Статья:

Особенности принятия управленческий решений ЦБ РФ в кризисные периоды

Конференция: VI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Карлова М.Ю. Особенности принятия управленческий решений ЦБ РФ в кризисные периоды // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 70-75.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности принятия управленческий решений ЦБ РФ в кризисные периоды

Карлова Маргарита Юрьевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «ЛГПУ» имени П.П. Семенова – Тян – Шанского, РФ, Липецк

 

PECULIARITIES OF ADOPTING MANAGERIAL DECISIONS OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CRISIS PERIODS

 

Margarita Karlova

candidate of economic sciences, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov - Tyan – Shansky University, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. В статье рассматривается роль и особенности политики Банка России в контексте проблемы экономического кризиса, направления по преодолению возникших трудностей и смягчение негативных последствий. Актуальность проблематики объясняется зависимостью финансового и реального секторов экономики от оперативных, своевременных и продуманных действий ЦБ.

Abstract. The article examines the role and peculiarities of the Bank of Russia policy in the context of the problem of the economic crisis, directions for overcoming the difficulties that have arisen and mitigating the negative consequences. The relevance of the problem is explained by the dependence of the financial and real sectors of the economy on the prompt, timely and thoughtful actions of the Central Bank.

 

Ключевые слова: Банк России; ЦБ; национальная банковская система; денежно - кредитная система; кризис; дефолт; валюта; валютный курс; санкции.

Key words: Bank of Russia; Central Bank; national banking system; monetary and credit system; crisis; default; currency; exchange rate; sanctions.

 

Банк России (ЦБ РФ) – стержневое звено денежно - кредитной системы, который совместно с Правительством РФ разрабатывает и реализует государственную денежно-кредитную политику. Уникальность ЦБ РФ определяется следующими моментами: -  соединяет в себе черты государственного ведомства и коммерческого банковского учреждения; -  наделен правом монопольной эмиссии денежных знаков; - осуществляет контроль и регулирование валютного курса и денежного обращения; - ответственен за сохранение золотых и валютных резервов. Таким образом, перечень задач, которые решает Банк России ежедневно, огромен, и в качестве наиболее значимых выделим: - реализация курса способствующего обеспечить защиту и устойчивость рубля; - контроль и снижение инфляции.

В последние двадцать лет Россия развивалась от изолированной страны к открытой, от централизованно планируемой экономики к рыночной. Многочисленные современные реформы как внутри страны, так и вне нее не всегда благоприятным образом влияли на экономический климат России. В этой связи своевременная энергичная поддержка со стороны регулятора в лице Банка России играет в данной ситуации ведущую роль.

Так, азиатский финансовый кризис 1997 года сказался на российской экономике техническим дефолтом (17 августа 1998 г.), который стал одним из сильнейших экономических шоков для РФ. Некоторые экономисты считают, что свое начало российский кризис берет еще в 1995 году, и на разрушение экономики оказали также влияние и внутренние конфликты ветвей власти, и неэффективный расход бюджета [1]. До настоящего времени вопрос о причинах дефолта 1998 года остается дискуссионным.

В теории международной экономики хорошо известна концепция «невозможной троицы», суть которой состоит в недостижимости ситуации, когда одновременно существует фиксированный курс валюты, свободное движение капитала и независимая денежная политики. В 1998 г. российский рубль оказался в роли переоцененной валюты, и его курс к доллару США, поддерживаемый интервенциями ЦБ, был заключен в достаточно узком «валютном коридоре». Иностранные компании активно вкладывали в рынок государственных краткосрочных облигации ввиду свободного движения капитала, завышая ставки не соответствующие инфляции. Результатом сложившейся обстановки стала девальвация национальной валюты – дефолт. В качестве основных факторов, которые оказали негативное воздействие, выделим: - не способность Правительства РФ обеспечить в полной мере выплату по внешним долгам [2]; - высоко рискованные условия привлечения новых займов [2]; - введение внутренней конвертируемости национальной валюты при отсутствии подобающего валютного контроля; - отмена форвардных контрактов; - ограничения для нерезидентов по доходности; - слабость бюджета и банковской системы РФ; - высокий уровень инфляции. В сложившихся условиях задача выработки оптимальной валютной стратегии стала приоритетной для ЦБ РФ. Но инструменты выбранные Банком России для регулирования валютного курса и поддержания национальной банковской системы оказались противоречивыми и, как следствие, малоэффективными в сложившейся ситуации, что и продемонстрировал значительный отток капитала в тот момент. Так, целью установления высоких процентных ставок была стабилизация валютного курса и изъятие ликвидности с финансового рынка. Но поддержка национальной банковской системы, напротив, вызывала необходимость увеличения ликвидности банковской системы, что достигалось выделением государственных средств, которые вкладывались в иностранные активы, и как следствие, оказывало еще больший прессинг на валютный курс. Принятые Банком России управленческие решения можно представить в следующей хронологической последовательности: - 1998-1999 гг. – сдерживание роста курса доллара; - 2000-2002 гг. – минимизация колебаний валютного курса и накопление объема золотовалютных резервов; - c 2003 – торможение укрепления рубля в связи с высокими ценами на нефть и формирование Стабилизационного фонда, оценка стоимости бивалютной корзины, снижение темпов инфляции.

Результатами пережитого кризиса для ЦБ стали: - смена руководства; - признание неэффективности использования завышенного курса рубля в качестве антиинфляционной меры. После извлеченных уроков курс рубля стал фактически полностью формироваться рынком, что оказало положительное влияние на национальную экономику, а именно: накопление валютных резервов способствовало повышению стабильности финансовой системы страны; - смягчение монетарного регулирования содействовало нормализации ситуации в финансовой сфере и росту доверия к действиям государства. Спустя время, экономисты отмечают, что кризис для России стал больше благом, чем бедой [6].

Мировой кризис 2008г. стал очередной «проверкой на прочность» для России. Экономисты связывают возникновение кризиса с рядом таких факторов как: - общая цикличность экономического развития; - перегрев кредитного рынка и, как следствие, ипотечный кризис; - высокие цены на сырьевые товары (в том числе, нефть); - накал фондового рынка [6]. В качестве причин породивших финансовый кризис в России выделим: - мировой финансовый кризис; - торможение роста российских фондовых индексов и дальнейшее их обрушение; - грузино-осетинский конфликт; - непростые отношения властей и бизнеса (Мечел, ТНК-BP); - массовое бегство капитала за рубеж; - резкое падение цен на нефть (ниже 70 долларов) [7]. Все это привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Учитывая прошлый опыт, ЦБ в период кризиса 2008 – 2009 гг. принял срочные и адекватные меры по расширению системы рефинансирования коммерческих банков, среди которых выделим: - предоставление субординированного кредита Сбербанку (500 млрд. руб.); размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд. долл.); - компенсация части убытков на рынке МКБ, возникших из-за отзыва лицензии у банка – контрагента; - расширение инструментов рефинансирования; - снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5); - расширение списка принимаемых в залог ценных бумаг положило начало беззалоговому кредитованию; - повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ; - участие в торгах на фондовом рынке; - проведение постепенной девальвации рубля. Все эти действия способствовали восстановлению как доверия вкладчиков к банкам, так и доверия банков друг к другу.

Не успев до конца оправиться в 2014 г. российская экономика вновь столкнулась с серьезным валютно - финансовым кризисом, грозящим перерасти в глубокий экономический упадок. В «черный вторник» – глава ЦБ Э. Набиуллина призвала всех учиться жить в новой реальности – со слабым рублем [4]. Снижение мировых цен на нефть и ужесточение антироссийских экономических санкций привели к ослаблению рубля и росту инфляции. С 2014 г. российский рубль отправлен в «свободное плавание », поэтому сдерживание инфляции являлось приоритетной задачей для Банка России. Уровень инфляции в 2014 году составил 11.36%, в 2015 году – 12,91% [3]. В течение всего 2014 г. происходило изменение ключевой ставки по мере усиления внешнеэкономической неопределенности: повышение с 5,5 % годовых до 17 %. Данная мера была направлена на поддержание доверия к национальной валюте и ограничение возможных спекуляций против нее. Последующее за этим повышение ставок по банковским вкладам было направлено на сокращение оттока средств из рублевых депозитов и ограничение ускорения роста цен. В 2015 году ЦБ постепенно снизил ставку до 11 %. Как второстепенный рычаг управления экономикой ставка рефинансирования была неизменна и составляла 8,25 %, однако с 1 января 2016 года указанием Банка России от 11.12.2015 г. она была приравнена к ключевой и стала равна 11% [5]. Данная мера ЦБ вызвала неоднозначную оценку, так как в сложившихся условиях большинство российских предприятий не могли позволить себе кредит ни для инвестиций, ни для пополнения оборотного капитала. Несмотря на валютные интервенции национальная валюта продолжила падать в цене и к концу 2015 года стоимость бивалютной корзины выросла в 2 раза. Резкое повышение ключевой ставки до уровня 17%, введение валютного РЕПО и переход к «свободному плаванию» валютного курса рубля создало предпосылки для остановки валютных спекуляций. Приоритетными задачами на данном этапе стали: - стабилизация отношений с внешними контрагентами для поддержания потенциала российской банковской системы; - пополнение резервов.

В современных условиях в качестве значимых внешних воздействий на макроэкономическое состояние России выступают: - денежная политика США и других крупных развитых стран; - состояние экономики Китая; - конъюнктура рынка углеводородного сырья. В этой связи падение цен на нефть на международных рынках (конец 2015 – начало 2016 г.), по масштабу было сопоставимо с первым «нефтяным шоком» конца 2014 – начала 2015 года. По этой причине ЦБ в 2016 году разработал несколько сценариев развития экономики на ближайшие годы время в зависимости от предполагаемой цены на нефть [5].

В настоящее время эксперты говорят об очередном банковском кризисе в России. В банковской системе продолжается большая чистка: у более двух десятков банков отозвана лицензия за первые полгода 2017-го. Действительно, нечистоплотные кредитные организации необходимо закрывать, но у процесса есть и обратная сторона: государство тратит большие деньги на зачистку или санацию банков, однако зачастую расходы являются не самыми эффективными. Именно этот «отечественный», локальный кризис несет в себе риски для финансовой системы. Его негативные эффекты (экономическая стагнация, сокращение доступа к деньгам) и дают повод опасаться новой волны массового закрытия банков.

В современных условиях новых санкционных мер против России роль ЦБ как регулятора развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Банк России прогнозирует замедление инфляции до целевого значения в 4% на конец 2017 года (2016 г. – 5,38%). Кроме того, политика ЦБ направлена на стимулирование сбережений домашних хозяйств, их защиту от инфляционного обесценения и создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, что является важной составляющей новой модели роста экономики. Для решения этих задач необходимо сохранить умеренно жесткую денежно - кредитную политику, обеспечивающую положительный уровень реальных процентных ставок, совершенствовать систему банковского надзора и регулирования. Кроме того, долгосрочная программа финансирования импортозамещающих секторов должна рассматриваться как одна из приоритетных задач денежно-кредитной политики.

 

Список литературы:
1. Дефолт-1998 и кризис-2014. Есть ли сходства? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://24smi.org/news/20952-sravnitelnyj-analiz-krizisov-1998-i-2014-god_ spect. html (дата обращения 4.04.2017)
2. Заключение Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий дефолта 1998 г.? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.glazev.ru/econom_polit/23/ (дата обращения 4.05.2017)
3. Инфляция в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.statbureau.org/ru (дата обращения 10.08.2017)
4. Милюкова, Я. Идеальный шторм: почему российская экономика ока-залась в кризисе [Электронный ресурс] / Я. Милюкова, Д. Коптюбенко – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/26/12/2014/549a99ac9a794710fb26882a (да-та обращения 6.04.2017)
5. Отзыв на проект «Основных направлений единой государственной де-нежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» [Элек-тронный ресурс] – Режим доступа: https://iep.ru/files/text/other/opinion_draft_monetary-pol_oct.2015.pdf (дата об-ращения 10.08.2017)
6. РИА Новости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ria.ru/history_spravki /20110824 /422807796.htm (дата обращения 6.04.2017)
7. Финансовый кризис в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economic-crisis.ru/mirovoy-finansovij-krizis-v-rossii (дата обращения 6.04.2017)