Статья:

Анализ дифференциации доходов в Дальневосточном федеральном округе

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Пташкина Е.С., Шелухин Р.Д. Анализ дифференциации доходов в Дальневосточном федеральном округе // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 28-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ дифференциации доходов в Дальневосточном федеральном округе

Пташкина Екатерина Сергеевна
ст. преподаватель Дальневосточного Федерального университета, РФ, г. Владивосток
Шелухин Роман Дмитриевич
студент Дальневосточного Федерального университета, РФ, г. Владивосток

 

Analysis of income differentiation in the far Eastern Federal district

 

Ekaterina Ptashkina

senior lecturer Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

Roman Shelukhin

student Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

 

Аннотация. В статье подробно рассмотрены среднедушевые доходов по регионам Дальневосточного Федерального округа, проанали­зировано распределение доходов населения, выявлены острые проблемы, связанные с распределением доходов населения, показателями бедности и долями лиц с доходами ниже прожиточного минимума.

Abstract. The article details the average per capita income by regions of the Far Eastern Federal District, analyzed the distribution of income of the population, identified acute problems associated with the distribution of income of the population, poverty indicators and shares of persons with incomes below the subsistence minimum.

 

Ключевые слова: доходы; расходы; уровень жизни; дифферен­циация доходов.

Keywords: income; expenses; living standards; income differentiation.

 

Доход как социально-экономическая категория представляет собой приток денежных средств и материальных ценностей, полученных в результате определенной деятельности государством, юридическим или физическим лицом [1].

Из-за многообразия сфер деятельности доходы классифицируются по различным критериям:

· по форме получения (натуральные и денежные доходы);

· по источникам получения (заработная плата, социальные трансферты, материальная помощь, доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности, заемные доходы);

· по факторам производства (заработная плата, доходы с капитала и инвестиционных ресурсов, доходы от использования земли и естественных ресурсов, доходы от предпринимательской деятельности);

· по способу получения дохода (легитимные, имеющие законную форму, с которых уплачиваются налоги; нелегитимные, подразделяю­щиеся на доходы криминального происхождения и доходы от экономической деятельности, с которой не уплачиваются налоги).

Доходы неразрывно связаны с уровнем и качеством жизни населения. Под качеством жизни населения понимается степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека [1].

В России существует ряд социально-экономических показателей, применяющихся для измерения уровня жизни населения. К таким показателям относятся денежные доходы и расходы населения, их структура и использование; реальные доходы населения; показатели дифференциации доходов населения (распределение населения по уровню доходов, концентрация доходов, коэффициент расслоения общества – индекс Джини); уровень бедности; прожиточный минимум.

Для того, чтобы наглядно рассмотреть распределение доходов населения в Дальневосточном Федеральном округе, построим Кривую Лоренца в динамике для некоторых из регионов. Кривая Лоренца позволяет оценить неравенство в распределении доходов по 20-ти про­центным группам населения, при условии, что первая группа – группа, с наименьшими доходами, а пятая – группа, с наивысшими доходами. Развитие неравенства в распределении доходов показывает динамика коэффициента Джини, характеризующего распределение всей суммы доходов населения между его отдельными группами. При равномерном распределении доходов коэффициент Джини стремится к нулю.

Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000 и 2015 года по Республике Саха (Якутия) представлена на рисунке 1.

 

Составлено автором с использованием [4, 5, 6]

Рисунок 1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000 и 2015 года по Республике Саха (Якутия)

 

Исходя из представленного графика (рис. 1) можно сказать о том, что за 15 лет дифференциация доходов населения несколько снижена. Однако большая доля доходов населения сконцентрирована в пятой группе, а именно в группе с наивысшими доходами. Так, в 2000 году 43,1 % денежных доходов было сосредоточенно в пятой группе, в 2015 году доля доходов составила 45,8%. Чтобы более точно рас­смотреть неравенство распределения доходов населения рассчитаем коэффициенты Джини в динамике, за весь анализируемый период. Данный коэффициент показывает, неравенство денежных доходов населения в виде отклонения от фактического распределения доходов.

Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2015 год по Камчатскому краю представлена на рисунке 2.

 

Составлено автором с использованием [4, 5, 6]

Рисунок 2. Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2015 год по Камчатскому краю

 

В Камчатском крае дифференциация доходов за период 2000 – 2015 годы практически не изменилась. Основной доход населения также сконцентрирован в пятой группе, с наивысшими доходами. Более детально рассматривая неравенство в распределении доходов, также рассчитаем и наглядно представим коэффициент Джини (рис. 6).

Данный коэффициент в Камчатском крае, также значительно вырос за период 2000 – 2012 годы, а дальше начал постепенно снижаться. Это означает, что распределение доходов становиться более ровным и дифференциация снижается.

Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000, 2015 годы по Приморскому краю представлена на рисунке 3.

 

Составлено автором с использованием [4, 5, 6]

Рисунок 3. Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000, 2015 годы по Приморскому краю

 

Сравнивая распределение доходов в Приморском крае за 2000 и 2015 года, можно сказать о том, что дифференциация распределения доходов населения растет (рис.7). На рисунке 7 наглядно представлена кривая Лоренца, которая характеризует данное явление. Как видно на рисунке, кривая распределения доходов населения за 2015 год более отдалена от линия равномерного распределения, чем в 2000 году. Это означает, что дифференциация только увеличивается, и не имеет тенден­ции к снижению. Анализируя динамику коэффициента Джини (рис. 4), можно сделать вывод о том, что с 2000 года показатель вырос, но с 2010 года остается практически на одном уровне и изменяется неболь­шими скачками роста и падения. В 2014‑2015 годах значение показателя оставалось одинаковым.

В Хабаровском крае неравенство в распределении доходов за весь анализируемый период практически не изменилось. Глядя на кривые Лоренца, построенные в динамике за период с 2000‑2015 годы, можно сказать, что дифференциация расходов слегка увеличилась. Основная доля доходов приходиться на пятую группу с наивысшими доходами.

 

Составлено автором с использованием [4, 5, 6]

Рисунок 4. Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000, 2015 по Хабаровскому краю

 

Коэффициент Джини в Хабаровском крае значительно вырос к 2005 году, по сравнению с базисным периодом. С 2005 года уровень коэффициента практически не менялся, изменения были незначительные в плане роста, показатель достиг своего максимума в 2013 году и составил 0,39 пунктов. Дальнейшая тенденция наблюдается в сторону плавного снижения. Коэффициент Джини по Амурской области представлен на рисунке 5.

 

Составлено автором с использованием [4, 5, 6]

Рисунок 5. Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000, 2015 по Амурской области

 

Анализируя распределение доходов по Амурской области за 2000 и 2015 года, можно сказать о том, что дифференциация распределения доходов населения практически не изменилась, и лишь слега возросла. Как видно на рисунке, кривая распределения доходов населения за 2015 год более отдалена от линия равномерного распределения, чем в 2000 году. Это означает, что дифференциация только увеличивается, и не имеет тенденции к снижению.

Рассматривая динамику коэффициента Джини (рис.5), можно сделать вывод о том, что с 2000 года показатель вырос по отношению к 2015 году. Однако, в 2005 году произошел скачек падения показателя на 0,013 пунктов. После этого, наблюдался значительный подъем до уровня 0,392 пунктов в 2014 году. В 2013 – 2014 годах значение показателя оставалось одинаковым, а в 2015 году слегка снизился.

Кривая Лоренца за 2000,2015 г.г. в Магаданской области пред­ставлены на рисунке 6.

 

Составлено автором с использованием [4, 5, 6]

Рисунок 6. Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000, 2015 годы в Магаданской области

 

В Магаданской области неравенство в распределении доходов за весь анализируемый период немного возросло. Глядя на кривые Лоренца, построенные в динамике за период с 2000‑2015 годы, можно сказать, что дифференциация расходов слегка увеличилась.

После значительного роста до уровня в 0,415 пунктов в 2012 году, коэффициент начал плавно снижаться до 2015 года. Так как макси­мальный уровень коэффициента Джини был зафиксирован в 2012 году, то наиболее сильное неравенство в распределении доходов наблюдалось в этом году. К 2015 году дифференциация немного снизилась, но осталась больше уровня 2000 года.

Сравнивая распределение доходов по Сахалинской области за 2000 и 2015 года, можно сказать о том, что дифференциация распределения доходов населения значительно выросла (рис. 7).

 

Составлено автором с использованием [4, 5, 6]

Рисунок 7. Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000, 2015 годы в Сахалинской области

 

Как видно на рисунке, кривая распределения доходов населения за 2015 год более отдалена от линия равномерного распределения, чем в 2000 году. Это означает, что дифференциация только увеличивается, и не имеет тенденции к снижению.

Анализируя динамику коэффициента Джини (рис. 8), можно сделать вывод о том, что с 2000 года показатель сильно вырос к 2010 году, и остается в пределах 0,417‑0,411 пунктов. Сахалинская область, регион Дальневосточного Федерального округа, где наблюдается самое большое неравенство в распределении доходов населения.

В Еврейской автономной области неравенство в распределении доходов за весь анализируемый период также возросло. Кривые Лоренца, построенные в динамике за период с 2000‑2015 годы, показывают, что неравенство в распределении доходов только увеличиваются.

 

Составлено автором с использованием [4, 5, 6]

Рисунок 8. Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000, 2015 годы в Еврейской автономной области

 

Анализируя коэффициент Джини за весь период, можно сказать о том, что коэффициент изменяется скачкообразно, но в целом значи­тельно вырос по отношению к 2000 году.

Рассматривая распределение доходов по Чукотскому автономному округу за 2000 и 2015 года, можно сказать о том, что неравенство распределения доходов населения возросло (рис. 9).

 

Составлено автором с использованием [4, 5, 6]

Рисунок 9. Кривая Лоренца и коэффициент Джини за 2000, 2015 годы в Чукотском автономном округе

 

Как видно на рисунке, кривая распределения доходов населения за 2015 год более отдалена от линия равномерного распределения, чем в 2000 году. Это означает, что дифференциация несколько увеличилась.

Анализируя динамику коэффициента Джини (рис. 20), можно сделать вывод о том, что с 2000 года показатель постепенно возрастал до 2014 года, и только в 2015 несколько снизился. В Чукотском автономном округе, также как в Сахалинской области наблюдается самое значительное неравенство в распределении доходов населению за период с 2000‑2015 годов, в Дальневосточном Федеральном округе.

В основном, в регионах Дальневосточного Федерального округа уровень потребительских расходов в среднем на душу населения ниже, чем средний уровень расходов по округу. Однако в таких регионах как: Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская и Сахалинская область, потребительские расходы несколько выше. Так, в Республике Саха (Якутия) за весь анализируемый период с 2000 – 2016 годы, расходы практически всегда были выше, чем средний уровень расходов по округу. С 2000 по 2016 годы данный показатель вырос на 23 788,8 рублей, и в 2016 году составили 26 082 рублей. Изменений в стороны снижения потребительских расходов на душу населения не наблюдалось. В Хабаровском крае рост расходов за весь период составил 26 415,7 рублей, в 2016 году составил – 28 203 рублей. В Магаданской области повышение потребительских расходов на душу населения за весь период составил 25 866,7 рублей, на 2016 год - 27 674 рублей. Максимальный уровень потребительский расходов на душу населения зафиксирован в Сахалинской области. За весь анализируемый период показатель увеличился на 32 226,8 рублей, в 2016 году составляли – 33 809 рублей. Минимальный уровень потреби­тельских расходов наблюдается в Еврейской автономной области. На 2016 год потребительские расходы на душу населения в месяц составили 15 942 рублей.

Таким образом, проведя анализ уровня жизни населения по всем регионам Дальневосточного Федерального округа, можно говорить о том, что уровень жизни повышается, численность населения растет, среднедушевые доходы, а также среднемесячная заработная плата также возрастает. Однако следует учесть, что неравномерное распределение доходов по населению лишь увеличивается, что является негативной тенденцией. Потребительские расходы также постоянно увеличиваются.

Повышение качества жизни является одной и важных целей раз­вития общества. Важнейшим направлением государственной политики повышения качества жизни является регулирование доходов населения, так как дифференциация доходов приводит к социальной нестабильности в обществе и замедляет качество жизни населения.

 

Список литературы:
1. Дубынина А.В. Доходы и расходы домашних хозяйств и их роль в измерении уровня и качества жизни населения // Домашнее хозяйство в прошлом и настоящем: материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Я.С. Ядгарова, 2013. – с. 31-36. 
2. Найден С.Н., Колбина Е.О. Города Дальнего Востока: социально – экономический потенциал и перспективы развития опорных центров расселения // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 4. С. 23-35.
3. Пташкина Е.С., Жорняк Я.С., Проблемы и перспективы социально-экономического развития Дальнего Востока // The modern world: experience, problems and prospects materials of the II international research and practice conference. Scientific public organization «Professional science». 2016. С. 129-141.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru.
5. Регионы России. Социально – экономические показатели – 2017 г. Статистический сборник [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm.
6. Центральная База Статистических Данных [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi.
7. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года» – Режим доступа: URL: http://www.programs-gov.ru.