Статья:

Инвентаризация материально-производственных запасов как один из важнейших этапов на пути к восстановлению бухгалтерского учёта

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Бухгалтерский учет, статистика

Выходные данные
Ежакова Н.В., Власов С.В. Инвентаризация материально-производственных запасов как один из важнейших этапов на пути к восстановлению бухгалтерского учёта // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(13). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 12-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инвентаризация материально-производственных запасов как один из важнейших этапов на пути к восстановлению бухгалтерского учёта

Ежакова Наталья Владимировна
канд. эконом. наук, доцент, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Симферополь
Власов Сергей Валериевич
студент, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Симферополь

 

Inventory of inventories as the second stage on the way to the restoration of accounting

 

Natalia Ezhakova

Candidate of Economic Sciences, assistant professor in Institute of Economics and Management, Vernadsky CFU, Russia, Simferopol

Sergey Vlasov

student, Institute of Economics and Management Vernadsky CFU, Russia, Simferopol

 

Аннотация. В статье рассматривается сущность, значение, а также этапы проведения процедуры восстановления бухгалтерского учёта. Раскрывается роль инвентаризации материально-производственных запасов в общей процедуре восстановления учета.

Abstract. The article considered the essence, meaning, also the stages of the procedure for restoring accounting. The role of inventories of inventories revealed in the general recovery procedure.

 

Ключевые слова: восстановление бухгалтерского учёта; этапы; материально-производственные запасы; инвентаризация.

Keywords: restoration of accounting; stages; inventories; inventory.

 

Статистика показывает, что одна из основных причин банкротства организации – это отсутствие у неё качественного учёта, и как следствие, наличие недостоверной и несвоевременной финансовой отчётности. Для этого необходимо инициировать процедуру восстановления бухгалтерского учёта.

На сегодняшний день восстановление бухгалтерского учёта – это одна из наиболее актуальных проблем любого экономического субъекта, связанная с постоянно меняющимся законодательством в области бухгалтерского учёта и налогообложения, изменением форм первичных учётных документов, а также форм отчётности. В результате чего, в финансового-хозяйственной деятельности организации возникают провальные участки бухгалтерского учёта.

Восстановление бухгалтерского учёта часто необходимо в следующих случаях:

1.     Требуются финансовые отчёты для заявки на кредит.

2.     Требуются финансовые отчёты для дью-дилидженса.

3.     Текущий финансовый отчёт не отражает реальное финансовое состояние организации.

4.     Бухгалтерский учет в организации по тем или иным причинам не осуществлялся либо его данные утеряны.

Для того, чтобы вовремя избежать последствий и не нарушить законодательство, существуют три основных этапа процедуры восстановления бухгалтерского учёта:

1.     Восстановление активов и обязательств организации.

2.     Уставный капитал признаётся в учёте на основании данных из Государственного реестра.

3.     Итоговая разница между отражёнными в учёте активами и обязательствами признаётся капиталом организации, и отражается в финансовой отчётности как результат текущего года и нераспределённой прибыли (убытка) соответственно [1, c. 57].

Восстановление бухгалтерского учёта целесообразно начинать с инвентаризации основных средств, так как их состояние и использование влияет на многие количественные и качественные показатели работы организации.

Следующим шагом в восстановлении бухгалтерского учёта является инвентаризация материально-производственных запасов по всем местам их хранения.

Перед проведением инвентаризации оформляется приказ, в котором указывается её вид, объём, порядок и сроки.

Инвентаризацию материально-производственных запасов необходимо проводить специально созданной инвентаризационной комиссией в присутствии материально-ответственных лиц, которыми могут быть: кладовщики, начальники цехов, заведующие склада и т.д.

По результатам проведения инвентаризации все выявленные материально-производственные запасы приходуются на счета бухгалтерского учёта по рыночным ценам. Документом, подтверждающим результат проведённой инвентаризации, является инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов, которая составляется по материально-ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации. Материальные запасы в ней отражают по каждому наименованию с проставлением других необходимых данных.

Если активы хранятся у одного материально-ответственного лица, но в разных изолированных помещениях, инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение пломбируется и комиссия переходит в следующее помещение.

В описях, на переданные в переработку материальные запасы, указывают:

·          наименование перерабатывающей организации;

·          количество;

·          фактическую стоимость ценностей по данным учёта;

·          дату передачи ценностей в переработку.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию. По пришедшей в негодность таре инвентаризационная комиссия составляет акт на списание, в котором указываются причины порчи.

Излишки или недостачи отражают в ведомости расхождений по результатам инвентаризации. Здесь фиксируют расхождения по каждому объекту учёта в количественном и стоимостном выражении. На основании данного документа оформляют акт о результатах инвентаризации.

При выявлении недостач материалы списываются на основании соответствующих актов, причём стоимость материальных ценностей относят на уменьшение финансового результата текущего финансового года. Одновременно, виновным лицам предъявляются суммы причинённого ущерба.

Важным моментом после проведения инвентаризации материально-производственных запасов является определение их рыночной стоимости.

В соответствии с разъяснениями Минфина РФ при определении рыночных цен можно руководствоваться информацией о ценах, опубликованных в официальных изданиях уполномоченных органов, в том числе органов статистики о ценообразованиях.

При отсутствии подобных сведений экономический субъект может обратиться с запросом к поставщикам идентичных материально-производственных запасов.

В крайних случаях, при определении рыночной цены, привлекаются оценщики, либо используются сведения рекламно-информационных источников [2, c. 211].

Таким образом, восстановление бухгалтерского учёта материально-производственных запасов осуществляется путём физического пересчёта (инвентаризации). Восстановленный учёт помогает бухгалтерам организации оперативно и качественно привести в порядок дела в первичных учётных документах, избежать налоговых рисков, а также устранить появление ошибок в будущем.

 

Список литературы:
1. Уткина С.А. Восстановление бухгалтерского учета, или как "реанимировать" фирму.  – "Омега-Л", 2006. – 169 с.
2. Чухрова О.В., Григорьева А.С. Материально-производственные запасы: особенности инвентаризации и отражение её результатов в бухгалтерском учёте. Актуальные направления развития бухгалтерского учета, налогообложения и статистики в инновационно-ориентированной экономике на материалах IV межд. науч.-практ. конф. – Ростов-на-Дону, 2015. – с. 210-213.