Проектирование логистических бизнес-процессов в цепочках поставок
Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Логистика
XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Проектирование логистических бизнес-процессов в цепочках поставок
Designing logistics business processes in supply chains
Aleksei Ovchinnikov
candidate of economic sciences, associate professor Russian University of Transport, Russia, Moscow
Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей и преимуществ проектирования логистических бизнес-процессов в цепочках поставок. В процессе исследования обозначены ключевые принципы и задачи проектирования. Отдельное внимание уделено возникающим проблемам и трудностям.
Abstract. The article is devoted to revealing features and advantages of designing logistics business processes in supply chains. The research also identifies the key principles and tasks of design, giving special attention to emerging problems and difficulties.
Keywords: business process; logistics; design; supply.
Ключевые слова: бизнес-процесс; логистика; проектирование; поставка.
Глобализация мировой экономики, которая характеризуется резким усилением конкуренции, быстрым старением уникальных продуктов и технологий, оказывает все большее влияние на функционирование современных предприятий [1]. Эти тенденции заставляют их осуществлять перестройку своей деятельности, интенсивно развиваться и внедрять новые технологии и концепции организации производственного цикла и цепочек поставок.
В результате на сегодняшний день в условиях широкого распространения инновационной и сетевой производственно-логистических концепций формирование цепочек поставок предприятиями осуществляется в соответствии с требованиями интегральной парадигмы логистики, которая пришла в XXI веке на смену технологической и маркетинговой парадигмам [2]. В тоже время интернационализация закупок, резкий рост количества поставщиков и их пространственное размещение, выдвигают новые требования к организации логистических бизнес-процессов в цепочках поставок. Именно проектирование логистических бизнес-процессов в цепочках поставок, нацеленное на развитие их эмерджентных свойств, требует разработки новых инновационных бизнес-моделей, в которых соотношение материальных, информационных и финансовых потоков будет отличаться от традиционных, что способно обеспечить развитие цепочек поставок на долгосрочной основе.
С учетом вышеизложенного, актуальность темы исследования, посвященная выявлению особенностей и процедур проектирования логистических бизнес-процессов в цепочках поставок, путем формирования нового организационного уклада на предприятии, направленного на достижение высокой производительности, эффективности и результативности, а также перестройки цепочек поставок не вызывает сомнений.
Проблематика формирования и управления цепочками поставок отражена в трудах зарубежных и отечественных ученых, таких как: Доналд Дж. Бауэрсокс, Дж. Сток, Д. Ламберт, А. В. Горбенко, А. Б. Горный, Дейвид Дж. Клос, Е. В. Крикавский, В. И. Сергеева, Л. Б. Миротина, и др.
Однако, в большинстве своем эти работы описывают лишь некоторые функциональные области управления цепочками поставок, такие, как управление запасами или закупками, не рассматривая при этом управление цепочками поставок в целостном комплексе бизнес-процессов предприятия, как новое направление с собственными методами и моделями поддержки принятия управленческих решений.
Таким образом, цель статьи можно определить следующим образом – исследовать особенности и преимущества проектирования логистических бизнес-процессов в цепочках поставок, а также обозначить его ключевые принципы и задачи.
Управление бизнес-процессами предприятия в целом предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, в частности посредством проектирования [3]. Проектирование процесса концентрирует внимание и усилия на усовершенствовании процесса.
В свою очередь проектирование логистических бизнес-процессов в цепочках поставок применяют к тем процессам, которые действуют в данный момент времени, но требуют коррекции в связи с изменившимися требованиями и потребностями клиента или потребителя. Итак, под проектированием логистических бизнес-процессов предлагаем понимать совокупность методов и средств управления логистическими процессами, которые предназначены для кардинального улучшения основных показателей логистической деятельности предприятия за счет интеграции и координации процессов принятия решений и связанных с ними сфер сотрудничества по всей цепочке поставок.
Таким образом, с одной стороны, проектирование логистических бизнес-процессов в цепочках поставок, согласуется с идеей «расширенного предприятия», границы которого меняются, а партнеры рассматриваются как элементы организации. А с другой - требует тесного сотрудничества между всеми участниками цепочки, которое обуславливает необходимость внедрения в процессе логистического управления совместного планирования, организации и контроля отдельных аспектов в сфере исследования и разработки продукта; производства и маркетинга; доведения продукта соответствующего качества за приемлемую цену до клиента и т.д. Благодаря партнерству в цепочке поставок можно достичь существенного снижения запасов в дистрибьюторских центрах (до 40%), улучшить использование транспортных мощностей (до 20%), уменьшить сроки выполнения заказа клиентов (до 50%) [4].
Одновременно следует отметить, что однозначные решения в различных сферах сотрудничества при проектировании логистических бизнес-процессов не всегда являются возможными из-за размытых границ между логистикой, маркетингом и управлением производством, поскольку полномочия и обязанности работников в рамках цепочки поставок отличаются.
С учетом вышеизложенного, по мнению автора, при проектировании логистических бизнес-процессов в цепочках поставок необходимо руководствоваться следующими принципами:
· ориентация на процессы и их упрощение. При этом внимание необходимо уделять всей цепочке поставок, а не ее отдельным частям. Целесообразно отказаться от функциональной структуры в пользу структуры, ориентированной на процессы;
· обязательная ориентация на клиента, то есть реализация процесса должна осуществляться в соответствии с запросами потребителя;
· внедрение общих для участников цепочки поставок информационных систем, поскольку для проектирования важно использовать современные информационные технологии, которые позволяют реализовывать совершенно новые решения. Например, обработку информации следует рассматривать как важную составляющую логистических процессов, а не как отдельную функцию, поскольку информация должна постоянно сопровождать выполнение логистических операций;
· радикальная перестройка процессов предусматривает создание новых рабочих практик, например, ориентация работников на выполнение ключевых задач бизнес-процесса, замещение традиционных функциональных единиц группами, которые будут ответственны за реализацию процесса. Решения должны приниматься там, где реализуется процесс, и теми, кто его выполняет;
· делегирование и привлечение сотрудников к процессу управления с помощью соответствующих систем стимулирования и поощрения к участию в реализации задач;
· работник вовсе не должен быть экспертом, чтобы внести свой вклад в проектирование цепочки поставок. Более того, позиция аутсайдера, не связанного бременем накопленного опыта, во многом помогает выдвигать свежие идеи.
На основе проведенных исследований можно выделить следующие цели проектирования логистических бизнес-процессов:
1. Поиск резервов, которые найдут отражение в бережливости, эффективности и ликвидации расточительности, примером такого решения является отсрочка выполнения заказов для минимизации запасов готовой продукции.
2. Выявление и реализация новых возможностей, в частности, апробация и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, электронных сервисов и инструментов обмена данными и т.д.
3. Развитие и расширение партнерства среди участников логистической цепочки поставок, формирование общих схем сотрудничества, что позволит уменьшить сроки заказа, интенсифицировать использование логистической инфраструктуры, снизить уровень запасов и замороженного капитала.
4. Формирование новых бизнес-моделей и новых бизнес-процессов. Примером может быть продажа товаров и услуг через Интернет.
Подводя итоги, можно отметить следующее. Проектирование логистических бизнес-процессов в цепочках поставок целесообразно использовать для перестройки существующих практики и алгоритмов поставок с целью получения новых эмерджентных свойств всей логистической системы. Проектирование позволит: снизить себестоимость продукции за счет эффективного управления; минимизировать время реакции предприятия, с целью обеспечения быстрой обработки заказов клиентов и своевременного реагирования на новые запросы рынка; унифицировать операции делового цикла; эффективно использовать как сложные системы класса MRP/ERP, так и простые системы автоматизации управления предприятием и т.д.