Совершенствование организационной структуры управления на примере Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Совершенствование организационной структуры управления на примере Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Существующая организационная структура Территориального фонда обязательного медицинского страхования (Далее ТФОМС) является линейно-функциональной. Под руководством директора находятся два отдела, и пять управлений [3]. Существующая структура не является полноценно функционирующей так как существует ряд проблем. После выявления с помощью причинно-следственной диаграммы Исикавы, была обнаружена основная проблема – затруднено планирование бюджета для медицинских учреждений [1]. В свою очередь причиной данного факта являются другие предпосылки, сведенные в таблицу 1.
Таблица 1.
Причины основной проблемы
Сфера |
Причина |
Микросреда (клиенты) |
Низкая квалификация работников МО в районах края |
Нарушение сроков исполнения требований |
|
Макросреда (внешнее воздействие) |
Увеличение спектра услуг, следовательно изменения в расчетах |
Изменения в тарифном соглашении |
|
Документооборот |
Наличие бумажного документообмена |
Затруднена рассылка писем в районы края |
|
Персонал |
Задержки в исполнении |
Автократия подразделений |
Достижение всех целей организации ставится в приоритет, при этом выполняемые функции, приводящие к заданной цели, исполняются соответствующими отделами, «задвоения» происходят на незначительном уровне, не требующем сокращения какого-либо отдела. Рассчитать масштаб управляемости и контроля с помощью коэффициентов представляется только одним показателем- коэффициентом управляемости [4].
, (1)
где: Уф – фактическая норма управляемости;
Ун – нормативная норма управляемости.
Получившееся значение коэффициент не является нормой и требует корректировок в организационной структуре.
Построив Матрицу ответственности, по вертикали процессами, а по горизонтали должностными лицами было выявлено «задвоение» функций финансового отдела и отдела экономического анализа и планирования, а также отдела по взаимодействию с медицинскими организациями. Данная ситуация обусловлена нечетким разделением функций.
В начале планирования объемов медицинской помощи для дальнейшего расчета выделяемых средств происходит распределение данных объемов в разрезе видов медицинских услуг для каждой больницы. Трудности, возникающие на данном этапе, связанны с некомпетентностью сотрудников экономического отдела в медицинских терминах и условиях оказания медицинской помощи.
Сотрудники экономического отдела направляют часть работы в отдел по взаимодействию с медицинскими организациями, чтобы последние распределили объемы в соответствии с различными нюансами. В это время финансовый отдел требует готовые планы (объемов и финансирования медицинской помощи) для дальнейшего формирования финансовых отчетов.
После анализа таблиц стала очевидна необходимость назначить ответственного за делегирование полномочий для финансового отдела, отдела экономического анализа и планирования и отдела по взаимодействию с медицинскими организациями путем добавления функций в должностную инструкцию определенного должностного лица. Предположительно вменение данных функций будет происходить для начальника финансово-экономического управления. Для этого необходимо рассчитать коэффициент полноты охвата функций по формуле 2 [2].
, (2)
где: - количество работ, проводимых в аппарате управления фактически;
- количество работ, проводимых в аппарате управления по установленным положениям.
Таким образом, мы видим, что у начальника финансово-экономического управления есть возможность выполнять еще одну функцию.
Кроме того, существует еще одна проблема. Отсутствие контроля на этапе внесения данных в информационные системы сотрудниками экономического отдела создает большую вероятность использования некорректных данных при дальнейших расчетах финансирования больниц в разрезе предоставления медицинской помощи.
Так как происходят ежемесячные корректировки в планах и методах планирования объемов и финансирования, точность при частом изменении данных необходима.
При отказе понимания необходимости изменений неправильные расчеты приведут к недовольству медицинских организаций выделенным бюджетом денежных средств, вследствие чего возможно снижение качества предоставляемых услуг, что негативно скажется на людях, нуждающихся в медицинской помощи.
В ходе анализа удалось обобщить проблемы, выявленные в результате анализа и рекомендации по их устранению, которые представляются в виде схемы на рисунке 1.
Рисунок 1. Выявленные проблемы и рекомендации к их решению
Предлагаемые меры по оптимизации деятельности компании заключаются в целенаправленной и планомерной работе, как по устранению причин, так и по изменению отношения сотрудников к выполнению своих обязанностей. В качестве первоочередных мер необходимо предпринять следующие действия:
Для усовершенствования организационной структуры ТФОМС необходимо:
· Изменить организационную структуру.
· Ввести новые должностные инструкции и скорректировать существующие для должностных лиц в изменившейся организационной структуре
· Оценить нововведения и зафиксировать созданную практику в формализованных документах.
· Целенаправленная и планомерная работа, как по устранению причин, так и по изменению отношения сотрудников к выполнению своих обязанностей.
Незначительные изменения в организационно-управленческой структуре приведут к значительной трансформации деятельности организации. После устранения проблем Территориальный фонд обязательного медицинского страхования сможет достигнуть повышения производительности и эффективности как аппарата управления, так и отдельных подразделений.