Статья:

Особенности предпринимательской деятельности в современных условиях

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Хакимов А.Х. Особенности предпринимательской деятельности в современных условиях // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 48-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности предпринимательской деятельности в современных условиях

Хакимов Алмаз Хамитович
кандидат экономических наук, докторант, ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», РФ, г. Санкт-Петербург

 

Features of entrepreneurial activity in modern conditions

 

Almaz Khakimov

candidate of economic Sciences, doctoral student, St. Petersburg state economic University, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье обосновывается значение предпринима­тельской деятельности для развития экономики страны. На основе изучения зарубежного опыта и анализа данных официальной статистики выделены проблемы и авторские рекомендации по их возможному решению.

Abstract. The article substantiates the importance of entrepreneurship for the development of the country's economy. Based on the study of foreign experience and analysis of official statistics data, the problems and author's recommendations for their possible solution are identified.

 

Ключевые слова: предпринимательство; малое предпринима­тельство; бизнес; новые рабочие места; экономика России.

Keywords: entrepreneurship; small business; business; new jobs; Russian economy.

 

В условиях развития рыночных отношений значение предприни­мательства трудно переоценить. Предпринимательская деятельность в экономике страны играет многофункциональную роль, поскольку выполняет ряд важных для экономического роста и повышения качества жизни граждан функций. Среди основных функций, выпол­няемых предпринимательством в экономике любой страны, следует назвать функцию лидера хозяйственной системы, создающего новые рабочие места, принимающего на себя различного рода риски рыночной экономики, гибко реагирующего на изменение спроса и преждложения на рынке и внедряющего передовые технологии с целью максимизации прибыли [1].

Практика развития предпринимательства в развитых странах показывает, что доля малого бизнеса в ВВП составляет значительный удельный вес. В этой связи справедливо, что исследования, посвященные развитию предпринимательства, занимают заметное место в отечествен­ной и зарубежной литературе.

Малый и средний бизнес обеспечивает создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.

Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционирования рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем. Об актуальности данной проблемы свидетельствуют данные официальной статистики. Так, по данным Росстата, в 2017 г. в экономике РФ было создано 2179,6 рабочих мест (что составило 6,6 % в числе замещенных рабочих мест), а ликвидировано - 2214,5 рабочих мест (что составило 6,7 % в числе замещенных рабочих мест). То есть число ликвидированных рабочих мест в целом по всем видам деятельности в прошлом году превысило количество созданных рабочих мест [5].

Роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности. Прежде всего, следует отметить, что значительный удельный вес занимают микропредприятия. По данным официальной статистики, на конец 2018 года в Российской Федерации насчитывалось 2770562 малых и 13346 средних предприятий. По сравнению с предыдущим 2015 годом число малых предприятий возросло с 2222372, то есть на 548190 предприятий (на 24,7 %), а количество средних предприятий сократилось с 19278, то есть на 5932 предприятий (на 30,8 %). Число микропредприятий в составе малых российских предприятий является превалирующим: в 2016 году – 2597646 (93,76 % от числа всех малых предприятий), в 2015 году – 1990003 (89,54 % от числа всех малых предприятий) [2].

Анализ роли микропредприятий в экономике стран можно выполнить по данным таблицы 1.

Таблица 1.

Число и удельный вес микропредприятий обрабатывающих производств по странам мира (в 2015 г.)

 

Всего
предприятий

в т. ч. численностью занятых, человек

менее 20

в % от общего числа предприятий

Россия

224043

186703

83,33

Австрия

25323

21235

83,86

Болгария

30879

26138

84,65

Венгрия

49310

44792

90,84

Германия

205028

167947

81,91

Италия

389317

360996

92,73

Литва

19398

17588

90,67

Польша

187374

172303

91,96

Португалия

66729

60288

90,35

Великобритания

131100

113981

86,94

Чехия

172054

164259

95,47

Швеция

53896

50234

93,21

Рассчитано автором на основе данных [3]

 

Эти данные опровергают миф, обсуждаемый в отечественной литературе, о том, что особенностью российской экономики является большое количество микропредприятий. Данные таблицы 1 (источник – Росстат) свидетельствуют о том, что в России удельный вес микро­предприятий составляет 83,33 %, меньший показатель – только у Германии (81,91), а остальные страны, причем основная часть из них – экономически развитые – имеют удельный вес микропредприятий обрабатывающих производств более 90 %.

В экономически развитых странах используется целый спектр инструментов государственной поддержки предпринимательской деятельности. При этом большое значение придается реализации раз­личных программ и созданию фондов поддержки бизнеса. В частности, в Германии, создана комиссия по стимулированию технологического трансферта и консультационный пункт при палате промышленности и торговли, которая выполняет функцию поддержки инновационного развития бизнеса этой страны. Здесь применяется система мер от налоговых льгот до прямого инвестирования в инновационные малые предприятия. В странах Европейского Союза создана система структур­ных фондов для осуществления финансовой поддержки при реализации программ развития малого бизнеса. В Китае предоставляются налоговые льготы вузам в том, случае, если они сотрудничают с предпринима­тельскими структурами. Опыт Японии, например, показывает, что с помощью разработки соответствующего законодательства, которое начало формироваться еще в 60-е годы прошлого столетия, малому и среднему бизнесу предоставляются не только различные льготы и преимущества, но и разрабатываются специальные схемы взаимо­действия между субъектами предпринимательства. Правительство этой страны предоставляет заказы предпринимателям, содействует их экспортной деятельности [4].

Предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных специалистов. В условиях конкуренции лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут предложить более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет. Предприятия функционируют в постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно отслеживать изменения в своей сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого ему необходимо повышать свою квалификацию, а также квалификацию своих специалистов.

Оценивая причины закрытия предприятий, около половины опрошенных предпринимателей считают, что дело не только в факторах внешней среды, но и в низкой квалификации и собственных ошибках предпринимателей. В связи с этим для предприятий является актуальной проблема повышение квалификации существующего персонала и получение им необходимых деловых и специальных знаний.

 

Список литературы:
1. Васильев Ю.В., Лебедева Е.П. Основные направления государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Материалы научной конференции «Актуальные вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства» (Ставрополь, 15 ноября 2016 г.). - С. 8-20.
2. Основные экономические показатели деятельности малых и средний предприятий // Малое и среднее предпринимательство в России. – М.: Росстат, 2017. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_47/Main.htm.
3. Число предприятий обрабатывающих производств с различной численностью занятых в 2015 году. - // Малое и среднее предпринимательство в России. – М.: Росстат, 2017. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_47/Main.htm.
4. Куник Д.А. Перспективы развития экономического сотрудничества России и Германии // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №2 (91). – С. 97-102.
5. Число созданных и ликвидированных рабочих мест (по средней числен-ности) в организациях Российской Федерации / Данные официального сайта Росстата - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#.