Статья:

Современное состояние и перспективы развития электронной коммерции в России

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Коршикова М.С. Современное состояние и перспективы развития электронной коммерции в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 56-60.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние и перспективы развития электронной коммерции в России

Коршикова Мария Сергеевна
аспирант, Сибирский Федеральный Университет, РФ, г. Красноярск

 

Current state and prospects of e-commerce development in Russia

 

Mariya Korshikova

Postgraduate, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. Электронная коммерция является самой динамично развивающейся сферой экономики в России. Объемы продаж на онлайн рынке растут стремительным темпом, оказывая все большее влияние на экономику государства в целом. В результате вопрос о состоянии и перспективах развития электронной коммерции становится одним из важнейших и актуальных вопросов. Для эффективной коммерческой деятельности важно учитывать не только основные тренды рынка, но и его основные проблемы, такие как: отсутствие законодательных актов для регулирования коммерческих отношений в сети Интернет, отсутствие механизмов регулирование деятельности товарных агрегаторов, уязвимость покупателей с точки зрения закона о защите прав потребителей, рост трансграничной торговли в связи с отсутствием налоговой нагрузки и минимальных размеров пошлин. Именно их эффективное решение приведет к качественному изменению рынка электронной коммерции.

Abstract. E-commerce is the most dynamically developing sphere of the economy in Russia. Sales in the online market are growing at a rapid pace, with an increasing impact on the economy of the state as a whole. As a result, the issue of the state and prospects of e-commerce development is becoming one of the most important and urgent issues. For effective commercial activity, it is important to take into account not only the main trends of the market, but also its main problems, such as: the lack of legislation to regulate commercial relations on the Internet, the lack of mechanisms for regulating the activity of commodity aggregators, the vulnerability of buyers from the point of view of the law on consumer protection, growth of cross-border trade due to lack of tax burden and minimum fees. It is their effective solution that will lead to a qualitative change in the e-commerce market.

 

Ключевые слова: электронная торговля; электронная коммерция; онлайн-рынок; обзор рынка; электронный бизнес.

Keywords: e-commerce; online market; market review; e-business.

 

Рынок электронной коммерции в России растет очень стремительно, оказывая неотъемлемое влияние на экономику страны. В сфере торговли все большее количество предприятий обычного формата выходят на электронный рынок. Он представляет огромный интерес для развития бизнеса, так как открывает перед ним новые возможности. В Интернете существует множество неосвоенных или мало освоенных ниш, он открывает возможности для расширения географии сбыта.

Не смотря на то, что уже сегодня Россия лидирует среди европейских стран по количеству пользователей интернетом, уровень его проникновения продолжает расти. По итогам 2017 аудитория пользователей 16+ увеличилась на 3 млн человек и составила 87 млн. (рис 1).

 

Рисунок 1. Проникновение Интернета в России по итогам 2017 года

 

Среди молодежи уровень пользования Интернетом достиг практически предельных значений еще два года назад. Поэтому рост аудитории Интернета в последние годы происходит в основном за счет людей старшего возраста. За последний год среди людей в возрасте от 55 лет и старше доля пользователей Интернета увеличилась на четверть, а доля пользователей мобильного интернета – в 2 раза [1].

Впрочем, уровень проникновения Интернет среди старшего поколения остается невысоким – лишь каждый третий (36 %) россиянин 55+ пользуется Интернетом. Для сравнения, в возрастной группе 30-54 лет этот показатель составил к началу 2018 года 83 %, а среди молодежи – 98 %. Поэтому перспектива роста аудитории в ближайшие годы открывается именно за счет дальнейшего увеличения степени проникновения среди старшего поколения (рис 2).

 

Рисунок 2. Профиль пользователей Интернетом по итогам 2017 года

 

Объем российского рынка электронной торговли в денежном эквиваленте так же продолжает расти. В 2017 году он достиг 1 трил­лиона рублей, что составляет 36 % всей цифровой экономики страны. Однако доля внутреннего рынка Интернет-торговли сейчас всего составляет 63 %. Огромная аудитория, отсутствие налоговой нагрузки и минимальные таможенные пошлины делают его привлекательным для иностранных компаний, с которыми зачастую довольно сложно тягаться отечественным ретейлерам. Бесконтрольность трансграничной торговли сегодня наносит значительный ущерб экономике страны. По итогам 2017 года Россия потеряла почти 130 млрд рублей из-за отсутствия НДС на все товары, ввозимые в РФ из-за границы через торговые онлайн-площадки [3].

Однако в Проекте стратегии развития электронной торговли до 2025 года, разработанном АКИТ (Ассоциация компаний Интернет-торговли), решению данной проблемы уделено особое внимание [4]. В стратегии предлагается ввести инструмент налогообложения иностранных интернет-магазинов, которые продают свои товары россиянам, что поможет уровнять положение зарубежных и отечест­венных игроков на данном рынке, а также обеспечить дополнительный приток средств в казну. Поэтому в ближайшее время можно прогнозировать снижение доли трансграничной торговли в интернет-пространстве России.

Рассматривая географию онлайн-торговли можно отметить, что центром электронной коммерции страны является Москва, однако серьезную долю оборота имеют также Петербург и Московская область. В сумме эти три региона сейчас занимают половину всего объема рынка (Рис 3).

 

Рисунок 3. Доля рынка в регионах по объему продаж в 2017 году

 

Однако, развитие регионов идет более стремительными темпами, чем центральной России. Самыми быстрорастущими округами сейчас являются СФО, ДФО, УФО. Эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет в частности за счет роста проникновения Интернета в периферии.

Не смотря на столь бурный рост объема электронной коммерции, покупатель по-прежнему не готов принимать решение и делать покупку только онлайн. Порядка 50 % потребителей начинают искать инфор­мацию о товаре в интернете, но только 7 % покупателей выбирают и оплачивают покупку исключительно онлайн. Данный психологический барьер основан на том, что до сих пор онлайн-покупатели является самым уязвимым сегментом потребителей. Это является следствием отсутствия отдельных законодательных решений в сфере регули­рования электронных сделок. Во-первых, на данный момент даже нет законов, в которых было бы сформулировано понятие электронной сделки и требований к ее содержанию, таких как: перечень необходимых реквизитов, порядок изменения и расторжения договоров и т. д. Отсюда отсутствие отдельных законодательных решений в сфере регулирования данных сделок. Нет общих правил по возврату товаров, приобретенных в интернете, нет механизмов досудебного разрешения споров и онлайн-арбитража в электронной торговле. Во-вторых, деятельность товарных агрегаторов не регулируется, в следствии чего ответствует ответствен­ность за размещение ими недостоверной информации о товарах или продавцах. Это приводит к росту жалоб потребителей на интернет-магазины.

Решение данных проблем обеспечит защиту онлайн-покупателям и приведет к качественному скачку в развитии электронной коммерции в России.

 

Список литературы:
1. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России // Официальный сайт GfK.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii.
2. Интернет-торговля (рынок России) // Сайт tadviser.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/
Статья: Интернет-торговля_(рынок_России).
3. Потери РФ от трансграничной интернет-торговли за год оценили в 130 млрд руб. // Официальный сайт interfax.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/595794.
4. Позиция АКИТ по вопросу трансграничной торговли в РФ // Официальный сайт akit.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akit.ru/position-cross-border.