Статья:

Нормативное регулирование организации внутреннего финансового контроля предприятий энергетики

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Колабаева А.А. Нормативное регулирование организации внутреннего финансового контроля предприятий энергетики // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 39-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нормативное регулирование организации внутреннего финансового контроля предприятий энергетики

Колабаева Анна Александровна
старший преподаватель, ФГБОУ ВПО Вологодский государственный университет, РФ, г. Вологда

 

Legal regulation of organization of internal financial monitoring of energy companies

Anna Kolabaeva

Senior lecturer, Vologda state, University, Russia, Vologda

 

Аннотация. В условиях мирового финансового кризиса и непрерывного поиска новых моделей организации и усовершен­ствования существовавших видов контроля в энергетике, внутренний контроль приобрел новый импульс для развития. В статье приводится анализ системы правовых актов, позволяющий выделить принципы и требования к организации внутреннего финансового контроля в энергетике.

Abstract. In the context of the global financial crisis and the continuous search for new models of organization and improvement of existing controls in the energy sector, internal control has acquired a new impetus for development. In article the analysis of the system of legal acts in order to distinguish the principles and requirements to organization of internal financial control in the energy sector.

 

Ключевые слова: корпоративное управление; внутренний контроль; нормативно-правовые акты; принципы корпоративного управления; принципы внутреннего контроля; нормативно-правовое регулирование.

Keywords: corporate governance; internal control; legal acts; corporate governance principles; the principles of internal control; legal regulation.

 

Процесс организации внутреннего контроля неразрывно связан с системой нормативно - правового регулирования. Оценивая органи­зацию внутреннего контроля и акты, регулирующие их, можем констатировать их многообразие. В зависимости от вида контроля и сферы экономической деятельности хозяйствующего субъекта, сформированы в настоящий момент правовые акты и методические рекомендации.

Рассматривая нормативно-правовое регулирование, мы можем представить комплекс правовых актов содержащих требования по организации внутреннего контроля мы можем представить их в виде холархии. (Таблица 1.)

Таблица 1.

Холархия нормативно-правовых актов в сфере организации внутреннего контроля

Уровень

Вид правового акта

Международный уровень

Международные стандарты и руководства по корпоративному управлению

Международные стандарты и документы в области внутреннего контроля

Национальный уровень

Федеральные законы Российской Федерации

Постановления Правительства Российской Федерации

Ведомственные акты

Локальный корпоративный уровень

Локальные документы хозяйствующего субъекта

 

Анализируя представленную холархию, констатируем, что осново­полагающие акты, представлены в трех срезах. Это между­народные стандарты и руководства, сформированные в результате консолидации национального корпоративного опыта. Далее данные принципы или реализованы в национальных стандартах с учетом особенностей корпоративной культуры страны или формируются на основе самобытийного опыта. Локальные акты с одной стороны являются самостоятельным элементом системы регулирующих и определяющих корпоративную модель и являются регулятором взаимоотношений с владельцами акционерного капитала. С другой стороны, они являются отражением международных и национальных принципов и стандартов.

Состав и перечень актов, согласно предложенной холархии, приведен в Таблице 2. На первом уровне находятся стандарты и руководства по корпоративному управлению. Основу этого уровня представляют собой документы, в которых изложены обобщенные принципы в области контроля и управления, не имеющие обязательного характера, но несущие и обобщающие практику многих стран в этой сфере. Представленный состав актов указывает о существовании как международных, так и национальных стандартов в корпоративном управлении.

Опыт управления предприятием за рубежом имеет более длительную и непрерывную историю развития. Потребность унификации корпоративного опыта связана с процессами унификации нормативных актов на национальном и международном уровне.

Разработанные инициативы ОЭСР отражающие вклад в эти усилия и включают в себя такие акты как Конвенцию по борьбе с взяточничеством в международных деловых операциях, Руководство для транснациональных предприятий, документы, нацеленные на снижение недобросовестной налоговой конкуренции и пагубного влияния картельных соглашений по ключевым видам ресурсов. Состав и перечень актов согласно предложенной иерархии приведен в Таблице 2.

Таблица 2.

Нормативно-правовые акты в области внутреннего финансового контроля

Стандарты и руководства по корпоративному управлению

 

Принципы корпоративного управления ОЭСР

 

«Корпоративная практика и этические нормы» (Corporate Practices and Conduct) (Австралия)

 

«Доклад Комитета по финансовым аспектам корпоративного управления – Доклад Кэдбери» (ReportoftheCommitteeontheFinancialAspectsofCorporateGovernance – CadburyReport) (Великобритания)

 

«Руководство» (DSW Guidelines) (Германия)

Стандарты и международные документы в области внутреннего контроля

 

Документ (концепция) COSO «Управление рисками организаций. Интегрированная модель» (2004 г.)

 

Документ (концепция) COSO «Руководство по мониторингу системы внутреннего контроля» (2009)

 

Документ (концепция) COSO «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (2013 г.);

 

Международные основы профессиональной практики внутренних аудиторов, принятые международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита)

Федеральные законы Российской Федерации

 

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

 

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах

 

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Постановления Правительства Российской Федерации

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002
№ 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

Ведомственные акты

 

Кодекс корпоративного управления Российской Федерации (Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463)

 

Рекомендации Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»

 

Приказ Росимущества от 20.03.2014 № 86 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Комитетов по аудиту Совета директоров в акционерном обществе с участием Российской Федерации)

 

Приказ Росимущества от 04.07.2014 № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации;

 

Методические указания по подготовке Положения о системе управления рисками (Росимущество, 2015 г.)

 

Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-62/пз-н «О порядке допуска ценных бумаг к организованным торгам»

Локальные документы

 

Устав

 

Политика внутреннего контроля

 

Положение о ревизионной комиссии

 

Второй уровень представлен стандартами и международными документами в области внутреннего контроля. Основу методологии по организации, усовершенствованию системы внутреннего контроля организации определены системой документов изданных Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (COSO). Кроме изданных Комитетом Концептуальных основ внутреннего контроля были разработаны такие акты как Документ (концепция) COSO «Управление рисками организаций. Интегрированная модель» (2004 г.), Документ (концепция) COSO «Руководство по мониторингу системы внутреннего контроля» (2009), Документ (концепция) COSO «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (2013 г.). Формирование данной группы принципов и стандартов при организации, регулирования и оценки эффективности внутреннего контроля, связано с серией расследований в ряде крупных корпораций. При расследовании было выявлено, что результате умышленных действий руководства форми­ровалась «привлекательная» финансовая отчетность, подтверждаемая по сговору внешними аудиторами. В следствии пострадали инвесторы и акционеры, последствиями которых явилось: был утрачен контроль за деятельностью предприятия, инвесторы, инвесторами принимались на основе недостоверных сведений, на основе которых принимались неэффективные управленческие решения, произошло банкротство данных предприятий

Наряду с другими стандартами Coso в области внутреннего контроля, разработаны национальными институтами другие акты в сфере внутреннего контроля такие как:

  CoCo – модель канадского института профессиональных бухгалтеров;

  требования по внутреннему контролю отчета Turnbull для предприятий, чьи акции котируются на Лондонской бирже;

  рекомендации по внутреннему контролю Базельского комитета по банковскому надзору (регулируют внутренний контроль коммерческих банков).

Вместе с тем в настоящее время Стандарты COSO являются наиболее универсальными в применении.

Оценка организации и эффективности внутреннего контроля достигается проведением мероприятий внутреннего аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита обобщают практику проведение независимых внутренних проверок и консультаций по вопросам надежности и эффективности функциони­рования, внутреннего контроля, корпоративного управления, с целью обеспечения достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организации; эффективности и результативности деятельности организации. Данные стандарты обобщают мировую практику внутреннего аудита и приводят Международные профессио­нальные стандарты внутреннего аудита объем и содержание деятельности внутреннего аудита, закрепляется право доступа к первичной документации, сотрудникам и активам организации при выполнении соответствующих контрольных действий.

В плеяде федеральных законов посвященных регулированию внутреннему контролю организаций, как основополагающим стоит выделить Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Понятие внутреннего контроля в нормативном акте, регулирующим бухгалтерский учет впервые появилось в 2011 году.
В- первых, данный процесс внутреннего контроля закреплен в акте с запозданием, так как в практике многих крупных организаций он уже существовал. Во –вторых, в законе приведена только обязанность предприятий. В соответствии со ст. 85 закона, регулирующего деятельность акционерных обществ, для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия общества, которая является и органом внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью

Кодекс корпоративного поведения нужен не только инвесторам, но и всему бизнес сообществу, всем предпринимателям. Ведь принятие Кодекса означает повышение прозрачности бизнеса, а, следовательно, и повышение доверия со стороны наиболее крупных потенциальных партнеров, как российских, так и мировых. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.

В настоящее время, оценивая состояние организации внутреннего контроля предприятий энергетического комплекса можно констати­ровать, что его построение основано на системе нормативно правовых актов. Следует отметить, что на организацию внутреннего контроля и тем более внутреннего финансового контроля, существенно оказывает влияния следующие факторы:

  большинству предприятий энергетического комплекса присуща организационно правовая форма корпораций. Учитывая этот фактор при организации внутреннего финансового контроля пред­приятия должны учитывать требования накладываемые акционерным законодательством, а именно "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ и 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах",

  в структуре акционерных обществе предприятий энергетике присутствует доля государственного участия, что приводит к соблюдению требований регулятора при организации внутреннего контроля нормативных актов, таких как Приказ Росимущества от 26.08.2013 N 254, Приказ Росимущества от 07.10.2013 N 310,

  третьим фактором, обусловившим организацию внутреннего контроля является участие предприятий в деятельности на органи­зованном рынке ценных бумаг. Требования к организации внутреннего контроля участников рынка ценных бумаг закреплены в Приказе ФСФР России от 30.07.2013 № 13-62/пз-н.

Все внутренние нормативные документы, применяемые при организации внутреннего контроля на предприятиях энергетике условно можно разбить на следующие три группы:

  учредительные документы;

  документы наблюдательных и высших исполнительных органов управления организацией;

  прочие внутрифирменные документы нормативного харак­тера, регламентирующие правила и процедуры принятия управлен­ческих решений, совершения сделок и операций.

Предполагаем, что для эффективной организации системы внутреннего контроля на предприятиях энергетики необходим следующий пакет внутренних нормативных документов регулирующих деятельность предприятия:

  положение о системе внутреннего контроля предприятия;

  положение о службе внутреннего контроля предприятия;

  документы, обусловливающие процедуры принятия решений;

  документы, обусловливающие распределение функций и полномочий между подразделениями и работниками предприятия;

  документы, регулирующие функционирование отдела внутреннего контроля;

  положение о распределении доступа пользователей к осуществлению операций в программном обеспечении, также базам данных в компьютерных системах.

В настоящее время, оценивая состояние организации внутреннего контроля предприятий энергетического комплекса можно конста­тировать, что его построение основано на системе нормативно правовых актов. Следует отметить, что на организацию внутреннего контроля и тем более внутреннего финансового контроля, существенно оказывает влияния следующие факторы:

  большинству предприятий энергетического комплекса присуща организационно правовая форма корпораций. Учитывая этот фактор при организации внутреннего финансового контроля пред­приятия должны учитывать требования, накладываемые акционерным законодательством,

  в структуре акционерных обществе предприятий энергетике присутствует доля государственного участия, что приводит к соблюдению требований регулятора при организации внутреннего контроля нормативных актов, таких как Приказ Росимущества от 26.08.2013 N 254,

  третьим фактором, обусловившим организацию внутреннего контроля является участие предприятий в деятельности на органи­зованном рынке ценных бумаг. Требования к организации внутреннего контроля участников рынка ценных бумаг закреплены в Приказе ФСФР России от 30.07.2013 № 13-62/пз-н.

 

Список литературы:

1. Афанасьева Е.Г., Бакшинскас В.Ю., Губин Е.П. Корпоративное право.–М.: КНОРУС. –2015.

2. Жуков В.Н. Внутренний финансовый контроль в ракурсе управленческой парадигмы // Аудиторские ведомости. –2016.–№ 1.

3. Некрасов А.С. Внутренний контроль как основа системы финансового контроля // Финансовое право.– 2015. –№ 10.

4. Поленова С.Н. Система внутреннего контроля: теоретический аспект построения и функционирования // Аудитор. –2016. –№ 6.

5. Internal Control-Integrated Framework, Committee of Sponsoring Organizations of the Tradway Commission ( COSO), New York, AICPA, 1992.