Статья:

Выбор провайдера логистических услуг

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Логистика

Выходные данные
Смирнова А.В., Куприянов Д.И. Выбор провайдера логистических услуг // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Выбор провайдера логистических услуг

Смирнова Анна Владимировна
канд. экон. наук, доцент, Российского Университета Транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва
Куприянов Дмитрий Игоревич
студент Российского Университета Транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

Аннотация. Организация перевозочного процесса невозможна без наличия качественного провайдера логистических услуг. В статье рассмотрена авторская методика выбора провайдера логистических услуг на основе экспертных оценок и расчета индекса привлекательности.

 

Ключевые слова: показатель логистики; логистический провайдер; метод экспертных оценок; весовые коэффициенты; индекс привлекательности.

 

На мировом рынке логистических услуг в условиях жесткой конкуренции и постоянно растущих требованиях клиентов к качеству логистического обслуживания практика аутсорсинга, т.е. привлечения контрагентов для выполнения комплекса услуг активно развивается и приобретает все более весомое влияние на деятельность компаний (грузоотправителей и грузополучателей).

Объёмы логистической деятельности, отдаваемой компаниями на аутсорсинг, постоянно растут, тем самым, увеличивая долю логистических провайдеров, в том числе транспортных и экспедиторских компаний, в цепях добавленной ценности.

Передовые компании прилагают значительные усилия по повышению эффективности функционирования цепей поставок, ориентируясь на активное привлечение логистических провайдеров в транспортировке, глобализации размещения производственных и логистических мощностей при выстраивании эффективных бизнес-процессов.

При этом перед контрагентами цепей поставок встаёт очевидный вопрос о комплексности услуг и качестве логистического обслуживания, предлагаемого логистическими провайдерами, в частности и в области транспортировки грузов. От них требуется владение современными логистическими технологиями, а также привнесение своих ноу-хау при обслуживании клиентов в цепях поставок.

Сегодня в России налицо явная недооценка роли и возможностей логистики в формировании современного транспортного комплекса страны, что ощутили на себе авторы данной статьи, входящие в межведомственную  рабочую группу Минтранса России по корректировке и актуализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Недостаточно четкое понимание идеологии и базовых принципов логистики, основных проблем, связанных с формированием современной логистической инфраструктуры в РФ, приводят к возрастанию транспортной составляющей затрат в ВВП Российской Федерации, низкой эффективности обработки транзита по международным транспортным коридорам (МТК), проходящим через нашу страну и другим негативным последствиям.

Характерными чертами функционирования предприятий транспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства как формирование рынка логистических услуг, усиление конкуренции между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортировки со стороны потребителей.

При этом современную практику транспортировки с точки зрения логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: “нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами”.

Практически во всех странах значительная доля логистических затрат приходится на транспортную составляющую, поэтому оптимизации решений в транспортировке необходимо уделять повышенное внимание.

Успешность ведения бизнеса предполагает правильный выбор поставщика логистических услуг. В таких случаях необходима серьезная экспертиза предполагаемых провайдеров для выявления наилучшего, чтобы гарантировать качество получаемого логистического сервиса.

Среди критериев выбора провайдера логистических услуг можно выделить такие как: надежность доставки, стоимость, условия платежа, репутация провайдера, скорость доставки, длительность существования на рынке логистических услуг, финансовое состояние провайдера, возможность получения скидки, условия платежа, география перевозок, клиентский сервис, сохранность груза, своевременность доставки, наличие собственного транспортного парка, осуществление дополнительных услуг (упаковка, маркировка, складирование).

Условия задачи: требуется из трех провайдеров выбрать лучшего, используя следующие показатели:

W1 – сохранность

W2 – приспособленность транспорта к конкретному виду груза

W3 – своевременность доставки

W4 – стоимость доставки

W5 – репутация провайдера

Эксперты проранжировали показатели по важности.

Таблица 1.

Ранжирование показателей

Wj

W1

W2

W3

W4

W5

Rj

2

4

1

3

5

 

Воспользуемся экспоненциальной модификацией назначения весовых коэффициентов.

С = e (kkr), где:

С – весовой коэффициент показателя;

R – ранг показателя;

K – параметр (постоянный коэффициент уравнения);

Известно, что наиболее важному показателю принято назначать весовой коэффициент равный 1.

Зададимся значением наименее важного показателя равный d = 0,1. Из этих двух условий мы определим значение остальных весовых коэффициентов.

0,1 = e (k–k5)

Ln (0,1) = Ln (e (k–5k))

–2,3 = (k–5k)Lne

–2,3 = k (1–5)

–2,3 = 4k

K = 0,575, откуда:

С1= e (0,575 – 0,575*2) = e (– 0,575) = 0,56 и т.д.

Таблица 2.

Значение весовых коэффициентов Сj

Wj

W1

W2

W3

W4

W5

 

Сj

0,56

0,18

1

0,32

0,1

Σ=2,16

 

Нормируем значения весовых коэффициентов путем деления каждого показателя С на сумму показателей ΣС (2,16).

Таблица 3.

Нормированнное значение весовых коэффициентов С*

Wj

W1

W2

W3

W4

W5

 

С*

0,26

0,083

0,46

0,148

0,05

Σ=1

 

Произведем ранжирование провайдеров по каждому показателю. Искусственно зададим исходные данные.

Таблица 4.

Ранжирование провайдеров по каждому показателю

 

W1

W2

W3

 

W4

W5

Провайдер 1

1

3

3

 

3

2

Провайдер 2

2

2

2

 

1

3

Провайдер 3

3

1

1

 

2

1

 

Рассчитаем весовые коэффициенты показателей по формуле:

K = 3 (так как три провайдера).

Таблица 5.

Весовые коэффициенты C

 

W1

W2

W3

W4

W5

Провайдер 1

1

0,33

0,33

0,33

0,67

Провайдер 2

0,67

0,67

0,67

1

0,33

Провайдер 3

0,33

1

1

0,67

1

 

Нормируем весовые коэффициенты провайдеров по каждому показателю. Для этого необходимо значения предыдущей таблицы поделить на 2.

Таблица 6.

Нормированные значения весовых коэффициентов С

 

W1

W2

W3

W4

W5

Провайдер 1

0,5

0,17

0,17

0,17

0,33

Провайдер 2

0,33

0,33

0,33

0,5

0,17

Провайдер 3

0,17

0,5

0,5

0,33

0,5

 

Рассчитываем индекс привлекательности для каждого провайдера

Iпр1 = 0,26*0,5+0,17*0,08+0,17*0,46+0,17*0,15+0,33*0,05 = 0,4123

Iпр2 = 0,3475

Iпр3 = 0,2402

Провайдер, индекс привлекательности которого является наибольшим, является наилучшим из трех. Таким образом, наилучшим из трех является первый провайдер, индекс привлекательности которого равен 0,4123.

 

Список литературы:
1. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика. Учебник / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2017. - 922 c
2. Гаджинский, А. М. Логистика. Учебник / А.М. Гаджинский. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 432 c.
3. Логистика: интегрированная цепь поставок / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дэйвид Дж. Клосс. – Москва: Олимп-Бизнес, 2017. – 635 с.