Анализ деятельности организации образования в области менеджмента качества
Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Стандартизация и управление качеством продукции
VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Анализ деятельности организации образования в области менеджмента качества
The analysis of activity of the organization of education in the field of a quality management
Raigul Kimatova
senior lecturer, West Kazakhstan agrarian and technical university named Zhangir Khan, Kazakhstan, Uralsk
Guldarya Kubasheva
senior lecturer, West Kazakhstan agrarian and technical university named Zhangir Khan, Kazakhstan, Uralsk
Аннотация. В данной статье рассмотрено анализ деятельности организации образования в области менеджмента качества на примере Тамбовского государственного технического университета. Даны рекомендации по улучшению системы менеджмента качества.
Abstract. In this article it is considered the analysis of activity of the organization of education in the field of quality management on the example of the Tambov state technical university. Recommendations about improvement of a quality management system are made.
Ключевые слова: качество, система менеджмента качества, заинтересованные стороны, постоянное улучшение, социальная ответственность.
Keywords: quality, quality management system, stakeholders, continuous improvement, social responsibility.
Система менеджмента качества как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов предназначена для обеспечения выполнения установленных требований посредством руководства и управления деятельностью всех сотрудников и подразделений, входящих в организационно-административную структуру системы менеджмента качества. Применение СМК является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучить результаты её деятельности и обеспечить надежную основу для начинаний, ориентированных на устойчивое развитие [1].
Анализируя, деятельность Тамбовского государственного технического университета мы видим, что внутри вузовская система гарантии качества образовательной деятельности обеспечивает прозрачность образовательного процесса, тем самым, отвечает основным требованиям системного подхода. В университете разработана и внедрена система менеджмента качества, направленная на формирование эффективной системы управления качеством образовательных и научно-технических услуг образовательных организации [4].
Тамбовский государственный технический университет определил процессы университета в соответствии с требованиями стандарта, необходимые для системы менеджмента качества и ее применения во всей организации, а также взаимодействие и последовательность этой деятельности (рисунок 1). Последовательность, приведенная на рисунке, устанавливает взаимодействие процессов, начиная от получения требований потребителей до удовлетворения этих требований. На рисунке 1 процессы, обведенные сплошной линией рассматриваются как составляющие главного образовательного процесса. Процессы, направленные сверху на образовательный процесс, являются процессами менеджмента, а процессы, направленные снизу, - процессами обеспечения.
Рисунок 1. Сеть процессов СМК ТГТУ
Системное функционирование системы менеджмента качества университета обеспечивается на основе внутренних нормативных документации, которые разработаны и реализуются в пяти уровнях. Для оценки, эффективности управления процессами в документах установлены критерии их результативности. Оценку их результативности проводят руководители процессов в соответствии с процедурой. На основе установления степени выполнения запланированных мероприятий в стратегическом плане развития организации образования определяется эффективность достижения целей и задач.
В Тамбовском государственном техническом университете определены и применяются процессы мониторинга, измерения, анализа и постоянного улучшения. На рисунке 2 представлена взаимосвязь этих процессов.
Рисунок 2. Взаимовсвязь процессов измерения, мониторинга и улучшения
Полученные результаты мониторинга и измерения процессов и услуг, внутренних аудитов и оценка удовлетворенности потребителей используются для анализа данных, результаты которого планомерно и по мере возникшей необходимости, являются входными данными для анализа со стороны руководства [3].
Корректирующие действия определяются на основе анализа со стороны руководства, и планируется постоянное улучшение. Постоянное улучшение – это непрерывная деятельность по увеличению способности выполнять комплекс требований установленных разными факторами. В образовательных организациях процесс постоянного улучшения используется как инструмент для улучшения внутренней результативности и результативности системы менеджмента качества, а также для повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон путем оптимального использования опыта и знаний сотрудников. В процессе постоянного улучшения принимают участие все сотрудники организации. Постоянное улучшение распространяется на: образовательную услугу, в том числе знания, умения, навыки выпускников; процессы; систему менеджмента качества; производственную среду.
Для реализации процесса постоянного улучшения в университете даны следующие рекомендации:
· деятельность организации не должен быть направленным только на потребителя. В стандарте ИСО 9001 версии 2015 года определенно новое требование – установление контекста организации и определение заинтересованных сторон. Для организации образований, как социального института, это имеет принципиальное значение. Определив все заинтересованные стороны, организации образований может эффективнее выполнять свои функции. Сегодня организации должны правильно определить своих заинтересованных сторон и направить свою деятельность на налаживание контактов с ними. Правильное определение заинтересованных сторон дает возможность стабильно развиваться в будущем.
· деятельность организации должен быть социально ориентированным. Стандарт ИСО 9001-2015 не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента [1], в том числе и социальный менеджмент. Хотя ИСО 26000 не содержит требования использования процессного подхода, оно является руководством по социальной ответственности [2]. В период интеграции все стандарты ИСО подготовлены к интегрированию с другими стандартами, это дает нам возможность совместить ИСО 9001-2015 и ИСО 26000 и внедрить в СМК образовательных организации.
Осуществление данного процесса приведет к следующему результату:
· повышается результативность процессов системы менеджмента качества и выбирается оптимальная организация процессов различного уровня;
· путем устранения неэффективных, нерациональных действий и эффективного использования всех видов ресурсов снижаются затраты, а также улучшается инфраструктура и производственная среда;
· качество образовательной услуги повышается, в том числе знания, умения, навыки студентов путем закрепления начатых изменений в системе менеджмента качества образовательных организации;
· мотивация персонала повышается путем вовлечения всех сотрудников в активное участие в жизни организации, придания работе творческого характера и расширения возможностей самореализации сотрудников;
· уровень корпоративного общения повышается путем создания сплоченной команды.
Список литературы: