Статья:

Перспективы развития пассажирского транспорта в городе Красноярске

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Политова А.А. Перспективы развития пассажирского транспорта в городе Красноярске / А.А. Политова, К.А. Нацаренус, К.А. Политов, Ю.А. Хегай // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 58-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы развития пассажирского транспорта в городе Красноярске

Политова Анна Александровна
студент, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск
Нацаренус Кристина Александровна
студент, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск
Политов Кирилл Андреевич
студент, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск
Хегай Юрий Александрович
канд. техн. наук, доцент кафедры «Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов», Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В статье выявлены проблемы, связанные с ежегодным ростом количества автомобилей в г. Красноярске: ухудшение экологии, рост ДТП, заторы. Для решения данных проблем предлагается развивать общественный пассажирский транспорт. Это приведет к увеличению спроса на услуги общественного транспорта, за счет отказа от частого пользования личным транспортом.

Ключевые слова: пассажирский общественный транспорт; транспортная система; проблема; альтернатива; развитие.

 

Пассажирский транспорт – один из важнейших элементов единой транспортной системы города, региона и страны. Он обеспечивает поездки населения, являясь составной частью городской инфраструктуры.

Цель транспортной системы города – удовлетворение потребностей населения в транспортных услугах.

Почти каждый второй житель г.Красноярска сталкивается со следующей ситуацией: он живет в одном месте, работает в другом, делает покупки и навещает родственников и друзей – в третьем и четвертом месте. Все это предполагает, что человек перемещается из одной точки города в другую.

Потребности в перемещениях населения г.Красноярска удовлетворяются с помощью различных транспортных систем и видов сообщения: пешеходного и велосипедного сообщений, автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев.

Практически во всех городах России доля автомобилей в общей структуре транспорта постоянно растет. По данным ГИБДД в г.Красноярске зарегистрировано около 500 тыс. автомобилей, находящихся в частной собственности. В среднем в городе на 1000 человек приходится около 500 автомобилей, тогда как в г.Москве на 1000 человек приходится 380 автомобилей, т.е. практически каждый второй человек в г.Красноярске имеет личный автомобиль [3].

Последствиями ежегодного роста количества автомобилей в г.Красноярске являются рост ДТП, ухудшение экологической обстановки, заторы на дорогах.

В г.Красноярске остро стоит проблема окружающей среды: автомобильные выхлопы по степени вреда, причиняемого окружающей среде, превышают промышленные выбросы. Они приводят к утомлению, низкой трудоспособности, раздражению, вызывают головную боль, влияют на генетический аппарат, вызывают бесплодие, нарушают естественный процесс выращивания зерновых культур, приводят к потерям урожая.

Многочасовые заторы транспорта в г.Красноярске – постоянное явление утром, днем и вечером, а все потому, что инфраструктура города не готова к такому количеству автомобилей. Средняя продолжительность поездки по городу не должна превышать 40 мин., потому что каждые лишние 10 мин. поездки снижают производительность труда на 4%, восстанавливаемость которой обеспечивается в течение 1-1,5 часа.

Кроме того, в городе существует проблема с парковочными местами, отсутствуют удобные транспортные развязки, приостановлено строительство метро, ремонтные работы дорог зачастую затягиваются на длительное время, превышая установленные сроки.

Человеку, живущему в таких условиях, необходимо задуматься о том, что будет дальше, если ничего не изменить. А может уже пора избавляться от автомобильной зависимости? Хотя понятно, что такой подход встретит противодействие со стороны тех людей, которые убеждены, что автомобиль – единственно подходящий для будущего вид транспорта.

Но можно начать с малого, оставить на семью один автомобиль (а не 2 или 3, как это сейчас распространено в семьях г.Красноярска), реже использовать личный транспорт, перейдя на использование общественного транспорта.

Для того, чтобы жители г.Красноярска пересели на общественный транспорт, необходимо заняться его развитием, предоставляя пассажирам комфортные и безопасные условия поездки, выгодные цены, минимальное время ожидания, удобство и многообразие маршрутов.

В рамках данных проблем можно предложить следующие направления развития и функционирования пассажирского автомобильного транспорта общего пользования:

- создание комфортных условий для пассажиров;

- введение обоснованной цены проезда;

- сокращение дублирующих маршрутов;

- обеспечение безопасных перевозок;

- снижение вредных выбросов в окружающую среду;

- развитие других видов общественного транспорта.

Создание комфортных условий для пассажиров на общественном транспорте является одной из ключевых тактик для роста их лояльности.

В данном случае можно предложить следующие варианты повышения комфорта для пассажиров:

- салоны транспортных средств должны соответствовать санитарным нормам;

- остановочные пункты и пересадочные узлы должны соответствовать техническим и санитарным нормам, такие объекты можно превратить в крытые или подземные транспортные терминалы с обслуживанием (пункты быстрого питания, книжные киоски, аптеки и др.), где летом работают кондиционеры, а зимой – отопление;

- остановочные пункты и салоны общественного транспорта должны быть оборудованы информационными табло и интерактивными информационными дисплеями, автоматами продажи и пополнения транспортных карт;

- контроль наполненности транспортных средств в часы-пик (отсутствие давок и невозможности удобного расположения пассажира в салоне);

- сокращение времени ожидания пассажиров на остановочных пунктах;

- пассажиру в удобном виде должна предоставляться информация о расписании, пробках, ДТП и ремонтных работах.

Современные средства телекоммуникаций позволяют это осуществлять. Так, например, «Красноярскгортранс» запустил функцию «Построй маршрут» на мобильной версии портала информирования пассажиров о движении общественного транспорта.

Данная функция позволяет пассажиру проложить маршрут следования от начального до конечного пункта, учитывая разные виды пассажирского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, электричка) и подскажет наиболее удобный маршрут и пункт пересадки. Через данную систему также можно  определить местонахождение автобуса или другого транспорта [7].

В г.Красноярске зачастую перевозчики стремятся до минимума сократить издержки и выручить максимальную прибыль в ущерб качеству перевозки, от которого страдают пассажиры.

Необходимо предложить пассажирам более выгодные условия и цены. Например, оплата проезда взимается за перемещение от пункта отправления до пункта назначения, вне зависимости от количества пересадок, или по времени пребывания пассажира в пути следования транспортного средства [6].

Это можно реализовать при оплате проезда с помощью уже имеющихся транспортных карт, только нужно лишь расширить ее возможности.

В настоящее время в г.Красноярске существует большое количество дублирующих друг друга маршрутов общественного транспорта с большой протяженностью. Для решения данной проблемы необходимо пересмотреть все маршруты, построить оптимальные, при которых можно будет избежать ситуации, когда через весь город проложено множество сквозных маршрутов, идущих через все возможные «закоулки» с одного конца города на другой.

Это позволит сократить количество автобусов задействованных для перевозки пассажиров по данным маршрутам и время перевозки пассажиров.

Обеспечение безопасности перевозок общественным транспортом и снижение аварийности на дорогах города можно осуществить за счет:

- своевременной замены физически и морально устаревших транспортных средств;

- контроля выполнения нормативных требований эксплуатации транспортных средств и транспортной инфраструктуры;

- применения современных технических средств контроля (видеонаблюдение, тревожные кнопки и др.) за скоростными режимами движения транспортных средств, за выполнением правил дорожного движения, за посадкой и высадкой пассажиров, за режимами труда и отдыха водителей, за чрезвычайными ситуациями, и т.д.;

- привлечения специалистов со средним или высоким уровнем профессиональной подготовки, имеющих базу технического обслуживания и ремонта транспортного средства, способных оказать первую медицинскую помощь пассажирам.

Исследования показывают, что при поездке на общественном транспорте в 10 раз меньше шансов попасть в ДТП, т.к. общественный транспорт более безопасное средство передвижения для пассажиров в рамках города.

Многие зарубежные фирмы уделяют большое внимание безопасности на транспорте, для этого они занимаются разработкой различных устройств. Например, устройство Alcolock-System позволяет определить в организме водителя наличие алкоголя более 0,2 промилле, и если эта величина больше указанной, то происходит блокировка тормозов, что исключает процесс движения транспортного средства. Или например, «умное стекло» - прозрачный дисплей, на который может быть выведена такая информация, как дорожная разметка, дорожные знаки или различные объекты, такие как пешеходы, которых в туман или дождь распознать на дороге бывает весьма проблематично.

Одним из главных вариантов решения данной проблемы является замена традиционных видов топлива (нефть) на альтернативные виды топлива (газ).

В настоящее время в России находится в процессе реализации государственная программа «Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения на 2015-2020гг». Использование природного газа в качестве топлива позволяет в 1,4-1,6 раза снизить себестоимость перевозок за счет меньшей цены газового топлива, позволяет снизить  выбросы токсичных веществ в окружающую среду (оксида углерода – в 2,5 раза, оксида азота – в 2 раза, углеводородов – в 3 раза, задымленности – в 9 раз) [1].

Однако, осуществление данной программы в Красноярском крае сдерживается под влиянием такого важного фактора, как недостаточность средств на реализацию планов по закупке газомоторной техники, развитию газозаправочной и сервисной инфраструктуры, модернизации производственно-технической базы автотранспортных предприятий, подготовке инженерно-технического персонала и водителей для обслуживания и эксплуатации техники, работающей на газомоторном топливе.

Снижение вредных выбросов в окружающую среду может быть также достигнуто за счет улучшения качества традиционных видов топлива, применения транспортных средств с гибридным приводом, что позволит снизить загрязняющие выбросы до 50%.

Очень вероятно, что в  скором будущем мы сможем использовать водородное топливо, объем загрязняющих выбросов которого равен нулю.

Более реальным решением является ограничение въезда на по главным улицам г.Красноярска автомобилей с низким экологическим классом.

В г.Красноярске постоянно идет обновление парка автобусов: старые автобусы с низким экологическим классом заменяют на машины ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Данная замена уже позволила снизить уровень выбросов загрязняющих веществ от общественного транспорта на 15% [2].

На данный момент в г.Красноярске идет внедрение маршрута «городская электричка», для чего планируется строительство новых платформ и транспортно-пересадочных узлов. Сейчас по городу курсируют 10 электропоездов.

Администрация города надеется, что нововведения позволят снизить цены на проезд и увеличить количество людей, регулярно пользующихся общественным транспортом.                                                                                       

На 2017 год запланировано обновление подвижного состава, т.е. приобретение 269 автобусов, 71 троллейбуса и 13 трамвайных вагонов. Данное обновление осуществляется в рамках подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады, которую Красноярск примет в 2019 году [4].

Недавно презентовали модернизированный трамвайный вагон с эргономичными сиденьями, Wi-Fi и климат-контролем. Модернизированный трамвай изменил как внешний дизайн, так и дизайн салона, и отвечает потребностям маломобильных групп населения.

Вагон оснащен эргономичными сидениями и светильниками со светодиодными лентами, энергосберегающей системой климат-контроля и дверями с электромеханическим приводом.

Трамвайный транспорт имеет ряд преимуществ: он обеспечивает обслуживание больших пассажирских потоков в городе, имеет лучшие показатели по характеристикам: стоимость – комфорт – безопасность – экологичность, что в настоящее время очень актуально для г.Красноярска [5].

Кроме представленных направлений еще можно предложить следующие мероприятия по увеличению спроса на услуги общественного транспорта:

- установление сбалансированного соотношения при конкуренции между общественным транспортом и личными автомобилями;

- контроль использования личного автотранспорта в городе;

- принятие мер по ограничению зон движения, по эксплуатации автомобилей с высокими уровнями выброса вредных веществ;

- использование возможностей для сокращения заторов в часы-пик: ввод гибких графиков начала рабочего и учебного дня, дифференцирование платы за проезд или стоянку автомобилей в зависимости от времени суток;

- стимулирование сотрудников крупных компаний для участия в создании «плана поездок» с целью минимизации использования личных автомобилей;

- принятие мер по вводу дорожных сборов, которые могут поступать от владельцев автомобилей, создающих пробки на дорогах, платы за проезд в определенные городские кварталы.

Пассажирский автомобильный транспорт общего пользования объединяет жителей города, тем самым обеспечивая лучшую социальную интеграцию всех членов общества, независимо от их доходов и места жительства, улучшает благосостояние города, стимулирует население к ведению более здорового образа жизни, дает возможность получения большего свободного времени, за счет снижения заторов на дорогах.

Таким образом, пассажирский общественный транспорт является прекрасной, адекватной альтернативой личному автомобилю. Город вздохнет свободно, если к пассажирам общественного транспорта прибавится хотя бы 15-20% от числа автовладельцев [6].

 

Список литературы:
1. Государственная программа РФ «Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения на 2015-2020гг.» // Сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/128447716/?*=4N%2B65EtvDG91QoORUsBco6Iyqf17InVybCI6Imh0dHBzOi8vd3d3Lm1pbnRyYW5zLnJ1L3VwbG9hZC9pYmxvY2svN2I3L2dwX2dhem9tb3Rvci5kb2MiLCJ0aXRsZSI6ImdwX2dhem9tb3Rvci5kb2MiLCJ1aWQiOiIxMjg0NDc3MTYiLCJ5dSI6IjkwOTUxODIxOTE0MjUyMDQ5NDIiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MDc1NDMyNzA0MTV9&lang=ru (дата обращения: 09.10.2017)
2. Григорьев А. В Красноярск прибыли новые автобусы // Сайт муниципальной газеты Красноярска «Городские новости». – 2017. – 14 июля [Электронный ресурс]. URL: http://www.gornovosti.ru/tema/traffic/belyy-tsvet-obnovlenia93736.htm (дата обращения: 09.10.2017)
3. Лобанова Ю. Город на колесах. В Красноярске зарегистрировано больше всего автомобилей на душу населения // Сетевое издание «Smart News». – 2017. – 21 мая [Электронный ресурс]. URL: http://smartnews.ru/regions/krasnoyarsk/17806.html (дата обращения: 09.10.2017)
4. Лунская Ю., Яблоков П. В Красноярске приняли новую программу развития общественного транспорта // Транспорт в России: ежедневное электронное издание. – 2015. – 11 ноября [Электронный ресурс]. URL: https://tr.ru/news/537-v-krasnoyarske-prinyali-novuyu-programmu-razvitiya-obshchestvennogo-transporta (дата обращения: 09.10.2017)
5. Соколова В.В., Терскова О.Е., Думлер Н.П. Перспективы развития трамвайного движения в городе Красноярске // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XLV студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». – 2017 – № 5(45) / [Электронный ресурс]. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf
6. Шаталов А. Идеальный общественный транспорт в Красноярске // Журнал «Красноярск Дейли». – 2012. – 2 октября [Электронный ресурс]. URL: http://krskdaily.ru/2012/10/architecture/public_transport (дата обращения: 09.10.2017)
7. Шистарев С. Пассажиры городского транспорта в Красноярске могут выбрать удобный маршрут // Аргументы и факты: электронная газета. – 2017. – 25 августа [Электронный ресурс]. URL:  http://www.krsk.aif.ru/society/passazhiry_gorodskogo_transporta_v_krasnoyarske_mogut_vybrat_udobnyy_marshrut (дата обращения: 09.10.2017)