СУЩНОСТЬ МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством

XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
СУЩНОСТЬ МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE ESSENCE OF MEDIA MANAGEMENT IN ECONOMIC ACTIVITIES
Valeria Gaidukova
Candidate of Economic Sciences, Mariupol State University named after A.I. Kuindzhi, Russia, Mariupol
Аннотация. В результате выделения медиа-производства в отдельный вид экономической деятельности появилось такое понятие, как медиаменеджмент. Сущность медиаменеджмента определена посредством системы, состоящей из четырех основных механизмов: организационно-административного, экономического, персонал-ориентированного и информационного. В результате проведенного исследования оказывается, что именно эти четыре механизма являются взаимообусловленными, необходимыми, а их применение достаточно для осуществления менеджмента на медиапредприятии.
Abstract. As a result of the separation of media production into a separate type of economic activity, media management appears. The essence of media management is defined through a system consisting of four main mechanisms: organizational and administrative, economic, personnel-oriented and informational. As a result of the conducted research, it turns out that these four mechanisms are interdependent, necessary, and their application is sufficient for the implementation of management at a media enterprise.
Ключевые слова: медиаменеджмент, механизмы менеджмента, медиапродукт, информация.
Keywords: media management, management mechanisms, media product, information.
В наше время медиапроизводство, имеющее свои собственные особенности, окончательно выделяется из существующих видов экономической деятельности. В литературе «медиа» понимают как средства осуществления коммуникации между разными группами, индивидуумами, а также донесение каких-либо содержательных результатов аудитории [1, с. 330]. К сфере медиа относят средства массовой информации, носителей информации, общественные коммуникационные системы. Медиапроизводство происходит на медиапредприятиях, требующих собственных приемов управления, учитывающих специфику данного производства, что приводит к появлению медиаменеджмента как ответа на потребность живой экономической практики.
Целью написания настоящей статьи является уточнение сущности медиаменеджмента с учетом актуальности проблемы и недостаточности ее освещения в научной литературе, особенно отечественной.
Менеджмент (от англ. to manage – управлять) – это совокупность принципов, форм, методов, мероприятий и средств управления производством, функционированием организации и персоналом с применением новейших достижений теории и практики. Определений понятия менеджмент много, это не единственное. Большинство из них называют менеджмент одновременно и наукой и искусством. Также есть такое понятие как управленческая культура, составляющими которой являются рациональный подход, знания, современные концепции, новейшие технологии [7].
Управление предусматривает достижение целей, задач как общества в целом, так и отдельного предприятия в частности с помощью определенных методов, действий, направленных на получение конечного результата. Для общества он заключается в количественном и качественном улучшении жизни его граждан, достижении устойчивого экономического роста, преодолении макроэкономической нестабильности. Для предприятия таким результатом является прибыль. Согласно этому задача управления на данном уровне – повышение эффективности деятельности предприятия.
Деятельность в медиасфере осуществляется организациями разных форм собственности. Медиасфера относится к функционированию любых предприятий, учитывая ее продукт – информацию.
При анализе менеджмента в сфере медиа следует принимать во внимание несколько важных моментов. Во-первых, учитывая большое разнообразие медиапредприятий, в медиасфере возможны варианты применения любых технологий менеджмента. Во-вторых, менеджмент на медиапредприятиях должен предусматривать конкуренцию и быть направленным на сотрудничество медиасферы с предприятиями других отраслей экономики. В-третьих, следует помнить о высоких требованиях к компетентности медиа-менеджеров и работников медиа-предприятий в целом [4, с. 6–7]. Рассмотрим каждый из перечисленных механизмов менеджмента и аспекты их применения на медиапредприятиях.
Первым мы назвали организационно административный механизм. Он представляет собой систему распределения полномочий (прав и обязанностей), которая фиксируется в документах медиапредприятия (уставе, положениях, должностных инструкциях), иногда понимается как аппарат управления. Воплощение рассматриваемого механизма на медиапредприятии проходит в два этапа. На первом этапе распределяются полномочия, а на втором – данные полномочия отражаются в документах предприятия. Следовательно, как результат реализации вышеописанного механизма каждому сотруднику известно, для кого он является подчиненным, для кого – руководителем, кто его контролирует и по каким вопросам и т.п. Безусловно, этот механизм чрезвычайно важен, но не достаточен для нормального функционирования медиапредприятия в частности.
Не менее важен экономический механизм как система ресурсного обеспечения хозяйственной деятельности медиапредприятия. Любой процесс производства предполагает сочетание его личного и вещественного факторов, без которого он невозможен вообще. Этот механизм предполагает поиск материальных, финансовых и человеческих ресурсов для обеспечения производственного процесса [5]. Рыночная ситуация требует постоянной экономической оценки целесообразности определенного медиапроизводства. Кроме того, вышеописанное предполагает и экономическое стимулирование работников в виде заработной платы, материального поощрения или наказания. Без учета рассматриваемого механизма нельзя рассчитывать на получение прибыли медиа-предприятием.
Медиапредприятие – это определенная группа людей, его сотрудников. Именно способность коллектива медиаспециалистов к труду, создание медиапродукта и является необходимым условием экономической эффективности деятельности медиапредприятия и достижения им своих целей. Поэтому возникает еще одно средство менеджмента – персонал-ориентированное, состоящее в мотивации к активной, новаторской деятельности работников предприятия, с постоянно растущим качеством труда. Безусловно, медиа-предприятие нуждается в перспективных, инициативных работниках, однако не только под конкретную уже существующую программу. Производство в сфере медиа предполагает поиск и предложение новых медийных проектов, в том числе со стороны наемных сотрудников, которые должны иметь значительный потенциал для их воплощения в жизнь. Следовательно, медиаменеджмент начинается не с финансовых или материальных ресурсов, не с создания структурами проектов, а наоборот, на медиапредприятии структуры создаются под проекты и программы [2]. Для того, чтобы медиапродукт был выработан, необходимо единство людей на основе общности интересов. Отсутствие такой общности – путь к поражению менеджмента вообще в медиаструктуре. Поэтому работа с персоналом должна выделяться как отдельный, относительно самостоятельный механизм медиа-менеджмента, эффективное действие которого очень важно для всего медиапредприятия. Следовательно, подобный механизм – это система мероприятий по поиску, подготовке и расстановке специалистов в медиа, а также формированию и развитию мотивации к инициативной, ответственной и эффективной работе на медиапредприятии [4, c. 5]. Мы рассмотрели три механизма медиаменеджмента, однако только в контексте применения данных средств недостаточно для нормального функционирования менеджмента на медиапредприятии. Отдельно следует выделить информационный механизм, задача которого интегрировать и приводить в действие всю систему медиаменеджмента. Менеджер постоянно принимает решения по разным вопросам, которые должны дополняться контролем за их выполнением. Решения часто связаны с определением целей, желаемого результата и путей их достижения (планированием).
Процессы принятия решений, планирования и контроля связаны с соответствующим документооборотом. Следовательно, информационный механизм предполагает следующее. Во-первых, появляется актуальная информация и ее документальное оформление. Во-вторых, эта информация распадается на запланированные показатели и фактически полученные результаты, последовательно перемещаясь посредством реализации всех трех механизмов медиаменеджмента.
Система четырех механизмов менеджмента: организационно-административного, экономического, персонал-ориентированного и информационного необходима и достаточна не только для менеджмента вообще, но и медиаменеджмента в частности.
Отсутствие или бездействие хотя бы одного из механизмов медиаменеджмента приводит к несостоятельности функционирования всего медиапредприятия в целом. Если нет распределения полномочий, то нет и четкой иерархической структуры организации, то есть сотрудники не знают свои профессиональные обязанности, меру и предмет своей ответственности. Если нет экономического механизма, то деятельность предприятия не может быть эффективной даже при наличии четкой иерархии, не учитывающей рыночную конъюнктуру. Если на медиапредприятии не работает профессиональный и мотивированный персонал, то любые ресурсы и попытки будут тщетны [2]. Если постоянно не принимаются решения, не составляются планы, не осуществляется контроль, не налажен документооборот, то не существует менеджмент на медиапредприятии вообще. Сущность медиаменеджмента как процесса по выработке и достижению целей медиапредприятия осуществляется с помощью его четырех механизмов: организационно-административного, экономического, персонал-ориентированного, информационного.
