Статья:

Цифровой университет: текущее состояние и перспективы

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Математические и инструментальные методы экономики

Выходные данные
Ильин Д.С., Крюкова А.А. Цифровой университет: текущее состояние и перспективы // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 10-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровой университет: текущее состояние и перспективы

Ильин Дмитрий Сергеевич
студент, Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, РФ, г. Самара
Крюкова Анастасия Александровна
канд. экон. наук, доцент, Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, РФ, г. Самара

 

В настоящее время закономерной формой образования в «сетевом» обществе становится цифровое образование.

Именно такое образование способно эффективно и адресно обеспечить все образовательные запросы современного общества. В рамках цифрового образования появилось такое понятие как цифровой университет.

Существует мнение, что цифровой университет – это вуз, который готовит кадры для цифровой экономики. Это не совсем так. Цифровой университет работает с цифровыми технологиями, «живет в цифре» и, благодаря этому, создает соответствующую среду, в которой будущие специалисты приобретают навыки работы с цифровыми технологиями.

Концепция цифрового университета базируется на ресурсах сети Интернет, которые необходимы для максимально эффективного использования возможностей всех подсистем университета, формирования новых источников, носителей и способов передачи знаний. Архивы публикаций и библиотек, совместные энциклопедии, онлайн-курсы и ресурсы, размещенные в Интернете ассоциациями вузов, отдельными университетами или лицами, правительственными или административными органами должны быть доступны в аудитории в любое время. Некоторые из них (такие как ресурсы на платформе Wiki) разработаны таким образом, что могут быть улучшенными самими преподавателями или студентами.

Цифровые университеты работают в сетях и обычно включают несколько вузов, взаимосвязанных цифровой инфраструктурой и ресурсами.

Базы данных, полезные знания находятся в свободном беспрепятственном доступе для всех пользователей и рассматриваются в качестве общественного блага, архивированного в письменной форме, а также в форме видео и онлайн-конференций на платформе Youtube. В то же время определенный массив информации доступен после оплаты, либо на условиях конфиденциальности, защиты прав собственности [5, с. 701-702].

Перспективы цифрового университет обусловлены развитием цифровых технологий и их распространением. 3D-реальность моделируется на экране или другом оборудовании, в совокупности с технологиями виртуальной и дополненной реальности, позволяет создавать виртуальную реальность в тех областях образования, где необходимы новые навыки. Построенные на основе 3D-реальности обучающие симуляторы и тренажеры содержат большой потенциал в тех образовательных программах, где необходимо понимание принципов и механизмов работы технических, биологических, экологических систем, исследованиях человеческого организма.

Потенциальные возможности, предлагаемые такими технологиями, как Google Earth – программное обеспечение, визуализирующее Землю с помощью аэрофотоснимков или спутниковых фотографий, дает доступ к любому выбранному региону, содержит картографическую информацию и топографические данные, необходимые для образовательных программ науки о земле, архитектуры, техники и технологии строительства, аэронавигации, управления в технических системах.

Благодаря программному обеспечению для машинного перевода текстов или аудио разговоров в прямом эфире или в записи без необходимости человека-переводчика, появляется возможность быстро читать большие объемы текстов на иностранном языке, помогает лучше усвоить смысл и сохранить значения слов в памяти, препятствует девербализации – забывчивости терминов и потере смысла. Если говорить об образовательных программах, связанных со средствами массовой информации и информационно-библиотечным делом, образованием и педагогическими науками, языкознанием и литературоведением, а также в программах высшего образования других направлений, то в них такая технология благодаря снятию языкового барьера обеспечивает доступ к практически неограниченному числу источников [1, с. 66].

В целях беспрепятственной (без лицензии) модификации и тиражирования компьютерных программ на основе открытого исходного кода используется технология бесплатного программного обеспечения. При изучении данной программы, при необходимости ее адаптации под свои потребности и распространении копий среди других пользователей у обучающихся формируются универсальные информационные компетенции среди лиц.

Разработанная в Массачусетском технологическом институте (MIT) Fab Lab («производственная лаборатория») расширяет доступ к технологиям современного производства, соотнося физический объект с содержанием информации о нем. Например, такие доступные всем инструменты Fab Lab, как станок лазерной резки для 3D структур и 2D конструкций, станок с числовым программным управлением (ЧПУ) для изготовления мебели и жилья, 3D принтеры и другие, развивая навыки изобретательства и технического новаторства, содействуют развитию навыков предпринимательства и создания высокотехнологических стартапов.

Также огромным образовательным потенциалом обладают и видеоигры. Например, многопользовательская онлайн-игра (MMOG) создает параллельную экономику, политику, историю, вселенную, судебную систему и органы власти, часто в реальной геолокации, средствами игровой симуляции формируют компетенции управления, принятия деловых и бизнес-решений, анализа их последствий и уровня ответственности.

Бесплатная игровая модель метавселенной (Second Life), разработанная в Гарвардской юридической школе, помогает создавать собственный мир, использовать виртуальную валюту, предотвращать кризисы социально-экономического развития, осваивать иные функции общественного управления [2, с. 9].

Инструменты искусственного интеллекта в группе когнитивных наук, математики, философии, информатики выполняют задачи создания машин, способных моделировать интеллект.

Имитация интеллектуального поведения человека компьютерными программами в военной области, в сфере финансов и банков, логистики и транспорта, медицины и искусства используется студентами для исследования любого вида пространства (географического, экономического, образовательного), наглядного «посещения» организма человека или животного, манипуляций с атомными и молекулярными структурами, вирусами, клетками, экосистемами, построения физических объектов.

Что касается экономических аспектов концепции цифрового университета, то они базируются на свободном и бесплатном доступе к интернет-платформам и интернет-технологиям как общему экономическому благу, за исключением тех, которые защищены интеллектуальным правом или задачами безопасности. В настоящее время уже все ведущие мировые вузы выпускают и размещают в свободном доступе открытые курсы, а наиболее известные из них (например, MIT) оцифровали все образовательные программы и сделали их доступными для всех.

В то же время ряд исследователей выделяет пределы и трудности развития цифрового университета, в частности:

  • стратегические (отсутствие общего видения и систематизированного мышления относительно содержания образовательных программ и курсов);
  • организационные и финансовые (нехватка ресурсов для постоянной актуализации цифрового ресурса, неравенство доступа к цифровому ресурсу между отдельными университетами);
  • когнитивные возможности студентов и уровень подготовки преподавателей в использовании цифровых технологий;
  • юридические препятствия, связанные с правом интеллектуальной собственности и его защитой [4, с. 69].

Несмотря на обозначенные пределы и препятствия, концепция цифрового университета развивается, в том числе и в России быстрыми темпами и находит свое воплощение в разработке отечественных интернет-платформ и технологий, реализации стратегических инициатив.

Разработка моделей цифрового университета предусмотрена направлением «Кадры для цифровой экономики» российской госпрограммы «Цифровая экономика».

Заложенные в программу показатели эффективности предусматривают, что к 2024 году вузы будут выпускать 120 тыс. человек в год по направлениям, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями. А 800 тыс. выпускников в год должны обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне. 

Перспективы России в создании цифрового университета связаны с высокой компьютеризацией и информатизацией общества и стратегией цифровизации экономики.

Так, в 2018 году 86% численности населения использовали Интернет для общения в социальных сетях (в странах ЕС – 65%), а удельный вес пользователей Интернета среди населения в возрасте 15-24 года составлял 98%, так же, как и в странах ЕС. Процесс образования в вузах страны имеет предпосылки высокой цифровизации, поскольку число персональных компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет, используемых в учебных целях в вузах РФ, составляло в 2018 году 240 ед. в расчете на 1000 чел. студентов, что сопоставимо с таким же показателем в европейских странах.

В настоящее время перспективными направлениями развития концепции цифрового университета в России являются:

  1. разрабатываемая Агентством стратегических инициатив цифровая образовательная платформа «Университет 20.35», целью которой является полномасштабная образовательная деятельность в сфере подготовки кадров для цифровой экономики страны;
  2. в ближайшие годы онлайн-площадки и проекты «Цифровой вуз» планируется внедрить в работу всех государственных вузов страны;
  3. ряд проектных офисов цифрового развития, созданных в органах исполнительной власти субъектов РФ, планируют реализацию проектных инициатив, акцент в которых делается на цифровизацию управления системой образования и разработку IT-технологий с высоким экспортным потенциалом [3, с. 43].

В этих перспективах региональная инициатива Самарской области по разработке экспортноориентированных цифровых технологий, продуктов и услуг, рыночные преимущества которых связаны с низкой стоимостью разработки, ориентирована на рост конкурентоспособности экономики региона и может быть использована как драйвер регионального развития в других субъектах РФ. Указанные и другие перспективные направления позволят России реализовать концепцию цифрового университета, следствием чего станет решение проблемы кадровой и технологической обеспеченности цифровизации экономики, а также новые стимулы развития вузовской сети в регионах РФ.

 

Список литературы:
1. Ахметшин Э.М. Трансформация модели университета в условиях цифровой экономики // В сборнике: Современные тенденции и технологии развития потенциала регионов Сборник статей Национальной научно-практической конференции. 2019. С. 65-69.
2. Бачевский С.В. Путь к цифровому университету // Ректор ВУЗа. 2019. № 4. С. 8-9.
3. Болгова Е.В., Гродская Г.Н. Концепция цифрового университета и перспективы России // В сборнике: Развитие методологии современной экономической науки, менеджмента и образования в условиях информационно-цифровых трендов Материалы III Междисциплинарной Всероссийской научной конференции. 2019. С. 40-45.
4. Кошевенко С.В. Проблемы становления цифрового университета // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и агробизнеса Сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 67-71.
5. Шибанова-Роенко Е.А. Новая модель университета в условиях цифровой экономики // В сборнике: Форсайт «Россия»: новое индустриальное общество. Перезагрузка Сборник материалов Санкт-Петербургского Международного Экономического Конгресса (СПЭК-2017). Под общей редакцией С.Д. Бодрунова. 2018. С. 700-710.