Статья:

Особенности управления изменениями на предприятии при внедрении технологий больших массивов данных (Big data)

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Байкалова В.И. Особенности управления изменениями на предприятии при внедрении технологий больших массивов данных (Big data) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 126-134.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности управления изменениями на предприятии при внедрении технологий больших массивов данных (Big data)

Байкалова Валентина Игоревна
магистр экономики, Центральный Европейский университет РФ, г. Новосибирск

 

Peculiarities of change management in Big data technology implementation in an enterprise

 

Valentina Baykalova

A Master in Economics, Central European University, Russia, Novosibirsk 

 

Аннотация. Использование технологий больших данных (Big data) является необходимым шагом для сохранения конкурентоспособности предприятий в настоящее время. Внедрение соответствующих информа­ционных систем является комплексной технологической инновацией и требует значительных организационных изменений. Применение концепции бережливого производства для стартапов (Lean Startup) позволяет осуществить изменения с минимальным расходованием ресурсов и получить наиболее эффективную систему.

Abstract. Nowadays Big data technology is essential for enterprises for being competitive. Implementation of correspondent information systems is a technological innovation which requires substantial organizational changes. Lean Startup methodology allows to minimize resources used and to obtain an effective system.

 

Ключевые слова: менеджмент; управление изменениями; большие данные; технологии; информация; предприятиe; бережливое производство; бережливое производство для стартапов; минимальная рабочая версия.

Keywords: management; change management; Big data; technology; information; enterprise; Lean production; Lean Startup; MVP.

 

Компании вынуждены подстраиваться к условиям изменяющегося рынка и вносить организационные и технологические изменения, чтобы сохранить конкурентоспособность. Менеджмент изменений помогает эффективно и своевременно внедрять новые методы и технологии. В настоящее время рынок обработки данных позволяет предприятиям кардинально улучшить экономические показатели, и внедрение техно­логий анализа больших массивов данных (Big data) представляется необходимостью, в первую очередь, для крупных предприятий.

Внедрение информационных систем и технологий Big data требует не только технологических изменений, связанных с установкой систем хранения, обработки, анализа и визуального представления данных, но обучение персонала, организацию соответствующих бизнес-процессов, а также формирование общего видения, получения обратной связи от сотрудников, и поддержки подхода, ориентированного на данные.

Как технологические специалисты, так и менеджеры сталкиваются с рядом организационных сложностей при внедрении Big Data. Более того, поскольку технологии Big Data в России являются недостаточно изученными, зачастую сотрудники сталкиваются с большой степенью неопределенности. В связи с этим, наиболее уместным для внедрения Big data на предприятиях представляется применение концепции Lean Startup, являющейся усовершенствованной концепцией береж­ливого производства. В рамках данной концепции внедрение Big data рассматривается как технологическая инновация на входе предприятия, и действия менеджмента направлены на создание благоприятных к обучению условий и постепенно развивать базовую версию информа­ционного продукта.

Выгода от использования технологий Big Datа на предприятиях

Создание и обработка информации перестают быть побочным процессом к основной деятельности компаний и становятся важнейшим бизнес-активом. По данным исследования Seagate и IDC [8], общий объем данных в 2016 году составил 16 ЗБ, и к 2025 году он вырастет более чем в 10 раз (до 163 ЗБ), при этом к 2025 году доля данных, подвергаемых анализу, вырастет по сравнению с нынешней в 50 раз, достигнув 5,2 ЗБ (зеттабайт) (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Динамика общего объема цифровых данных, 2016 и 2025 годы. По данным Seagate, IDC, 2016

 

К 2025 году, согласно тому же исследованию, ситуация изменится: 60% информации в мире будут генерировать компании, а не потребители. У менеджмента организаций появится много полезных возможностей для роста и развития бизнеса, благодаря накопленным большим массивам информации. Однако руководителям придется решать, какую долю получаемых данных обрабатывать, какую анализи­ровать, как использовать и до какой степени этим данным доверять.

Большими данными (Big data) называют достаточно большие массивы информации (по некоторым определениям, более 100 ГБ) [8], требующие специального программного обеспечения, а также сово­купность подходов, методов и инструментов их обработки. Для различных отраслей бизнеса наибольшую эффективность принесет анализ тех или иных типов данных: видео, изображение, аудио, текст или числа (Рисунок 2). Так, видеоаналитика может использоваться для распознавания лиц, распознавание речи и создание текста выполняется на основе аудиоданных, однако наибольшую пользу предприятия, как правило, извлекают из обрабатываемых цифр статистики и анализа текста.

 

Рисунок 2. Степень эффективности использования типов данных по отраслям. Составлено автором по данным: Иванов П.Д., Вампилова В.Ж., 2014. [4, с.4]

 

Внедрение технологий Big data на предприятии принесет пользу предприятиям не только по функциональным бизнес-процессам (производство, логистика, коммуникации с клиентами), но и самому менеджменту компании (риск-менеджмент, управление человеческими ресурсами). На Рисунке 3 отмечено, какой процент опрошенных ком­паний отметили внедрение Big data приоритетным для той или иной бизнес-функции их компании в ближайшие годы.

 

Рисунок 3. Приоритетность применения Big Data для компаний, в % опрошенных компаний. По данным: Economic Intelligence Unit, 2014

 

Внедрение технологий Big Data на предприятиях

Внедрение технологий Big Data потребует создать определенную организационную структуру предприятия и обеспечить непрерывную работу специалистов. Выбор организационной структуры зависит от различных факторов, например, моделей финансирования компании (например, центрального финансирования, отдельно по бизнес-единицам или совместного) и ориентации по финансам (по центрам прибыли или центрам затрат). Компания Infosys обозначает следующие структуры управления как наиболее успешные:

1) Децентрализованные: Бизнес-единицы имеют разные наборы данных, и каждое подразделение принимает свои собственные решения с Big data относительно самостоятельно.

2) Децентрализованные с ведущей бизнес-единицей: каждая бизнес‑единица принимает собственные решения, но одна играет ведущую роль в установлении стандартов.

3) Центр передового опыта (Center of Excellence, СoЕ): независимый центр контролирует программу аналитики Big data, а бизнес-единицы проводят инициативы под руководством Центра.

4) Централизованные: корпоративное руководство берет на себя прямую ответственность за создание и приоретизацию инициатив и их реализацию.

Из этих четырех вариантов, многие компании предпочитают организовать Центр передового опыта, чтобы координировать работу подразделений по Big data.

Для поддержки программ Big Data требуются серьезные инвестиции в квалифицированные ресурсы, которые будут работать в отдельных бизнес‑единицах или Центре передового опыта. Следующие профессии представляют собой минимально необходимый комплекс навыков, как отмечает Infosys:

·      менеджер программ,

·      менеджер инфраструктуры,

·      архитектор больших данных,

·      управляющий данными,

·      аналитик домена,

·      финансовый аналитик,

·      специалист по данным,

·      инженер данных,

·      аналитик данных,

·      и аналитик визуализации данных.

Впрочем, при внедрении Big Data в пилотном или упрощенном варианте список может сокращаться: согласно Гришиной А. [3], среди технических специалистов обычно выделяют три роли: специалист по данным (data scientist), инженер данных (data engineer), управляющий данными (data manager). Так, менеджер инфраструктуры может быть назначен менеджером по управлению проектом по big data, и использовать аналитические пакеты для предоставления информации в экономически-плановый отдел. Как отмечает Ю. Котиков [5], ключевым качеством как для технических, так и для управленческих специалистов является кроссфункциональность. Технические специа­листы должны иметь общее представление о функционировании бизнеса, а менеджеры — понимание базовых принципов аналитики.

Менеджмент изменений по внедрению Big data

Поскольку сбор и обработка данных с соответствующими стан­дартами затронет большинство сотрудников компании, изменение подразумевает длительный непрерывный процесс обучения и развития. Организация в основном будет рассчитывать на собственные силы по проведению изменений, даже если и пригласит специальную организацию-консультанта по внедрению: в конечном итоге, последний этап изменений по закреплению процедур, «заморозке» результата остается на ответственности руководства компании, и потребует глубокой проработки видения и осознания ценности новой системы каждым сотрудником. Поскольку четкого видения у руководства по функционалу и средствам для Big data обычно нет в начале изменений, внешняя среда быстро изменяется, а многопользова­тельская система подразумевает рассеянную власть и конфликты, то уместным представляется модель изменений постепенного наращи­вания, а не модель переходного периода.

При этом, так как данные будут накапливаться по времени, и по мере развития и роста компании будет возникать необходимость во всё большем количестве аналитических и других модулей, модель будет динамично развиваться, а процесс внедрения и развития Big data можно считать непрерывным. В условиях неопределенности потребностей особенно уместным становится концепция Lean Startup, предложенная Эриком Ризом в 2011 году для стартапов в Силиконовой Долине. Как отмечает компания Makeright [2], суть в том, чтобы воспринимать все действия стартапа (или действия по внедрению инновации) как эксперименты и заранее создавать возможности для обучения.

Реальные потребности должны выясняться с помощью гипотез на практике, с проведением экспериментов, и быстрым реагированием по корректировке системы Big data. В основе концепции экономичного стартапа лежит цикл обратной связи «создать-оценить-научиться». Важнейшая задача управления стартапом — стремиться сокращать время цикла обратной связи. Надо как можно быстрее приступить к созданию минимально рабочего продукта (MVP) – версии рабочей системы Big data, прошедшей цикл «создать‑оценить‑научиться» с минимальными затратами времени. Этап оценки, отличающий эту концепцию от традиционных, состоит в том, чтобы определить, нужны ли на самом деле проведенные изменения, или же осваиваемый бюджет и выполняемый план должны быть пересмотрены. Для подобной технологической инновации особенно важно также проводить корректи­ровку процесса обучения сотрудников и оценку их успехов и трудностей.

Эрик Рис рекомендует воспользоваться японским принципом генти генбуцу, который переводят как «иди и посмотри сам» [2,8], что подразумевает общение с непосредственными заказчиками и пользова­телями Big data. Сотрудники различных отделов, работающих с финансо­выми, текстовыми, логистическими данными, могут дать важную информацию по сбору и обработке данных, чтобы в дальнейшем не пришлось решать проблемы низкого качества данных и недостаточной полноты данных.

Вместо долгой разработки и корректировки модели Big data необходимо двигаться маленькими итерациями и быстрыми победами, получая регулярную обратную связь от заказчиков. Например, компания Telefonica, разрабатывая свое решение Smart Steps с использованием агрегированных данных о местоположении абонентов, изначально ориен­тировалась на компании розничной торговли. Оператор планировал предоставлять клиентам данные о перемещении людей на определенных улицах города. Благодаря регулярной обратной связи Telefonica смогла принять решение о необходимом стратегическом вираже, изменив фокус продукта на анализ пассажиропотоков для транспортного сектора [5].

Заключение

Технологии Big Data становятся всё более востребованными на российских и зарубежных предприятиях, однако внедрение зачастую представляется менеджерами непосильной задачей, поскольку изменения затрагивают многие отделы или компанию целиком и требуют значи­тельных финансовых вложений. Новейшая концепция Lean Startup, являющаяся усовершенствованием японской модели бережливого произ­водства, предлагает решение по менеджменту изменений, связанных с данной технологической инновацией. Кратчайшая по времени разработка рабочей версии системы, неразрывная с процессом обучения сотрудников и с получением обратной связи от заказчиков, помогает снизить риски, сократить финансовые вложения, и продемонстрировать ценность изменений для сотрудников.

 

Список литературы:
1. Аналитический обзор рынка Больших данных: аналит. обзор, IPO Board, Московская биржа. С.26-27. URL: http://www.ipoboard.ru/files/cms/5e3af134b9942559eb802ea93a1c9050 (Дата обращения: 05.05.2018).
2. «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup». Книга за 15 минут»: [Электронный ресурс]. // Блог компании Makeright, Habr. 22.03.2016. URL: https://habr.com/company/makeright/blog/299560/
3. Гришина А. Старт big data проекта: 6 важных вопросов»: [Электронный ресурс]. // Блог компании New Professions Lab, Habr. 26.05.2017. URL: https://habr.com/company/newprolab/blog/329544.
4. Иванов П.Д., Вампилова В.Ж. Технологии Big Data и их применение на современном промышленном предприятии // Инженерный журнал: наука и инновации, № 8(32), 2014.
5. Королев И. Почему нужно выбрать стратегию LeanStartup? [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал Rusbase. 18.09.2015. URL: https://rb.ru/opinion/lean-startup.
6. Курто Д., Котиков Ю. Работа будущего: как стать специалистом по Big Data? : [Электронный ресурс]. // Сайт компании IE Business School. URL: https://future.theoryandpractice.ru/12109-ie-big-data (Дата обращения: 10.05.2018). 
7. Резванов А. К 2025 году общий объем данных в мире достигнет 163 зеттабайт : [Электронный ресурс]. // Macster, новостной портал. 2017. URL: http://www.macster.ru/news/170412-k-2025-godu-obshchiy-obem-dannykh-v-mire-dostignet-163-zettabayt (Дата обращения: 01.05.2018).
8. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. / Москва: Альпина Паблишер, 2018. 256 с. 
9. Desay S.S., Peer B. Big Data, Big Pharma - Big Deal? Yes, Really! : [Электронный ресурс]. // Сайт компании Infosys. URL: https://www.infosys.com/consulting/insights/Documents/big-deal-pharmaceutical-industry.pdf (Дата обращения: 30.01.2018).