Статья:

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РОССИИ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Имаметдинов Р.Р. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РОССИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РОССИИ

Имаметдинов Руслан Ряшитович
аспирант, Международный инновационный университет, РФ, Москва

 

STRATEGIC GUIDELINES FOR REGULATING THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

 

Ruslan Imametdinov

Graduate student,  International Innovative University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются уровни государственного регулирования агропромышленного комплекса (АПК) и определяются основные направления регулирования на каждом уровне. Исследование показывает, что приоритетными направлениями, требующими участия государственных органов, являются импортозамещение и выпуск органической продукции, которая в том числе может стать основой расширения экспорта сельскохозяйственной продукции.

Abstract. The article discusses the levels of state regulation of the agro-industrial complex (AIC) and defines the main directions of regulation at each level. The study shows that the priority areas requiring the participation of state bodies are import substitution and the production of organic products, which, among other things, can become the basis for expanding agricultural exports.

 

Ключевые слова: АПК; сельскохозяйственное производство; государственное регулирование АПК; импортозамещение; органическая продукция.

Keywords: agro-industrial complex; agricultural production; state regulation of agro-industrial complex; import substitution; organic products.

 

Сфера АПК, обеспечивающая продовольственную безопасность страны, всегда находится под пристальным вниманием государства. Сложность развития этой отрасли обусловлена ее сложной структурой, состоящей из более чем тридцати различных отраслей. Как правило, регулирование АПК осуществляется с использованием всех существующих нормативно-правовых и экономических мер, таких как: законодательные, исполнительного и контролирующего характера.

Успешность мероприятий, связанных с развитием агропромышленной сферы «…зависит от скоординированной, эффективной деятельности субъектов всех уровней хозяйствования, а также органов федерального, регионального и муниципального управления…»[1].

Необходимо отметить, что в Российской Федерации кроме государственного уровня регулирования отраслей АПК существует еще один уровень -наднациональный, что связано с тем, что Россия является участницей интеграционного объединения ЕАЭС, в котором часть государственных функций по регулированию отдано на межгосударственный уровень. 

Таким образом, можно говорить о том, что управление АПК в России носит многоуровневый характер. На наднациональном уровне осуществляется разработка концепции функционирования общего продовольственного рынка ЕАЭС, распределение квот по реализации продовольственных товаров и др.

На государственном уровне происходит формирование национальной агропродовольственной политики, определяются отрасли, нуждающиеся в мерах дополнительной поддержки АПК за счет средств федерального бюджета, согласовываются меры и объемы финансовой поддержки важнейших отраслей АПК .

На региональном уровне происходит разработка и реализация региональных программ поддержки АПК, а также инвентаризация и формирование инфраструктурного обеспечения АПК на региональном уровне.

Непосредственно предприятия АПК занимаются развитием и поддержанием производства, обеспечением его модернизации.

Успешная реализация всех намеченных целей по развитию АПК невозможна без вовлеченности в процесс управления им всех ветвей власти. Управление АПК должно осуществлять также и на муниципальном и микроуровне. «…По сути, все органы управления должны содействовать формированию сбалансированной системы эффективной деятельности в сельском хозяйстве…»[2].

Импортозамещение, и, посредством его, обеспечение населения качественной продукцией является наиболее приоритетным направлением развития АПК. При этом реализация импортозамещающей стратегии  предполагает выполнение большой работы, связанной с постоянным мониторингом возможностей АПК производить такую продукцию, выяснением причин, по которым отрасли и организации не смогли импортозаместить какие-либо виды продукции и поиск, часто точечный, возможностей решить возникающие проблемы.

В ситуации, когда российские производители отрезаны от возможности получения новейших технологий производство продукции высокого качества не всегда возможно. Важным направлением работы является повышение качества продукции и квалификации работников, улучшение межотраслевых связей, снижение капиталоемкости и материалоемкости, издержек производства [3].

Одним из перспективных направлений, без сомнения стратегическим, является развитие в России рынка органической продукции. Сегодня этот рынок в России находится на начальном этапе развития - доля органической продукции на отечественном продовольственном рынке составляет около 0,1% при объеме продаж в 10-12 млрд рублей. При этом потенциал этого рынка составляет более 14 млрд рублей, при возможности ежегодного роста 10-12% в год. Импортная продукция составляет значительную часть этого рынка, вследствие чего у российских производителей сельскохозяйственной продукции есть на этом рынке большие перспективы.

Закон «Об органической продукции» [1] определяет процедуру получения статуса органического производителя посредством прохождения добровольной сертификации и включения единый государственный реестр, который ведет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Среди российских регионов наибольший объем органической продукции производится в Краснодарском крае, 14 предприятий которого производят сою, подсолнечник, практически все виды овощей, кукурузу, рапс, зерновые, муку и некоторую другую продукцию.

Сертифицированные предприятия Москвы, Московской и Воронежской областей поставляют овощи, кофе, орехи и другие товары. В топ 10 «органических» регионов России входят Санкт-Петербург, Томская, Ярославская и Ростовская области, а также Ставропольский и Алтайский края, количество сертифицированных предприятий по производству и продаже органической продукции в которых составляет более пяти предприятий.

Сейчас в России в качестве производителей органической продукции сертифицированы 193 предприятия в 54 регионах. Их совокупная товарная номенклатура превышает 1 тыс. единиц. При этом 193 организации имеют как российский, так и международные сертификаты, а 104 только российский [4].

Рассматривая производство органической продукции как основное направление развития российского агропромышленного комплекса необходимо рассмотреть основные направления развития тренд на экологичность продукции в мире. В контексте такого анализа стоит отметить расширение применения во всем мире принципов ESG (environmental, social and governance — экология, социальная ответственность и управление). ESG связывают с климатическими изменениями и переходом к «углеродному регулированию».

Российская Федерация, несмотря на произошедшие политические и экономические изменения планирует активно реализовывать принципы зеленой повестки. Регулирование в этой области только формируется в России, и «зеленая маркировка» проекта является добровольной, так же, как и сдача ESG-отчетности и соблюдение ESG-факторов.  И тем не менее, государству необходимо поддерживать стремление компаний применять зеленые технологии и создавать условия для все большего вовлечения предприятий АПК в эту повестку и соблюдение политики ESG как основополагающей для ведения бизнеса. Создание условий может включать в себя, например, создание льгот и возможность преимущественного права участия в финансировании «зеленых» экологичных проектов.  Такая позиция государства очень важна, так как в этом случае, все производства будут выстраивать свою производственную политику в соответствии с общемировыми стандартами, что очень важно для страны, находящейся под санкциями. Так как это позволит не только не снижать, но и повышать производственную планку.

Несмотря на кризис отношений с Западом, принципы устойчивого развития остаются теми же, равно как остается актуальной цель снижения нетто-выбросов России и достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Для достижения этой цели требуется переход на новый технологический уклад, и таксономия позволяет промаркировать для инвесторов финансовые инструменты, связанные с реализацией капитальных проектов в рамках нового технологического уклада.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 280-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/
2. Зайцева, О. П. Трансформация региональной политики поддержки АПК Омской области в условиях присоединения к ВТО / О. П. Зайцева // Аграр. вестн. Урала. Сер. Экономика. – 2012. – № 4. – С. 238–239.
3. Зайцева, О. П. Формирование политики импортозамещения в АПК: зарубежный опыт и российские возможности / О. П. Зайцева, О. А. Козлова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. – № 1. – С. 83–89.
4. Информационный портал органики https://organicfund.ru/potrebitelyam/informacionnyj-portal-organiki/