Списание долгов государства: политика или расточительство?
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Списание долгов государства: политика или расточительство?
Debt relief: waste or politics?
Loginova Inna
Employee of the FGS Academy, Russia
Nikolay Kozmercuk
Employee of the FGS Academy, Russia
Sergey Shell
Employee of the FGS Academy, Russia
Аннотация. В статье рассматривается такое экономическое явление как списание долгов Российской Федерацией странам-заемщикам в период с 2000-го года по настоящее время. В ходе работы было выяснено, что этот процесс не является политикой расточительства и безвозмездной раздачи кредитованных финансов, который происходит из-за невозможности взыскать долг у стран-должников в денежном эквиваленте. В таком случае России предоставляют различные преференции, более выгодное положение на местном рынке, различные совместные проекты и контракты.
Abstract. The article considers such an economic phenomenon as the write-off of debts by the Russian Federation to borrowing countries in the period from 2000 to the present. In the course of the work it was clarified that this process is not a policy of wastefulness and gratuitous distribution of credited finances, which is due to the inability to collect debt from debtor countries in monetary terms. In this case various preferences, a more favorable position in the local market, various joint projects and contracts obtain Russia.
Ключевые слова: внешний долг; кредит; списание.
Keywords: external debt; credit; write-off.
«Одолжи деньги врагу — и ты приобретешь друга;
одолжи деньги другу — и ты потеряешь его»
Б. Франклин
В современном мире для самостоятельного существования государство должно иметь определенный вес, как в политической, так и в экономической сфере. С внедрением в экономику рыночных отношений оно превращается в хозяйствующий субъект, где создаются государственные предприятия, нуждающиеся в финансировании. Но, к сожалению, не всегда внутреннего бюджета достаточно для эффективного развития, поэтому большая часть стран прибегает к внешним кредиторам. С одной стороны рациональное распределение внешних займов помогает решению социально-экономических проблем, однако нарушение сроков погашения и неэффективное использование этих займов могут усугубить ситуацию значительным ростом долга развивающихся стран.
Российская Федерация, являясь передовой державой, зачастую предоставляет внешние кредиты развивающимся странам. Так как, к сожалению, не все государства с течением времени могут выполнять денежные обязательства по кредитам (рис. 1), то для нашей страны распространено такое явление, как списание долгов. Например,
с 2000-го года было прощено более 140 млрд. долларов из-за невозможности взыскать долг в денежном эквиваленте (рис. 2).
Рисунок 1. Список стран по внешнему долгу на IV кв. 2016 г.
Рисунок 2. Список государственных долгов, списанных Россией с 2000-го года по настоящее время
На первый взгляд можно сказать, что это неслыханная щедрость, в такие тяжелые времена, когда страна только начала укрепляться после глубокого кризиса, дефолта и войны в Чечне. Но всегда ли это акт щедрости и безвозмездное списание долга? Или все же это был грамотный экономический ход? Рассмотрим эту ситуацию более подробно.
Одной из первых стран, начиная с 2000-го года, которой Российская Федерация простила 9,53 из 11,03 млрд. долларов, был Вьетнам, где выплату по оставшейся части долга отсрочили на 2022 год. Взамен же появился прогресс в рыночных отношениях между странами: товарооборот увеличился на 20 % и составил 3,8 млрд., а уже к 2020-му году он должен вырасти до 10 млрд. долларов.
В 2003 Владимир Путин "простил" Монголии 11.1 из 11.4 млрд. долларов, а оставшиеся 300 млн. долларов Монголия выплатила сразу. В обмен на списание долга российским компаниям предоставляются льготы и более выгодные позиции, которым составляют конкуренцию компании из Японии и Китая. Россия также поставляет Монголии нефть, занимая в структуре внешней торговли страны второе место.
В 2004 Россия списывает 10-ти миллиардный долг Ираку, а в феврале 2008 еще 12 млрд. долларов. Взамен же Ирак подписал контракт на поставку российского вооружения, военной техники и другого военного имущества на сумму 4.2 млрд. долларов.
Алжир (около 5 млрд. долларов), Эфиопия (4.8 млрд. долларов), Афганистан (11 млрд. долларов), Лаос (около 1 млрд. долларов), Венесуэла (около 1 млрд. долларов), Никарагуа (5.95 млрд. долларов) - все эти страны пример так называемых "безнадежных" долгов, выданных еще в советское время, которые, как выражаются эксперты, проще простить, чем обслуживать. Как правило, здесь Россия получила взамен большее влияние в этих регионах и более дружественную внешнюю политику по отношению к себе. Так, например, в марте 2014 года Афганистан присоединился к Венесуэле, признав Крымский полуостров частью РФ, а Алжир занимает 4-е место среди закупщиков российского вооружения (рис. 3).
В последнее время ситуация в Сирии стала наиболее острой на мировой арене в связи с конфликтом в этом регионе. Сирийский президент Башар Асад ведет довольно лояльную внешнюю политику по отношению к России, именно к президенту России Владимиру Путину он обратился за военной помощью. Но не стоит забывать, что в 2005 году РФ списала Сирии долг в 10 млрд. долларов. Взамен значительно улучшились отношения в нефтегазовой сфере, несколько крупнейших нефтяных компаний по итогам тендеров подписали выгодные контракты. Сирия также является одним из крупных закупщиков российского вооружения. Нельзя не отметить в свете событий двух последних лет, значительное повышение влияния РФ в этом регионе, на сегодняшний день Россия имеет на территории САР две военные базы (аэродром Хмеймим и порт Тартус), которые имеют большое стратегическое значение.
Рисунок 3. Топ-10 крупнейших закупщиков Российского вооружения
Благодаря боевым действиям в Сирии были испытаны новые образцы техники, проведены множество операций в реальных боевых условиях, продемонстрирована мощь российской армии, что напрямую повышает авторитет страны на мировой арене.
"У Британии нет постоянных врагов и постоянных друзей, а есть только постоянные интересы", - У. Черчилль. Вправду, во внешней политике нет друзей или врагов, есть исключительно деловые отношения, отвечающие интересам государства. В нынешнее время на международной арене необходимо иметь инструменты влияния. Как видно из вышесказанного в этой статье, Россия не прощает старые долги безвозмездно. В основном это кредиты, розданные еще СССР, многие из которых вернуть уже не представляется возможным. Именно поэтому приходится искать какие-то выходы из сложившейся ситуации, взамен на списание или реструктуризацию старых долгов Россия получает от этих государств те или иные преференции, а зачастую за этими действиями стоят не только экономические цели пополнить свою казну, но и политические (вспоминая ситуацию с Сирией).