Статья:

Финансовая безопасность Пермского края: анализ доходов и расходов бюджета

Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая безопасность

Выходные данные
Беглярова Д.Ю. Финансовая безопасность Пермского края: анализ доходов и расходов бюджета // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. — № 7(40). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 26-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансовая безопасность Пермского края: анализ доходов и расходов бюджета

Беглярова Диана Юрьевна
студент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

FINANCIAL SECURITY OF THE PERM REGION: ANALYSIS OF BUDGET REVENUES AND EXPENDITURES

 

Diana Beglyarova

Student, Perm State University, Russia, Perm

 

Аннотация. В статье анализируется бюджет Пермского края на 2019-2021 гг., динамика финансовых показателей и их тенденции. Также характеризуется понятие финансовой безопасности как составляющей экономической безопасности. Формируются выводы о состоянии бюджета Пермского края на текущий период.

Abstract. The article analyzes the budget of the Perm Territory for 2019-2021, the dynamics of financial indicators and their trends. The concept of financial security as a component of economic security is also characterized. The conclusions about the state of the budget of the Perm region for the current period are being formed.

 

Ключевые слова: бюджет Пермского края; доходы и расходы бюджета; финансовая безопасность.

Keywords: budget of the Perm region; budget revenues and expenses; financial security.

 

Финансовая безопасность - это часть экономической безопасности, качественная характеристика финансовой системы (положения) субъекта, отражающая его способность реагировать на воздействия  с помощью  реализации комплекса мер по защите  финансовых  интересов, что в свою очередь способствует обеспечению экономических интересов субъекта. Регулирование финансовых отношений обеспечивает финансовую безопасность - систему с определенной структурой и механизмом отношений между ее элементами на основе принципа целевого использования финансовых ресурсов и обеспечения определённых условий для роста прибыльности и эффективности.

Управление финансовыми ресурсами является основой финансовой стратегии региона, которая реализуется не только с помощью планирования и распределения бюджета субъекта, но и посредством совершенствования структуры и деятельности самих субъектов управления.

Решение проблемы сбалансированности бюджетов является актуальной задачей на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Конкретными инструментами управления финансовой безопасностью субъекта выступают − финансовое планирование, прогнозирование и финансовое регулирование. В данной статье рассмотрим основные характеристики бюджета Пермского края, анализ главных составляющих  доходной и расходной  его частей.

Согласно Закону Пермского края от 28.11.2019 № 476-ПК "О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"  в плановый период принято направить 43,6 млрд. рублей на реализации в Пермском крае национальных проектов, из них более 8 млрд. рублей — средства самого региона. Объем доходов бюджета на 2020 год составит 153 млрд. рублей, а расходов — 163,5 млрд. рублей. [1]

Рассмотрим структуру доходов в бюджет Пермского края (таблица 1).

Таблица 1.

Структура доходов в бюджет Пермского края

 

2018

2019

2020

Всего доходов

112365,2

116439,5

119997,3

Всего налоговых и неналоговых доходов

100922,4

107663,5

111180,3

Всего безвозмездных поступлений

11442,8

8776

8817

Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме бюджета

89,8

92,5

92,7

Доля налога на прибыль

41,4

39,7

39,2

Доля НДФЛ

30,1

29,8

30,6

Доля акцизов

7,6

7,7

7,7

Доля на налог на совокупный доход

5,3

5,2

5,2

Доля налога на имущество организаций

13,1

15,3

15,1

Доля налога на добычу полезных ископаемых

0,38

0,36

0,36

Доля от доходов за использование гос. имущества

0,022

0,02

0,02

Доля прочих доходов

2,1

1,9

1,9

Доля безвозмездных поступлений

10,2

7,5

7,3

Доля дотаций

42,2

55,1

0

Доля субсидий

7,3

9,5

0

Доля субвенций

42,8

55,9

55,6

Всего налоговых доходов

68789,2

105552

109081

Всего неналоговых доходов

2129,2

2111,3

2098,9

Соотношение налоговых и неналоговых доходов

32,3

49,99

51,97

 

Налоговые и неналоговые доходы - основной источник дохода в бюджет Пермского края. Стоит отметить положительную динамику налоговых доходов в отчетном периоде, темп прироста составляет 158,6 %, однако уменьшается доля безвозмездных поступлений, что говорит об увеличении нагрузки на бюджет самого Пермского края.

Налоговая политика региона предполагает повышение эффективности системы налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, но всегда ли данная мера эффективна? Обратимся к налогу на прибыль, поскольку он является бюджетообразующим и наиболее важным источником формирования доходной базы бюджета Пермского края – промышленно развитого региона (рисунок 1)

 

Рисунок 1.Динамика доли налога на прибыль

 

Оборот крупных и средних организаций по состоянию на январь-февраль 2020 года составляет 202948,8 млн. рублей, что в процентном соотношении выражается в приросте данного показателя на 11,4% [2]. Статистика показывает возможность существования угрозы ухода предприятий в теневой сектор - предприятия получат доходы, не уплачивая налог. Главной задачей реформирования данного налога является расширение налогооблагаемой базы за счет легализации значительной части доходов предпринимателей теневого сектора экономики, привлеченных низкими ставками налога на прибыль. В качестве основных резервов увеличения доходной базы можно выделить: повышение инвестиционной привлекательности региона, улучшение делового климата; оптимизация процесса налогового контроля и обоснованность налоговых льгот по данному виду налога с учетом их эффективности [3,с.48].

Говоря о безвозмездных поступлениях, стоит охарактеризовать увеличение дотаций и субсидий как положительную тенденцию. Дотации имеют нецелевой характер и направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, что в свою очередь определяет эффективность экономической системы страны, способствует ее целостности и устойчивости. Субсидии же имеют целевой характер и предоставляются на развитие региона.

Рост субвенций в динамике на 12,9% по сравнению с 2018 годом свидетельствует об угрозе дополнительной нагрузки на бюджет Пермского края, потере эффективности государственного управления (рисунок 2).

 

Рисунок 2.Динамика доли субвенций в бюджете Пермского края

 

Тенденция к увеличению субвенций говорит о снижении качества управления государства и делегировании федеральных полномочий на бюджет региона, что в значительной мере увеличивает его нагрузку.

Бюджет Пермского края подразумевает использование программно-целевого метода, который позволяет не только качественно, но и количественно оценить результативность расходов бюджета. Отдельно хотелось бы отметить значимость нацпроектов - более гибких управленческих инструментов для поддержки приоритетных сфер региона и страны в целом. Финансирование нацпроектов способствует повышению национальной безопасности  Пермского края, влияет на экономическую среду в целом.

В Пермском крае наблюдается тенденция к сокращению финансирования национальной безопасности и правоохранительной деятельности, так в 2019 году расходы составили 1537805,2 млн. рублей, а в 2020 году 1253113,1 млн. рублей, что меньше на 0,21% по отношению к предшествующему году [1]. Отрицательная динамика указывает на риск развития теневой экономики, что угрожает стабильному экономическому климату региона, создает угрозу экономической безопасности.

 

Рисунок 3. Снижение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, угроза состояния экономической безопасности, риск развития теневой экономики

 

Однако стоит отметить, что в Пермском крае в 2020 году  предусмотрен рост финансирования нацпроектов, ключевыми из которых являются: «Демография», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Здравоохранение», «Образование», в общей сложности расходы составят — 13,5 млрд. рублей.

Таким образом, важным остается то, что структура расходов бюджета Пермского края на 2020-2022 годы по-прежнему сохранит социальную направленность. В частности, среди основных приоритетов обозначено сохранение мер социальной поддержки и фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, реализация программ в рамках национальных проектов, а также строительство важнейших инфраструктурных объектов в крае и поддержка муниципалитетов. Анализ доходных  и расходных частей бюджета Пермского края показал, что для достижения сбалансированности бюджета необходима оптимизации доходов и расходов.

 

Список литературы:
1. Закон  Пермского края от 28.11.2019 № 476-ПК "О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"  
2. Статистические данные Федеральной налоговой службы государственной статистики: https://www.nalog.ru/rn59/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
3. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Кадиева Р.А. Налоговый потенциал региона: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2011. № 4