Статья:

ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Конференция: LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Сузакова А.Р. ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(76). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сузакова Алла Романовна
магистрант, Частное учреждение высшего образования Институт государственного администрирования, РФ, г. Москва

 

CHALLENGES OF UNIFYING THE RULES AND CONDITIONS OF INTERNATIONAL TRADE IN MODERN CONDITIONS

 

Alla Suzakova

Master's student of Private educational institution of higher education Institute of Public Administration, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные трудности, возникающие при реализации мер по приведению к единообразной системе правил и условий международной торговли. Заключение многосторонних международных договоров – основной инструмент унификации системы правил и условий торговли между странами. Ряд проблем связан с представлением отдельными государствам подобных договоров невыгодными для национальной экономики, а также со сложностями толкования законов.

Abstract. The article discusses the main difficulties that arise when implementing measures to bring to a uniform system of rules and conditions of international trade. The conclusion of multilateral international treaties is the main instrument for unifying the system of rules and terms of trade between countries. A few problems are associated with the presentation by individual states of such treaties as unfavorable for the national economy, as well as with the difficulties of interpreting laws.

 

Ключевые слова: международная торговля; унификация правил и условий международной торговли; проблемы международной торговли.

Keywords: international trade; unification of international trade rules and conditions; problems of international trade.

 

Унифицированные материально-правовые нормы начали появляться на рубеже XIX-XX веков и активно развиваются и по сей день. Глобализация и интернационализация мирового рынка приводит к постепенному размыванию грани между внутренним и интернациональным регулированием торговли. Одновременно с этим развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами, лежащей в основе современной международной торговой системы.

Унификация представляет собой «приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию» [4]. Если рассматривать конкретно международную унификацию и гармонизацию торгового права, то под этим феноменом понимается выработка для двух и более стран общих, единых единообразных норм и правил регулирования прежде всего частных торговых отношений, поэтому унификация возможна только на межгосударственном уровне [5, c.131]. Возникновение и становление унификации права международной торговли обусловливалось несколькими факторами. К первой группе можно отнести общеэкономические и общеполитические причины, связанные с невозможностью стран находиться в изоляции, а также с возникающими противоречиями между интернациональным характером торговых отношений и внутринациональным способом их регулирования.  Ко второй группе относятся юридические причины, связанные с множественностью правовых систем на международном рынке, слабым инструментарием в решении спорных ситуаций, а также потребностью общего режима в правилах по совершению международных коммерческих сделок [9, c.16].

Подписание международной конвенции является наиболее распространенным средством унификации, международные обязательства государств-участников такой конвенции служат основой правовой унификации. Международные договоры делятся на универсальные, региональные и двусторонние в зависимости от количества стран-участников. К универсальному договору потенциально может присоединиться бесконечное число государств, поскольку универсальное объединение. Данные договоры одинаково применяются и толкуются судами на территории различных государств. Региональными договорами являются те договоры, в которых могут участвовать только государства – члены региональных международных организаций, поскольку они заключаются в рамках определенных региональных международных организаций. В том случае, если конкурируют международные договоры одного уровня, то договоры должны применяться в следующей последовательности: двусторонние, многосторонние (региональные, затем универсальные) [7, c.39].

Среди организаций, занимающихся унификацией правил и условий международной торговли можно выделить Комиссию ООН по праву международной торговли ЮНИСТРАЛ, Международный институт унификации и частного права УНИДРУА, Конференцию ООН по торговле и развитию ЮНКТАД, ГАТТ, ВТО, интеграционные объединения (например, ЕС, СНГ, ЕврАЗЭС, МЕРКОСУР и т.д.).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннее межгосударственное соглашение, действующее с 1947 г. ГАТТ регламентирует торговую и тарифную политику стран – членов ВТО. ГАТТ за время своего существования стало своеобразным генератором процесса по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур в других международных организациях. ГАТТ создает единую систему норм и требований, на основе которых функционирует международная торговая система и построены национальные системы регулирования внешней торговли большинства стран мира. К основным недостаткам ГАТТ можно отнести недостаточно проработанные вопросы, связанные с ущербом государств, так как нет ясности в причинно-следственной связи между демпингом и ущербом.

Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) – независимая межправительственная организация со штаб-квартирой в Риме. Его цель заключается в изучении потребностей и методов модернизации, гармонизации и координации частного и, в частности, коммерческого права между государствами и группами государств, а также в формулировании единообразных правовых инструментов, принципов и правил для достижения этих целей [10].

У каждой стратегии унификации есть свои недостатки. Хотя вырабатываемые негосударственными организациями и иные необязательные для государств своды обычаев вносят большую правовую определенность, их недостатком является возможность противоречия их императивным нормам внутреннего права, исключающего применение их норм. Кроме того, как и в случае с типовыми контрактами, сами эти наборы принципов необходимо регулярно обновлять. Документ, конвенция или закон, принятый государством или государствами, в некоторых обстоятельствах может быть более подходящим инструментом для регулирования международных торговых отношений. В других ситуациях более подходящим инструментом могут оказаться правила, созданные международными организациями в интересах участвующих предприятий.

Примечательно, что достижение унифицирующего соглашения по любой конкретной теме может не иметь большого значения, если его подпишет малое количество стран. Еще одним серьезным препятствием на пути унификации является противотечение между необходимостью общепризнанных международных правил и особыми национальными интересами. Поскольку многие страны развиваются разными темпами, это противоречие становится все более выраженным. В целях разрешения этого противоречия традиционно применяются оговорки в конвенциях, однако их недостаточно для полного решения проблемы. В свете этого предпринимаются усилия по унификации и гармонизации нормативной базы, поскольку по-прежнему существуют различия в условиях, регулирующих международную торговлю. Одновременно устраняются различия, которые серьезно ухудшают глобальный рынок. В результате типовой закон позволяет учитывать национальную специфику при принятии национального закона, а законодательные рекомендации позволяют использовать различные подходы для достижения поставленных в нем целей.

Мировой опыт показывает, что проблемы со стандартизацией протоколов и спецификаций информационного потока и документооборота возникают, когда каждое национальное «единое окно» развивается независимо, без учета партнеров. В результате возникает вопрос, как достичь высокой степени взаимодействия между развитыми национальными системами. Таким образом, для того чтобы обеспечить административное упрощение разрешительных процедур, достичь наибольшей свободы торговли товарами и услугами, было гармонизовано национальное законодательство государств-членов интеграционных объединений в сфере торговой политики и упрощения процедур мировой торговли [6, c.40]. Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям ООН (СЕФАКТ ООН) рекомендует, чтобы правительства и структуры, участвующие в международной торговле и перемещении товаров: провели анализ существующих проблем торговли, который станет базой для внедрения мер по решению правовых вопросов; использовали контрольный перечень СЕФАКТ ООН и его руководящие принципы; внесли поправки в ныне действующее законодательство; использовали международные стандарты и международно-правовые акты [1].

Кроме того, крайне важно, чтобы стороны имели формальные соглашения, в которых точно описываются различные роли, обязанности и функции каждого участника. В определенных организационных ситуациях может возникнуть необходимость использования меморандумов и соглашений, различных типов соглашений об уровне обслуживания и соглашений по информационной безопасности. Чтобы помочь государствам определить, существуют ли соответствующие правовые механизмы для удовлетворения этих потребностей, Секретариат ЮНСИТРАЛ предоставляет государствам помощь в проведении предварительного анализа существующей правовой базы, а также текущих и ожидаемых потребностей в регулировании различных правовых отношений.

Рассматривая вопрос российского участия в унификации правил и условий международной торговли, стоит отметит, что присоединение России к ВТО позволяет создать предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов. Результатом присоединения является создание более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена платить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

В 2020 году во время пандемии COVID-19 Российская Федерация в лице Минэкономразвития, МИД и Минюст внесла на рассмотрение ЮНСИТРАЛ свои предложения по унификации правовых норм. Было предложено создать стандартизированные процедуры, руководства и рамки для разрешения бизнес-конфликтов, возникающих в разных странах в условиях пандемий, стихийных бедствий и других сопоставимых обстоятельств. По мнению российской делегации, крайне важно, чтобы в рамках ЮНСИТРАЛ был разработан инструментарий готовых решений («toolbox»), чтобы государства могли использовать его для различных сценариев, включающих крупные и неожиданные торговые ограничения. Предлагается создать отдельную рабочую группу при ЮНСИТРАЛ с подходящим мандатом для выполнения этой задачи. Его работа может привести к рассмотрению таких механизмов, как руководящие принципы, которым люди должны следовать при создании договорных положений для снижения рисков, связанных со сценариями, подобными пандемиям; типовые законы в этой области; способы гарантировать нормализацию деятельности МСП во время чрезвычайных ситуаций и пр. [8].

Несмотря на существующие проблемы интеграции России в международное сообщество в современных условиях, в 2023 году МИД РФ заявил, что Россия не будет выходить из ВТО [2]. Российская Федерация в настоящий момент рассматривает все варианты участия в многосторонней торговле на равноправной основе и с взаимным учетом интересов, в особенности с азиатскими, африканскими, ближневосточными и латиноамериканскими странами. МИД РФ отмечает, что выход из объединения лишил был российскую торговлю на международном рынке защиты общего рынка ЕАЭС.

Таким образом, чтобы избавиться от противоречивых положений в национальном законодательстве, унифицированные нормы следует трактовать как единые правовые стандарты, принимаемые отдельными странами, заинтересованными в этом. Государства могут включить готовый набор инструментов в свое внутреннее законодательство посредством международной унификации, уменьшая негативное воздействие новых чрезвычайных ситуаций на мировую торговлю.

 

Список литературы:
1. Выработка правовой основы системы "единого окна" в международной торговле. Рекомендация №35 // UNECE [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unece.org/DAM/trade/Publications/ECE_TRADE_401R_Rec35.pdf (дата обращения: 03.11.2023). 
2. В МИД России исключили выход страны из ВТО // Ведомости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2023/03/27/968199-rossii-vihod-vto (дата обращения: 03.11.2023). 
3. Давыденко Д. Унификация и согласование права международной торговли: развитие, проблемы и тенденции // Право.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.ru/review/view/7380/ (дата обращения: 03.11.2023).
4. Зенович Е. С. Словарь иностранных слов и выражений. М.,1998. С. 493. 
5. Иващенко Е.Р. Унификация в торговых отношениях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №12-1. – С. 130-137. 
6. Косов Ю.В. Упрощение процедур мировой торговли: проблемы и пути решения // Управленческое консультирование. – 2014. – №8 (68). – С. 37-43.
7. Пищулина, К. Ю. Роль международного договора в унификации права международной торговли / К. Ю. Пищулина // Полиматис. – 2017. – № 7. – С. 37-41.
8. Российская Федерация предложила унифицировать правила международной торговли при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Министерство экономического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiyskaya_federaciya_predlozhila_unificirovat_pravila_mezhdunarodnoy_torgovli_pri_vozniknovenii_chrezvychaynyh_obstoyatelstv.html (дата обращения: 04.11.2023). 
9. Шаблова, Е. Г. Международное коммерческое (торговое) право : учебный комплект / Е. Г. Шаблова, О. В. Жевняк; под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Е. Г. Шабловой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 96 с.
10. About UNIDROIT // Официальный сайт UNIDROIT [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unidroit.org/about-unidroit/