
38.5% |
Латвия |
36.1% |
36.2% |
36.2% |
35.6% |
36.9% |
Россия |
33.9% |
31.9% |
32.8% |
33.3% |
35.5% |
Болгария |
33.6% |
34.9% |
34.7% |
33.4% |
35.1% |
Литва |
33.4% |
34.1% |
33.6% |
32.8% |
33.9% |
Киргизия |
35.6% |
35.6% |
33.5% |
33.7% |
32.8% |
Руминия |
32.1% |
32.8% |
28.9% |
28.0% |
29.4% |
Грузия |
28.0% |
28.1% |
28.3% |
29.2% |
28.6% |
Казахстан |
23.7% |
16.6% |
17.0% |
20.3% |
22.2% |
Армения |
22.0% |
21.5% |
21.4% |
21.2% |
21.6% |
Источник: данные IMF.
Как видим, Армения в этом плане уступает всем странам Восточной Европы, а также странам ЕАЭС и Грузии. Поэтому вышеуказанное фискальное ограничение имеет особенно важное значение для стран находящихся в нижней части таблицы 2. Налоговые реформы в этих странах не должны привести к снижению соотношения налоги/ВВП.
Предполагается, что проводимые в Армении налоговые реформы будут способствовать росту соотношения налоги / ВВП. В 2019-ом году данное соотношение увеличилось на два процентных пункта. Основная причина — это сокращение теневой экономики и реформирование процесса налоговых поступлений. Следует отметить, что в противодействии коррупции Армения впервые сделала значительный шаг. По оценке международной организации Transparency International Армения по индексу восприятия коррупции в 2019г. переместилась с 105-ого места на 77-ое. Индекс восприятия коррупции увеличился с 35-и до 42-и. В этом списке среди стран ЕАЭС Армения заняла 2-ое место [6].
Рисунок 1. Динамика соотношения налоги / ВВП в Армении
Рисунок составлен автором по данным IMF
Налоговые реформы, соответствующие фискальной функции должны соответствовать и регулирующим, а также стимулирующим функциям налогов. Должны быть благоприятны для роста ВВП, особенно для роста экспорта готовой продукции, имеющей наибольший процент добавленной стоимости. На наш взгляд именно этот фактор показывает степень конкурентоспособности экономики страны.
Таким образом, налоговые реформы должны оптимально сочетать все функции налогов, способствуя росту целевых макроэкономических индикаторов, не нарушая принцип социальной справедливости и не снижая уровень соотношения налоги / ВВП. Это особенно важно для стран трансформирующейся экономикой. При проведении налоговых реформ следует учесть сформулированное нами фискальное ограничение.