Статья:

Импортозамещение в нефтегазовых предприятиях России

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Саркисов А.С., Сайлаонов Т.И. Импортозамещение в нефтегазовых предприятиях России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 51-57.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Импортозамещение в нефтегазовых предприятиях России

Саркисов Аведик Сергеевич
д-р экон. наук, профессор кафедры финансового менеджмента «Российского Государственного Университета нефти и газа (Национальный Исследовательский Университет) имени И.М. Губкина», РФ, г. Москва
Сайлаонов Тамерлан Ибрагимович
магистрант, «Российского Государственного Университета нефти и газа (Национальный Исследовательский Университет) имени И.М. Губкина», РФ, г. Москва

 

Import substitution in oil and gas enterprises of Russia

 

Avedik Sarkisov

Dr. Econ. in Economics, Professor of the Department of Financial Management of the Russian State University of Oil and Gas (National Research University) name THEM. Gubkin ", the Russian Federation, Moscow

Tamerlan Sailaonov

master student, "Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named after I.M. Gubkin, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассмотрены необходимость и задачи проведения импортозамещения в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе согласно Государственной программе по импортозаме­щению. Обозначены факторы, негативно влияющие на проведение импортозамещения. проведен анализ условияй, в которых проводиться реализации прогаммы и планов по импортозамещению.

Аbstract. The article considers the necessity and tasks of import substitution in the short, medium and long term according to the State program on import substitution. The factors negatively influencing carrying out of import substitution are designated. an analysis of the conditions under which the implementation of the program and plans for import substitution is carried out.

 

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль; импортозамещение; импортозависимость; нефтедобыча; транпортировка и переработка нефти.

Keywords: oil and gas industry; import substitution; import dependence; oil production; transportation and oil processing.

 

Нефтегазовый сектор промышленности современного периода развития экономики Российской Федерации считается главным источником получения доходов в казну государства, и в тоже время выступает как крупнейший потребитель результатов инновационных разработок и технических средств. Его современное развитие определено еще и состоянием в других не менее важных отраслей народного хозяйства, поскольку выпущенная продукция нефтедобывающими предприятиями является сырьем для их хозяйственной жизнедеятель­ности, от чего напрямую зависит и выпуск конечных изделий, и социально-экономические аспекты самого производства.

Нефтегазовая отрасль является стратегически важной и наукоемкой отраслью, при этом зависимость предприятий этой ортрасли от импортного оборудования особо ощутима. Речь идет о поставках техники, реагентов и присадок, без которых добыча, транспортировка и переработка нефти и нефтепродуктов практически невозможна.

Западные секторальные санкции нанесли серьезный удар на финансовое и технологическое состояние предприятий всего топливно-энергетического комплекса, поставив перед нефтегазовой отраслью России в частности задачу импортозамещения используемых технологий и оборудования, применяемых предприятия с целью освоения шельфовых и трудноизвлекаемых углеводородных ресурсов [3, 1].

Поставленная задача является весьма непростой на фоне обострения внутриэкономической ситуации, а именно:

во-первых, высокий уровень технологического отставания при небольшом уровне локализации производства для нефтегазовых проектов;

во-вторых, нехватка свободных собственных финансовых средств нефтегазовых предприятия и средств федерального бюджета;

в-третьих, крайне высокий процент заимствований;

в-четвертых, повсеместная немотивированная отсрочка платежей вертикально-интегрированных нефтяных компаний за работу сервисных компаний и предприятий-производителей оборудования;

в-пятых, проблемы его сертификации и стандартизации обору­дования для нефтегазового сектора [3, 2].

Проблема проведения импортозамещения в нефтегазовом секторе экономики является довольно острой, поскольку даже в обстановке ограниченной возможности профильные министерства и ведомства предпринимают всевозможные меры для улучшения ситуации. Это подтверждается принятием Государственной программа по импорто­замещению, которая составлена с учетом трех временных периодов:

1) краткосрочный период с 2015 года по 2016 год;

2) среднесрочный период с 2017 по 2018 год;

3) долгосрочный до 2020 года [3, 2].

В каждом из обозначенных периодах запланирована реализация определенных проектов, позволяющих обеспечить полное импорто­замещение для предприятий данной отрасли.

Так, в краткосрочном периоде особое внимание уделено технологиям гидравлического разрыва пласта, системам заканчивания скважин, технологии сопровождения спуска оборудования в скважину. Данные проекты рассматривают в самый краткосрочный периодв в связи с тем. что именно в этих производственных сфера добывающей отрасли удельный вес импорта особенно велик. Примером может служить доля импортного оборудования для метода гидравлического разрыва пласта и других методов воздействия на продуктивный пласт и призабойную зону, которая составляет около 92 %, а по оборудованию для заканчивания скважин она достигает 95 %.

Другими мерами в этом периоде также являются:

1) создание отечественных технологий напорно-направленного бурения, поскольку доля импорта буровой техники, роторных управляемых систем, навигационного оборудования достигает 83 %. Степень зависимости от импорта по породоразрушающему и бурильному оборудованию является не такой критичнойи составляет до 60 %;

2) создание отечественных технологий и оборудования, которые применяются для проведения разработки трудноизвлекаемых запасов, касающихся геологоразведки, и геофизики, и бурения скважин [3, 3].

Программой по импортозамещению в среднесрочном периоде будет решаться проблема интегрированного сервиса строительства скважин, в котором преобладают зарубежные компании. Поэтому задачей среднесрочного периода является разработка российских программных средств для процессов бурения, добычи, транспортировки и переработки УВ-сырья. Доля импорта по прикладному и инженерному программному обеспечению составляет свыше 91 %, а ее доля в автоматических системах управления производством превышает 94 %.

Импортозамещения требует и технологии сжижения природного газа, в том числе по установкам получения сжиженного природного газа (СПГ), дожимные компрессорные установки, криогенные насосы высокого и низкого давления и газораздаточные колонки СПГ с коммер­ческим учетом. Эти виды оборудования для нефтегазодобывающих предприятий являются стратегическим видом оборудования и сдесь доля импорта оценивается от 65 % до 90 %.

Импортозамещению подлежит и насосно-компрессорное оборудо­вание для нефтеперерабатывающих заводов, для которых доля импорта по таким видам оборудования, как насосы высокого давления, компрес­сорные установки и поршневые компрессоры доходит до 82 % [3, 3].

В долгосрочном периоде планируется провести полное освоение технологии и оборудования, которые используются для осуществления шельфовых проектов. Речь идет о плавучих буровых установках и суднах, подводных добычных комплексах, подвесном устьевом оборудовании, специализированных судах, услугах по цементированию, заканчиванию и ремонту скважин [3, 4].

Таким образом, государственная поддержка сокращения зави­симости от импортного оборудования для предприятий нефтегазового сектора проявляется реализацией Государственной программой по импортозамещению на кратко-, средне- и долгосрочный период. государственное программой предполагается частичное или даже полное замещение импортных утсановок и импортного оборудования посредством производства их аналогов силами российских машинострои­тельных предприятий.

Уже на первом этапе экономических преобразований государ­ственная программа показала положительные результаты. По данным Министерства энергетики, доля импортных катализаторов нефтепере­работки показала положительную тенденцию к снижению с 62,5 % до 39 %, нефтехимии доля импорта снизилась с 38,3 % до 27,5 % [1, 2].

В первые месяцы принятия государственной программы по импортозамещению ведущие компании топливно-энергетического комплекса России подали отчеты об утверждении корпоративных планов импортозамещения с последующим включением их в долгосрочные программы развития. Однако в общей совокупности достижения в импортозамещении невелики: как свидетельсвуют оценки отраслевых СМИ и экспертного сообщества, по итогам первого полугодия 2017 года зависимость ТЭК РФ от импортной продукции в нефтегазовой отрасли достигает 70 % [2, 4]. Это объясняется тем, что в отдельных областях топливно-энергетического комплекса единовре­менный резкий переход на собственные технологии и продукты невозможно осуществить физически. Также негативное влияние на скорейшее импортозамещение оказывает и факт решения предприя­тиями данной задачи с наименьшими затратами, что происходит путем формального переоформления поставщиков в качестве российских для соответствия критериям импортозамещения. По факту же под видом произвденной продукции в России в проекты топливно-энергетического комплекса включается множество компонентов и составляющих зарубежных разработчиков [2, 4]. 

По имеющейся информации от Министерства промышленности и торговли для обеспечения Государственной программы были разработаны 20 отраслевых планов, которые включают свыше 2 тысяч наиболее приоритетных позиций по проведению импортозамещения, а общая заявленная их стоимость достигает 2,5 трлн рублей. Финансовая помощь начала оказываться на первых этапах реализации Государ­ственной программы, тогда Фонд развития промышленности получил свыше 800 заявок на 280 млрд рублей [3, 4]. Экспертным советом Фонда развития промышленности вынесено одобрение выделить займы десяти предприятиям из нескольких российских регионов на общую сумму 3 267 млн рублей с целью проведения реализации проектов, позволяющих как осуществить вытеснение иностранных аналогов с российского рынка, так и получить возможность выхода на зарубежные рынки с конкурентоспособной продукцией. С учетом таких обстоятельств, займы выделяются исключительно при условии софинансирования. А совокупный объем привлекаемых инвестиций в реальный сектор экономики на реализацию данных проектов превысит 9270 млн рублей. Из этих средств только 500 млн рублей предназначено для предприятий нефтегазовой отрасли [3, 5]. Другими словами, для реализации масштабных планов импортозамещения в нефтегазовой отрасли требуются и соотвествующие масштабные инвестиции, и масштабные меры по экономической мотивации этого процесса. Для решения этих вопросов переодически проводятся Круглые столы в рамках Международной специализированной выставки «Импорто­замещение», что имеет совей целью достижение целевого уровня по снижению к 2020 году доли импорта с 60 % до 43 % [3, 6].

Сегодня пока не удается полностью отказаться от зарубежных технологий и оборудования, однако некоторым крупным компаниям удалось существенно продвинуться в этом направлении. Приведем положительный опыт крупных компаний по осуществлению импортозамещения.

1) Компанией ПАО «Роснефть» запущена установка регенерации катализаторов; в 2018 годупланируется начало строительства на территории Ангарской нефтехимической компании новых мощностей по производству катализаторов реформинга и изомерации.

2) Компанией ПАО «Транснефть» (г. Челябинск) организован выпуск магистральных и подпорных насосов, шиберных задвижек. Проводятся работы по разработке системы контроля качества нефти.

3) До 2019 года планируется обеспечить нефтедобычу российскими роторно-управляемыми системами, которые создаются на трех российских предприятиях в Уфе и Санкт-Петербурге [4, 2].

Таким образом, для успешного проведения политики импортозамещения в нефтегазовой отрасли сегодня проводиться такие мероприятия:

1) Проводиться крупномассштабная релазиция Государственной программы импортозамещения в топливно-энергестическом комплексе с кратко-, средне и долгосрочной перспективами, которым присущи определенные задачи и реализуемые проекты.

2) Для решения проблемных вопросов проводяться Круглые столы в рамках Международной специализированной выставки «Импортозамещение. Нефтегазовый комплекс России», на которых подается мониторинг текущего состояния планов импортозамещения, определяются средства достижения плановых показателей, обозначаются барьеры преодоления для отрасли, в том числе и налогообложение, кредитование и т. п.

3) Государственная программа по импортозамещению реализовы­вается на условиях софинансировании – при участии корпоративных средств и средств федерального бюджета.

4) Проводиться работа по реализации возможности заключения между нефтеперерабатывающими заводами и федеральными органами исполнительной власти относительно заключения инвестиционного соглашения на предмет отсрочки уплат акцизов для нефтеперерабаты­вающих заводов, участвующих в программе модернизации.

 

Список литературы:
1. Импортозамещение в нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс] // Топливный регион. – URL: http://www.topreg.ru.
2. Импортозамещение в ТЭК РФ: ресурсы есть, воля – появляется (название с экрана) [Электронный ресурс] // Росбалт. – 31 августа 2017. – URL: http://www.rosbalt.ru/business/2017/08/31/1642717.html.
3. Материалы Международной специализированной выставки «Импорто-замещение. Нефтегазовый комплекс России» [Электронный ресурс] // Национальный отраслевой журнал «Нефтегазовая вертикаль». 2016. – URL: http://www.ngv.ru/confs/mezhdunarodnaya-spetsializirovannaya-vystavka-importozameshchenie-neftegazovyy-kompleks-rossii/?tab=2.
4. Молодцов К. Россия успешно реализует программу импортозамещения в нефтегазовой отрасли (название с экрана) [Электронный ресурс] // Neftegaz.RU. 16 мая 2016. – URL: https://neftegaz.ru/news/view/161123-K.-Molodtsov-Rossiya-uspeshno-realizuet-programmu-importozamescheniya-v-neftegazovoy-otrasli.