Статья:

ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Ивашкевич К.А. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XCIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(94). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Ивашкевич Ксения Александровна
аспирант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В развитии системы здравоохранения организации коммерческой медицины играют определенную роль. Кроме того, платные медицинские услуги предоставляются большинством учреждений системы государственного и муниципального здравоохранения. В статье рассмотрены тенденции изменения доли доходов от оказания коммерческих медицинских услуг Краснодарского края к общему объему финансирования системы здравоохранения региона в 2016–2024 гг. Автором предложены основные направления совершенствования государственного регулирования предоставления услуг коммерческой медицины в социально-экономической системе Краснодарского края.

 

Ключевые слова: медицинские услуги, система здравоохранения, платные медицинские услуги, качество медицинских услуг, государственное регулирование здравоохранения, Краснодарский край.

 

Обеспечение высокого качества предоставления медицинских услуг является одной из основных задач развития отечественной системы здравоохранения. Необходимость комплексного решения указанной задачи предусматривается, в частности, Федеральным Законом №323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” [6]. В Краснодарском крае широкий спектр вопросов повышения качества медицинского обслуживания населения предусмотрен положениями региональной программы развития системы здравоохранения [2].

В повышении качества предоставления услуг системы здравоохранения определенную роль играет коммерческая (возмездная для конечных потребителей) медицина. Последняя в экономике России функционирует в двух основных формах: в виде негосударственных организаций системы здравоохранения и в виде платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями рассматриваемой автором статьи отрасли социальной сферы.

Сфера коммерческой медицины социально-экономической системы Краснодарского края является достаточно диверсифицированной. Она включает в себя как многопрофильные негосударственные лечебно-диагностические центры, так и широкую сеть частных узкоспециализированных клиник. Например, на начало 2025 года в регионе функционирует свыше трехсот негосударственных клинико-диагностических лабораторий.

Как показано на рисунке 1, в 2016–2024 гг. отношение доходов от оказания коммерческих медицинских услуг Краснодарского края к общему объему финансового обеспечения системы здравоохранения рассматриваемого региона Российской Федерации увеличилось достаточно существенно – на 5,4 процентных пунктов. При этом, наиболее интенсивный рост рассматриваемого показателя имел место в 2020–2021 гг., под влиянием наиболее острого этапа пандемийного кризиса.

 

Рисунок 1. Отношение доходов от оказания коммерческих медицинских услуг Краснодарского края к общему объему финансирования системы здравоохранения региона [6, с. 321]

 

Следует отметить, что развитие сферы коммерческой медицины в экономике Российской Федерации характеризуется наличием ряда значимых проблем. По мнению С.С. Колесниковой, основной проблемой развития данного сектора национальной системы здравоохранения является недостаточно оперативный и эффективный государственный контроль за процессом предоставления платных медицинских услуг [3, с. 117]. Г.Э. Улумбекова и В.А. Медик указывают на недостаточный уровень транспарентности, информационной прозрачности тарифов на услуги ряда организаций сферы коммерческого медицинского обслуживания населения [4, с. 229]. По мнению И.В. Венгоровой, значимой проблемой в рассматриваемой автором статьи области является недостаточно слаженное взаимодействие, не вполне эффективная маршрутизация пациентов между организациями коммерческой медицины и учреждениями бюджетной системы здравоохранения [1, с. 120].

По мнению автора данного исследования, наиболее актуальными являются следующие направления совершенствования как коммерческой медицины, так и смежных отраслей экономики, непосредственно влияющих на качество медицинского обслуживания населения в Краснодарском крае:

1. Принятие новой комплексной программы развития системы здравоохранения в Краснодарском крае (например, до 2035 года). Такого рода программа должна включать в себя раздел, посвященный сектору коммерческой медицины, обеспечению высокого качества услуг в его рамках, доступности данного вида медицинского обслуживания для максимально широких слоев населения экономики региона. В идеале, подобная долгосрочная программа должна быть принята посредством широкого обсуждения с привлечением институтов гражданского общества, функционирующих в Краснодарском крае (Общественная палата региона, СМИ, парламентские слушания, подключение медицинских организаций различного профиля, отделов здравоохранения субъектов местного самоуправления краевой экономики и др.).

2. Повышение эффективности государственного контроля за развитием системы коммерческого здравоохранения в рамках социально-экономической системы Краснодарского края. Основными направлениями совершенствования контрольной функции в сфере оказания медицинских услуг на возмездной основе могут быть:

- обеспечение оперативности реагирования со стороны регионального отделения Росздравнадзора, иных государственных и муниципальных органов на жалобы населения в части нарушения прав на предоставление качественных медицинских услуг, в т.ч. в сфере коммерческого здравоохранения региона;

- минимизация существующей в настоящее время практики составления так называемых “отписок” со стороны органов государственной власти, в том числе в части реагирования на жалобы и обращения населения по вопросам качества предоставления медицинских услуг на возмездной основе;

- расширение функций Общественной палаты Краснодарского края в части контроля за региональным сектором коммерческой медицины.

3. Обеспечение недопущения практики навязывания пациентам платных медицинских услуг в учреждениях бюджетного здравоохранения Краснодарского края. Ужесточение дисциплинарной ответственности руководства медицинских организаций региона за выявленные факты навязывания гражданам такого рода услуг.

4. Введение на 2026–2028 гг. предельных (максимальных) темпов роста тарифов на коммерческие медицинские услуги бюджетных учреждений здравоохранения Краснодарского края не выше официального темпа инфляции в экономике региона за прошедший год. Данное мероприятие будет способствовать обеспечению хотя бы относительной доступности коммерческих медицинских услуг для жителей края с относительно низкими доходами.

5. Недопущение картельных (олигопольных) сговоров на рынке коммерческих медицинских услуг Краснодарского края. Соответственно, в указанной области целесообразно совершенствование механизмов деятельности УФАС по Краснодарскому краю.

6. Ужесточение ответственности за размещение заведомо недостоверных (фейковых) отзывов в виртуальном информационном пространстве (сайты медицинских учреждений, специализированные порталы, на которых размещаются отзывы потребителей о качестве различных видов услуг, группы в социальных сетях, мессенджеры и др.). Соответствующие поправки, на наш взгляд, целесообразно внести в АПК РФ и УК РФ. Подобная законотворческая деятельность находится в компетенции федеральных органов власти, к которым органы представительной или исполнительной власти Краснодарского края могут выйти с соответствующей законотворческой инициативой.

 

Список литературы:
1. Венгерова И.В. Комплексность как важнейшая характеристика медицинской услуги // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – №7. – С.119–124.
2. Государственная программа Краснодарского края “Развитие здравоохранения”: утверждена Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 (с изм. и доп. 6.12.2024). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minzdrav.krasnodar.ru/documents/npa/normativnye-dokumenty-v-sfere-zdravookhraneniya/154305(дата обращения: 10.03.2025).
3. Колесникова С.С. Экономика здравоохранения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2023. – 312 с.
4. Общественное здоровье и здравоохранение / под ред. Г.Э. Улумбекова, В.А. Медик. – М.: ГЕОТАР-МЕДИА, 2022. – 1144 с.
5. Регионы России: статистический ежегодник. – М.: Изд-во Федеральные службы государственной статистики, 2025. – 526 с. 
6. Федеральный Закон от 21.11.2011 №323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп. от 21.11.2024) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 12.04.2025).