Статья:

Роль органов местного самоуправления в формировании и реализации жилищной политики

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Луганская Д.А., Чипирова А.В., Чиркунова Е.К. Роль органов местного самоуправления в формировании и реализации жилищной политики // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 34-38.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль органов местного самоуправления в формировании и реализации жилищной политики

Луганская Дарья Андреевна
студент, Самарский Государственный Экономический Университет, РФ, г. Самара
Чипирова Анастасия Валериевна
студент, Самарский Государственный Экономический Университет, РФ, г. Самара
Чиркунова Екатерина Константиновна
доцент, Самарский Государственный Экономический Университет, РФ, г. Самара

 

THE ROLE OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF HOUSING POLICY

 

Darya Luganskaya

Student, Samara State University of Economics, Russia, Samara

Anastasia Chipirova

Student, Samara State University of Economics, Russia, Samara

Ekaterina Chirkunova

Assistant professor, Samara State University of Economics, Russia, Samara

 

Аннотация. Данная работа направлена на определение роли и значимости муниципалитетов в процессе реализации их полномочий. Важнейшей отправной точной является то, что местным властям отводится ключевая роль в обеспечении социальных прав и гарантий жилищных прав граждан. Основные показатели качества проживания обеспечиваются системой жилищно-коммунального обслуживания. Органы местного самоуправления наделяются широким кругом полномочий для того, чтобы успешно реализовывать жилищную политику.

Abstract. This work is aimed at determining the role and importance of municipalities in the implementation of their powers. The most important starting point is that local authorities have a key role to play in ensuring social rights and guaranteeing the housing rights of citizens. The main indicators of the quality of living are provided by the system of housing and communal services. Local governments are given a wide range of powers in order to successfully implement housing policy.

 

Ключевые слова: органы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, местная власть, жилищное законодательство, жилищные правоотношения.

Keywords: local self-government, authority of local self-government, local government, housing legislation, housing legal relations.

 

На сегодняшний день ЖКХ является одной из важнейших и наиболее проблемных сфер деятельности органов местного самоуправления. Население оценивает эффективность осуществления местной власти именно по качеству предоставленных услуг в сфере ЖКХ. Соответственно данной сфере следует особое внимание.

Осуществление местного самоуправления предполагает возможность местного сообщества определять основные параметры жизни населения. Граждане узнают о границах ответственности и особенностях работы местных властей только через непосредственное участие в муниципальном управлении. Управление муниципалитетом перестает ассоциироваться с «черным ящиком» — неясным и поэтому чуждым понятием. Участие населения в осуществлении местного самоуправления снижает напряжение в обществе, создавая условия для плодотворного сотрудничества.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ЖКХ относится к сфере деятельности местного самоуправления, т.е. создание условий для обеспечения жизнедеятельности граждан муниципального образования. Данным вопросом в соответствии с законодательством непосредственно занимается население самостоятельно и/или местные органы власти.

В России полномочия органов местного самоуправления законодательно регламентированы на трех уровнях: федеральном, региональном и местном; однако определенные принципы для осуществления всех полномочий не содержатся ни в одном законодательном акте. Местные органы власти в рамках своей деятельности осуществляют правотворческую деятельность, которая заключается в выработке основополагающих идей, руководящих начал для создания юридических норм. В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ под государственной жилищной политикой понимается государственное регулирование деятельности государственных и муниципальных органов с использованием нормативно-правового регулирования, бюджетных и налоговых механизмов на всю совокупность жилищных отношений, в том числе финансирование и строительство жилья, его содержание, управление, владение, распоряжение и использование [1]. Государственная жилищная политика — это комплекс регулярно принимаемых решений и мероприятий, целью которых является удовлетворение потребностей населения в жилье, а реализация данной государственной жилищной политики и приведение разработанных мероприятий в жизнь является первоочередной задачей муниципалитета.

Роль местных органов власти в осуществлении государственной жилищной политики чрезвычайно значима, а для успешного ее осуществления необходимо развитое и проработанное правовое регулирование. Развитие законодательства обусловлено реализацией приоритетных национальных проектов. Однако необходимо отметить существование противоречий муниципальных правовых актов федеральному законодательству, что впоследствии ведет к затормаживанию и невозможности реализации комплекса мероприятий государственной жилищной политики на местах. Для того, чтобы разрешить данное противоречие и возникшие проблемы, необходимо выработать сложные, комплексные, системные решения, которые обеспечат кардинальное совершенствование качества жизни населения и повысят эффективность проводимой государством жилищной политики.

Особое внимание следует уделить законодательным аспектам, так Конституцией РФ (статья 72) и Жилищным кодексом РФ (статья 5) закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако п. 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления лишь наделяются полномочиями, установленными федеральными законами, а также законами субъектов РФ с передачей необходимых средств для их реализации, и не могут самостоятельно регулировать жилищные правоотношения.

В статье 1 Жилищного кодекса РФ закреплено такое условие, как необходимость обеспечения условий эффективной реализации жилищных прав граждан, как со стороны органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. В статье 2 ЖК РФ размещен перечень полномочий, таких как: содействие развитию рынка недвижимости в сфере ЖКХ, использование бюджетных средств для улучшения условий жизни, стимулирование жилищного строительства, обеспечение прав и законных интересов граждан, обеспечение доступа инвалидам в многоквартирные дома и и многие другие [3].

В Российской Федерации органы местного самоуправления занимают значимую позицию в реализации социальных прав, а также гарантируют их выполнение, что обусловлено необходимостью владеть особым спектром властных полномочий. На сегодняшний день в нашей стране обострилась ситуация в жилищно-коммунальной сфере, в связи с чем можно выделить ряд неразрешенных проблем: ненадлежащее качество предоставляемых услуг, недобросовестность управляющих компаний и жильцов, непрозрачность тарифных ставок, отсутствие перспектив обеспечения нуждающихся социальным жильем [4]. Перечисленные проблемы невозможно решить без совершенствования законодательства, ужесточения мер контроля за соблюдением установленных норм, усиления ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления.

Органы местного самоуправления являются наиболее приближенной к проблемам населения структурой, именно поэтому облегчаются процессы выявления недостатков в сфере ЖКХ, эффективного оказания помощи в жилищных вопросах, выработки предложений по совершенствованию законодательства и жилищной политики и донесение их до вышестоящих уровней власти [5].

Статья 20 ЖК РФ помимо государственного жилищного надзора закрепляет муниципальный жилищный контроль, подразумевающий под собой проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения требований, установленных для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В целях повышения эффективности и результативности деятельности органов власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также обеспечения оптимального выполнения гарантированных гражданам прав необходимо организовать более совершенную и отлаженную работу по выполнению региональных и муниципальных программ, а также планов действий, учитывая экономические, географические, национальные и другие особенности территорий.

 

Список литературы:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 40. Ст. 3822. 
2. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14. 
3. Колоколова Е. О., Котляров С. Б. Полномочия органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 6–9. 
4. Минеева И. Н., Панфилов М. А. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Пробелы в российском законодательстве. 20014. № 1. С. 271–274. 
5. Чичеров Е. А., Котляров С. Б. Участие населения в правотворчестве органов местного самоуправления // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2013. С. 152–157.