Статья:

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГЛОБУС»

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Галдеев Н.Н. ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГЛОБУС» // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 11(66). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГЛОБУС»

Галдеев Николай Николаевич
студент Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Российская таможенная академия, РФ, г. Люберцы
Блудова Светлана Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Российская таможенная академия, РФ, г. Люберцы

 

PROBLEMS OF THE INVESTMENT STRATEGY OF FOREIGN COMPANIES IN THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF GLOBUS LLC

 

Nikolay Galdeev

Student State Educational Institution of Higher Education Russian Customs Academy, Russia, Lyubertsy

Svetlana Bludova

Scientific supervisor, Cand. Economy Sciences, Associate Professor, State state educational institution of higher education Russian Customs Academy, Russia, Lyubertsy

 

Аннотация. Основное внимание в статье направлено на анализ итогов изменений в инвестиционной стратегии международного бизнеса в российских регионах после значительных изменений с февраля 2022 года. На основе статистических данных компании ООО «Глобус» была проанализирована текущая инвестиционная стратегия компании, а также сформированы рекомендации по дальнейшей стратегии развития.

Abstract. The main focus of the article is on the analysis of the results of changes in the investment strategy of international business in the Russian regions after significant changes since February 2022. Based on the statistical data of the company "Globus" LLC, the current investment strategy of the company was analyzed, and recommendations were made for a further development strategy.

 

Ключевые слова: пути поддержки российских производителей товаров; инвестиционная стратегия; международный бизнес; деятельность российских компаний; экономические факторы.

Keywords: ways to support Russian manufacturers of goods; investment strategy; international business; activities of Russian companies; economic factors.

 

Инвестиционные стратегии иностранного бизнеса в российских регионах претерпели существенное изменение с февраля 2022 года. Это связано с тем, что Российская Федерация разорвала с рядом стран партнерскую деятельность, в том числе в вопросах торговли товарами. Компания ООО «Глобус» осуществляет свою деятельность на территории нашей страны с 2006 года в сфере торговли товарами и на сегодняшний день у компании есть 19 гипермаркетов на территории разных российских регионов.

Каждый год ООО «Глобус» пересматривает свою инвестиционную стратегию в российских регионах исходя из факторов, которые на нее влияют [2].

В конце 2021 года ООО «Глобус» разработало краткосрочную инвестиционную стратегию, целью реализации которой был выход на новые российские регионы – увеличение количества гипермаркетов компании на территории Российской Федерации. Однако в силу сложившихся обстоятельств ООО «Глобус» приняло решение о сокращении в 2023 году количества гипермаркетов из-за падения спроса на свою продукцию. В частности, падение спроса на продукцию, которая реализовывалась ООО «Глобус» в своих гипермаркетах, было обусловлено сокращением покупательской способности граждан России.

Но вместе с тем, компания понимает, что уход с рынка некоторых российских регионов приведет к потери части российского отраслевого рынка и в случае наступления благоприятной экономической ситуации в России выйти обратно на региональные отраслевые рынки будет достаточно сложно.

В связи с этим, перед ООО «Глобус» встает вопрос по выявлению проблем текущей инвестиционной стратегии и в разработке эффективных путей решения таких проблем.

Первая проблема инвестиционной стратегии ООО «Глобус» заключается в том, что в товарной структуре компании были товары, которые производились немецкими предприятиями, прекратившими сотрудничество с ООО «Глобус» в марте 2022 года из-за того, что Германия ввела запрет на торговлю отдельными категориями товаров с компаниями, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации. Следовательно, те региональные клиенты ООО «Глобус», которые приобретали немецкую продукцию ушли от компании в силу отсутствия у ООО «Глобус» аналогов таких товаров.

Иными словами, деятельность ООО «Глобус» тесно связана с работой иностранных поставщиков продукции, в частности, продовольственных товаров и прекращение сотрудничества некоторых иностранных поставщиков продовольственных товаров привело к уходу из компании некоторых покупателей.

На рисунке 1 изображена товарная структура ООО «Глобус» в 2021 году в российских регионах [2].

 

Рисунок 1. Товарная структура продукции ООО «Глобус», которая реализовывалась в российских регионах в 2021 году

 

При этом, уход из компании некоторых покупателей привел к сокращению выручки от реализации продукции, что неизбежно привело к сокращению ее чистой прибыли. В 2021 году размер чистой прибыли ООО «Глобус» составил 415,2 млн. руб., а по состоянию на ноябрь 2022 года объем чистой прибыли компании составил 312,1 млн. руб. (34,6 и 28,37 млн. руб. в месяц соответственно). То есть, наблюдается сокращение объема чистой прибыли компании в 2022 году по месяцам, по сравнению с 2021 годом и за декабрь 2022 года ООО «Глобус» не сможет догнать показатели чистой прибыли по 2021 году даже при условии существенного увеличения спроса на продукцию компанию в декабре 2022 года (перед новогодними праздниками) [3].

Для решения данной проблемы инвестиционной стратегии ООО «Глобус» предлагается выстраивание партнерских отношений компании с российским производителями товаров с целью импортозамещения той иностранной продукции, которая больше не реализуется в гипермаркетах ООО «Глобус», но которая пользовалась спросом у российского потребителя.

Более того, компания может сотрудничать не только с российскими производителями продовольственных товаров, но и с производителями из других стран ЕАЭС, поскольку внутри ЕАЭС отсутствует необходимость таможенного декларирования товаров.

То есть, вернуть ушедших клиентов ООО «Глобус» может за счет реализации продукции, которая выступает в качестве аналога той, которая ушла с российского рынка. Более того, с позиции позиционирования ООО «Глобус» может пойти по пути поддержки российских производителей товаров, что будет благоприятным образом отражаться на имидже компании. Иными словами, при реализации аналогичной продукции ООО «Глобус» необходимо делать акцент именно на том, что, не смотря на иностранный статус, компания поддерживает российского производителя. Данная мера позволит нарастить объемы чистой прибыли копании и выстроить новые каналы коммуникации с российскими производителями товаров (или производителями товаров из других стран ЕАЭС) для дальнейшего расширения ассортиментной линейки.

Вторая проблема инвестиционной стратегии ООО «Глобус» заключается в том, что на сегодняшний день головная компания Globus, которая зарегистрирована на территории Германии, не имеет возможности прямого вложения денежных средств в те гипермаркеты, которые работают под управлением ООО «Глобус» в России.

Проблема получила свое начало, когда российские банки отключили от международной системы платежей SWIFT. Иными словами, для того чтобы развивать деятельность ООО «Глобус» с помощью вложения в него средств, головной организации требуется переводить денежные средства на счета компании не на прямую, а через банки Республики Беларусь и Республики Казахстан [1].

Это связано с тем, что банки этих стран не отключены от SWIFT и имеют возможность переводить денежные средства в российские банки на счета как физических, так и юридических лиц.

Но за подобные переводы банки Беларуси и Казахстана взимают с головной организации Globus комиссию в виде процентов от суммы перевода. Более того, движение денежных средств со счета головной организации на счет ООО «Глобус» может идти достаточно длительное время. Следовательно, если рассматривать инвестиционную стратегию ООО «Глобус» с технической стороны, то проблема заключается в том, что в середине 2022 года головная организация приняла решение из-за невозможности прямых переводов в Россию денежных средств прекратить на время инвестиционное финансирование деятельности ООО «Глобус».

То есть, реализация любой инвестиционной стратегии ООО «Глобус» в российских регионах до восстановления прямых денежных переводов из Германии в Россию будет осуществляться за счет собственных средств ООО «Глобус» (тех, что компания заработала от реализации продукции в своих гипермаркетах). Это может привести к нехватке денежных средств и к необходимости градации целей инвестиционной стратегии по значимости для компании. Если возвращаться к концу 2021 года, то в качестве задач по реализации инвестиционной стратегии ООО «Глобус» на период 2022-2024 годов были:

- масштабирование деятельности за счет выхода на новые российские регионы;

- развитие собственного производства продукции за счет переработки российского и иностранного сырья;

- выделение в товарной линейке продукции категории биопродуктов или продуктов натурального происхождения.

Из названных задач без финансовой поддержки головной организации ООО «Глобус» может самостоятельно реализовать вход на новые российские регионы (у компании есть свободные денежные средства для того чтобы построить 1 новый гипермаркет на территории нашей страны) и выделение в товарной линейке биопродуктов или продуктов натурального происхождения. Для этого ООО «Глобус» необходимо сотрудничать с теми производителями товаров, которые территориально расположены в зоне деятельности ЕАЭС, и которые производят биопродукты и продукты натурального происхождения.

Для того чтобы такие категории товаров пользовались достаточным спросом, компании следует совершенствовать свою рекламную деятельность и делать акцент на натуральности происхождения данных категорий товаров и на их происхождении в России или другой стране ЕАЭС. Также ООО «Глобус» может размещать в своих гипермаркетах отдельные корнеры с натуральной продукцией известных российских производителей, таких как ООО «Мастер ОМ», ООО «Леврана», ООО «Органик шоп» и т.д. Данный опыт присутствует в таких гипермаркетах как Вкусвилл, Азбука вкуса и некоторых других.

С помощью реализации в гипермаркетах ООО «Глобус» продукции натурального происхождения известных российских брендов, компания сможет повышать свою статусность и наращивать объемы реализации не только натуральной продукции, но и продукции повседневного потребления. Вырученные от реализации продукции средства ООО «Глобус» сможет инвестировать в свое дальнейшее развитие до тех пор, пока Россия не решит вопрос с поступлением в российские банки денежных средств от иностранных компаний.

Это свидетельствует о том, что ООО «Глобус» на сегодняшний день имеет возможность реализации части своей инвестиционной стратегии, которая была разработана на период 2022-2024 года без участия головной немецкой компании.

Таким образом, не смотря на имеющиеся проблемы инвестиционной стратегии в деятельности ООО «Глобус», которое имеет иностранное происхождение, у компании есть инструменты для наращивания объемов реализуемой продукции и для дальнейшего развития своей инвестиционной деятельности в российских регионах.

 

Список литературы:
1. Olimova N., Akhmadaliyev D. Ways to resolve the problems associated with the mechanism of financing investment activities in national economy // Ceteris Paribus. 2022. № 2. P. 15-17. 
2. Официальный сайт компании ООО «Глобус». – Электрон. дан. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.globus.ru
3. Официальный сайт сервиса проверки и анализа контрагентов «Rusprofile». [Электронный ресурс]. https://www.rusprofile.ru