Статья:

Пути повышения качества логистического сервиса на основе прогнозирования объема контейнерных перевозок (на примере ПАО «Детский мир»)

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Логистика

Выходные данные
Куприянов Д.И., Смирнова А.В. Пути повышения качества логистического сервиса на основе прогнозирования объема контейнерных перевозок (на примере ПАО «Детский мир») // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пути повышения качества логистического сервиса на основе прогнозирования объема контейнерных перевозок (на примере ПАО «Детский мир»)

Куприянов Дмитрий Игоревич
студент Российского Университета Транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва
Смирнова Анна Владимировна
канд. экон. наук, доцент, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассмотрена методика повышения качества логистического обслуживания в условиях постоянно меняющегося объема перевозок. Качество логистического сервиса является одним из ключевых факторов, влияющих на выбор потребителем того или иного продавца. Разрыв между ожиданием и фактическим качеством обслуживания может быть критерием для поиска клиентом другого контрагента.

 

Ключевые слова: показатель логистики; логистический сервис; качество логистического обслуживания; прогноз уровней ряда; временной ряд; коэффициент роста; прогнозирование; аналитическая регрессия; аппроксимация; контейнерные перевозки; функциональная зависимость.

 

Контейнерные перевозки являются одним из наиболее востребованных способов перевозки грузов во всем мире. В соответствии с мировыми показателями, на настоящий момент более 70% перевозок грузов осуществляется при помощи контейнерного способа доставки. Использование контейнеров для транспортировки груза позволяет наиболее рационально, надежно и экономически выгодно организовать перевозочный процесс.

Компанией ПАО «Детский мир» в конце 2018 – в начале 2019 года были заключены новые контракты с поставщиками, что повлекло за собой увеличение объема контейнерных перевозок и расширение ассортиментного перечня компании. Также у компании в связи с сотрудничеством с новыми поставщиками увеличился и объем перевозок. Такой рост имеет как положительный эффект, так и отрицательный. С одной стороны, у компании расширился ассортимент, уменьшается дефицит продукции, которую покупатель может приобрести. С другой стороны, у компании возрастают издержки, связанные с увеличением объема поставок. Одной из главных задач компании является найти оптимальный уровень между затратами и объемом поставок, который компания может эффективно обработать. Проанализируем объем контейнерных перевозок компании по данным таблицы 1.

Таблица 1.

Объем контейнерных перевозок ПАО «Детский мир»

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Кол-во контейнеров, ДФЭ

5367

5583

5872

5934

5761

6159

 

На основе имеющихся данных, а именно временного ряда (таблица 1), спрогнозируем возможный результат объема контейнерных перевозок ПАО «Детский мир» на 2022 год. Для того чтобы сделать прогноз, будем использовать метод прогноза уровней рядов динамики. В таблице 2 приведены результаты расчетов коэффициентов прироста объемов контейнерных перевозок компании в период с 2014 по 2019 год.

Таблица 2.

Темпы прироста объема контейнерных перевозок ПАО «Детский мир»

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Количество контейнеров, ДФЭ

5367

5583

5872

5934

5761

6159

Темп прироста, %

-

4,02

5,18

1,06

-2,9

6,91

 

Представим коэффициенты прироста объемов контейнерных перевозок компании за рассматриваемый период на графике (рисунок 1)

 

Рисунок 1. Динамика коэффициентов прироста объемов контейнерных перевозок ПАО «Детский мир» (2014 – 2019 гг.)

 

Аппроксимируем реальный ряд динамики с уровнями (значениями) коэффициента прироста аналитической зависимости уравнением прямой линии [10]. Уравнение линейной регрессии (уравнение прямой) имеет вид: Кр= a+bt. Рассчитаем значения переменных a и b в уравнении линейной регрессии.

 

Таким образом, уравнение линейной регрессии имеет следующий вид: Kp = 1,034 ‒ 0,002t.

Построим данное уравнение прямой линии на графике (рисунок 2). Линейная зависимость между переменными Кр и t изображена на графике штриховой линией.

 

Рисунок 2. Линейная зависимость между коэффициентами роста объемов контейнерных перевозок ПАО «Детский мир» и временем (2014 – 2019 гг.)

 

Прогнозное значение объема контейнерных перевозок через 3 года (на 2022 год) рассчитаем по следующей формуле [10]:

;

;

;

Посчитав прогнозируемый объем контейнерных перевозок на 3 года, составим таблицу 3, добавив туда прогнозные значения.

Таблица 3.

Объем контейнерных перевозок ПАО «Детский мир» (2014 – 2022)

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Количество контейнеров, ДФЭ

5367

5583

5872

5934

5761

6159

6295

6420

6536

Темп прироста, %

-

4,02

5,18

1,06

-2,92

6,91

2,21

1,99

1,81

 

Для наглядности построим график динамики объемов контейнерных перевозок компании на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Динамика объемов контейнерных перевозок ПАО «Детский мир»

 

На рисунке 3 наблюдается рост объема контейнерных перевозок. Такой рост показывает, что компании необходимо расширять свои возможности. Расширение возможностей компании видятся в следующих мероприятиях, которые будут способствовать эффективной обработке увеличенных грузопотоков, а также поможет компании выполнять большее число заказов в указанные сроки. Важным моментом для клиентов компании является сохранение и повышение качества обслуживания при росте объема поставок. На рисунке 20 представлены возможные варианты повышения качества транспортно-логистического сервиса.

 

Рисунок 4. Пути повышения качества транспортно-логистического сервиса

 

Рассмотрим более детально каждый из путей повышения качества:

  1. Увеличение штата и повышение квалификации сотрудников логистического звена, которые обрабатывают заявки на перевозку. Данное мероприятие позволит быстрее и эффективнее получать товар от поставщиков, что позволит сократить время простоя, когда какой-либо товарной группы нет в наличии в магазинах розничной торговли. Повысить квалификацию персонала можно путем внедрения тестирования каждые 3 месяца.
  2. Повышение складских мощностей даст возможность компании обрабатывать больше входящих потоков. Аренда складских помещений и создание собственных распределительных центров (РЦ) в разных частях страны позволят предприятию увеличить зону доставки товаров, а также это поможет осуществлять бесперебойную поставку товара в магазины розничной торговли.
  3. Доставка товаров до конечного потребителя с привлечением дополнительных курьерских служб и использование служб экспресс-доставки. В условиях растущего объема поставок контейнеров компании следует заключить договор с дополнительными курьерскими службами. Такие меры позволят компании быстрее и эффективнее доставлять товары до конечного потребителя. Службы экспресс-доставки обычно имеют широкую сеть пунктов выдачи товара, а также располагают обширной сетью постоматов. Компании необходимо найти партнера, который сможет предоставить такие услуги, так как выбор способа доставки товара является неотъемлемой частью транспортно-логистического сервиса фирм, которые реализуют свой товар с помощью интернет-магазинов.
  4. Внедрение системы управления транспортом. Данная система позволит компании оптимизировать затраты, находить наиболее оптимальные маршруты перевозки, а также у компании появится возможность осуществлять прогноз объема поставок на определенный период (месяц, полугодие, год и т.д).
  5. Снижение минимальной стоимости заказа для осуществления бесплатной доставки. Такой шаг обеспечит приток новых клиентов и повысит конкурентоспособность предприятия, так как подавляющее большинство клиентов ищет наиболее выгодное предложение, а бесплатная доставка может стать ключевым конкурентным преимуществом.

Предложенные пути повышения качества логистического сервиса будут способствовать поддержанию и улучшению качества логистического сервиса компаний, специализирующихся на реализации товаров как с помощью интернет-магазина, так и предприятий розничной торговли.

 

Список литературы:
1. Балдин К. В., Быстров О. Ф., Соколов М. М. Эконометрика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2004. 253 с. 
2. Быстров О. Ф. Бугай К.Н. Инновационная методика прогнозирования значений показателей региональной логистики // Экономические и социально-гуманитарные Исследования – 2014. № 3-4 (3-4), 15 - 17 с.
3. Парсаданов Г. А., Егоров В. В. Прогнозирование национальной экономики. М.: Высшая школа, 2002. 304 с. 
4. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика. Учебник / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2017. - 922 c.
5. Гаджинский, А. М. Логистика. Учебник / А.М. Гаджинский. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 432 c.
6. Логистика: интегрированная цепь поставок / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дэйвид Дж. Клосс. – Москва: Олимп-Бизнес, 2017. – 635 с.