Статья:

Совершенствование системы сельскохозяйственного кредитования в Кыргызской Республике

Конференция: L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Кожоканова Г.Э. Совершенствование системы сельскохозяйственного кредитования в Кыргызской Республике // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам L междунар. науч.-практ. конф. — № 5(50). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 24-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование системы сельскохозяйственного кредитования в Кыргызской Республике

Кожоканова Гулкайыр Эсеновна
студент ФГБОУ ВО ПГУ имени Шолом-Алейхема, РФ, г. Биробиджан

 

Аннотация. В статье рассматривается состояние кредитования сельского хозяйства в Кыргызстане. Выявляются основные предпосылки кредитования сельского хозяйства, проблемы и перспективы развития. Определяется сущность кредита, выделяются особенности развития кредитования сельского хозяйства и виды кредитов.

Abstract. The article examines the state of lending to agriculture in Kyrgyzstan. The main prerequisites for lending to agriculture, problems and development prospects are identified. The essence of the loan is determined, the features of the development of agricultural lending and the types of loans are highlighted.

 

Ключевые слова: сельское хозяйство; кредитование; аграрный сектор; Предпринимательство; ссуды; оросительная система.

Keywords: agriculture; lending; agricultural sector; entrepreneurship; loans; irrigation system

 

Кредитование в Кыргызской Республике, по данным оценки Всемирного банка, находится на стадии успешного развития, как в практическом аспекте, так и в законодательном. Кыргызская Республика, по сравнению с другими государствами постсоветского пространства, одним из первых принял Закон «О кредитных союзах» и «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике». Главным, в сущности, кредита некоторые авторы считают уплату ссудного процента.

Почему же сельское хозяйство и при развившихся кредитных отношениях не удовлетворяет даже своих минимальных потребностей в кредитных вложениях? Фактически объем всех видов предоставленного кредита не превышает 10-20% от минимальной потребности, тем более, если учесть, что до реформы порядка 80-90% оборотных средств сельскохозяйственных предприятий формировалось за счет кредитов. Очевидно резкое изменение ситуации в источниках формирования оборотных средств, что и нарушило нормальное функционирование сельскохозяй­ственных предприятий.

Нарушение сложившихся в отрасли пропорций в формировании и использовании долгосрочных и краткосрочных ссуд привело к хронической сезонной нехватке оборотного капитала, к постепенной деградации основного капитала предприятий, их производственного потенциала в целом, что наиболее наглядно по наличию и состоянию сельскохозяйственной техники.

По нашему мнению, решить ее возможно лишь на основе саморазвития, самоорганизации и кооперирования сельскохозяйственных производителей с помощью централизованного использования традиционных финансовых каналов (земельной ренты, страховых платежей, свободных денежных средств населения), а также переориентации в этих целях части средств от внешнеэкономической деятельности.

Первая группа кредитных союзов (нынешний костяк) была создана преимущественно как семейно-родственная организация, поскольку убедить собрать необходимое количество паев (30 тыс. сом.) можно было только с помощью родственников. В настоящее время кредитные союзы стали вовлекать более широкие слои населения.

Механизм государственного регулирования сельского хозяйства  включает комплекс мер воздействия государства на систему экономических отношений и имеет ряд принципиальных особенностей, отчасти обусловленных переходным периодом. В частности, будем исходить из того, что агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее ему в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. 

Уровень сельскохозяйственного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Более отсталое в плане развития производительных сил, сельское хозяйство является относительно статичной отраслью, медленнее, чем другие, приспосабливающейся к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

Комплекс мер государственной поддержки находит отражение в соответствующих законах, их используют в зависимости от реальной ситуации в аграрном секторе и на рынке продовольствия. Анализ мер поддержки села показал, что они могут быть сгруппированы по целевому признаку. Наиболее основными из них являются следующие:

1) Поддержка доходов производителей. Сюда входят компенсационные платежи при ущербе от стихийных бедствий платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства.

2) Ценовое вмешательство, предполагающее ряд мер воздействия на рынок продовольствия: поддержка внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию установление квот, установление налогов на экспорт и импорт продовольствия.

3) Компенсация издержек, включающая меры по субсидированию производителей, приобретающих средства производства: субсидирование или льготное налогообложение при приобретении удобрений, кормов и ядохимикатов; субсидирование выплат процентов по полученным кредитам; субсидирование выплат по страхованию имущества.

4) Содействие развитию рынка предполагает выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ; субсидии на хранение продукции; субсидии на проведение транспортных работ по перевозкам продукции всех звеньев сельского хозяйства.

5) Осуществление региональных программ, государственных программ развития производства распространено во многих странах ЕС, США и Канаде.

6) Кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.

7) Поддержка кооперации на селе.

8) Стимулирование внедрения новых технологий.

9) Создание финансовых механизмов поддержания паритета цен на промышленную продукцию, энергоресурсы и сельскохозяйственное сырье.

10) Обеспечение поддержки мероприятий по повышению плодородия почв.

11) Поддержка приоритетных направлений развития аграрной науки и образования.

Вместе с тем, происходящие в аграрной сфере перемены совпали с глубоким кризисом всей экономики страны. Инфляция, дефицит бюджета,  удорожание кредитных ресурсов, неплатежи негативно сказались на всех отраслях агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство попало в тиски ценового диспаритета, потеряло устоявшиеся каналы сбыта своей продукции и приобретения материально-технических ресурсов. Сказалась и низкая покупательная способность населения. В результате оказался нарушенным оборот финансовых ресурсов отрасли по всем основным направлениям - и в части получения выручки от реализации продукции, и в части привлечения кредитов и инвестиций на коммерческих началах, и в части получения государственной финансовой поддержки.

В таких сложных условиях практически исключено самостоятельное привлечение сельскохозяйственными предприятиями кредитов и инвестиций через обычные рыночные механизмы. Масштаб проблемы обнаруживает и несостоятельность довольно распространенной точки зрения, что ее можно решить с помощью залога и свободной купли-продажи сельскохозяйственных земель для кредитов и инвестиций. Напротив, легко прогнозируется тенденция утраты сельхозпроизводителями используемого сегодня ими земельного фонда.

Одновременно с резким сокращением доли самофинансирования сельское хозяйство лишилось и прежних объемов государственной поддержки. Резко снизился удельный вес ассигнований на финансирование этой отрасли в расходной части республиканского бюджета. За последние годы доля сельского хозяйства в республиканском бюджете составила 5-10%, или в 2-4 раза меньше, чем на расходы по статье «общественный порядок», хотя на рост числа преступлений республики влияет именно стагнация в сельском хозяйстве или рост безработицы именно в сельской местности.

Таким образом, состояние сельскохозяйственного производства в целом и его финансовой системы, в частности, можно оценить как кризисное. Основными причинами кризиса являются: формирование нерегулируемого рынка; разрыв сложившихся хозяйственных связей без создания новых; неэффективная приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий; диспаритет цен на аграрную и промышленную продукцию, сырье и продовольствие; монополизм заготовительных, перерабатывающих и торговых предприятий; низкий уровень государственной поддержки аграрных товаропроизводителей; либерализация внешнеэкономической деятельности без учета конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции; низкий уровень адаптации сельского населения к условиям рынка.

 

Список литературы:
1. Закон Кыргызской Республики «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №47 от 3 июня 1999 года.
2. Закон Кыргызской Республики «О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики» от 26 мая 2009 года, №166.
3. Стратегия развития сельского хозяйства Кыргызской Республики до 2020 года. - Бишкек. 2012. 
4. Исследование рынка лизинговых операций Кыргызской Республики.  Союз банков Кыргызстана.  - Бишкек. 2016. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2015  года №113.