Статья:

Бенчмаркинг как метод повышения безопасности полетов

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Дамбиев Т.Б. Бенчмаркинг как метод повышения безопасности полетов // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 83-88.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Бенчмаркинг как метод повышения безопасности полетов

Дамбиев Тимур Баторович
студент Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация: Обеспечение безопасности полетов во многом достигается требованиями к пилотам. В статье сравниваются и анализируются требования к пилотам-любителям России и США.

 

Ключевые слова: Сертификация, безопасность, авиакатастрофа, требования, нормативные акты, стандарты.

 

Согласно статистике на период 2015–2017г в России зафиксировано 6 авиакатастроф с летальным исходом, в США эта цифра составляет 15. Стоит отметить, что соотношение жертв на количество авиакатастроф в РФ значительно выше, несмотря на то, что авиакатастроф в США больше (хотя если учесть разницу в пассажирообороте, которое больше в 7 раз, то соотношение будет в пользу Америки). Разница в следующем, то, что РФ в авиакатастрофах гораздо чаще фигурируют авиалайнеры, которые вмещают в себя большое количество людей. В США последний случай крупной авиакатастрофы был зафиксирован в 2009 году в Буффало, погибло 49 человек. В России на период 2015–2017 года зафиксировано 2 крупные авиакатастрофы: первая в 2016 году после взлета из Адлера, погибших 92 человека, вторая в 2016 году при заходе на посадку в Ростове-на-Дону, погибших 62 человека.

Во многом достаточно хорошие показатели США зависят от современной, качественной техники, но это не является ключевым фактором. На рисунке 1 приведены причины авиакастроф, где основной являеться человеческий фактор – 68% из которых 47% это ошибки пилота.

 

Рисунок 1. Причины авиакатастроф

 

В 2014–2015 годах проходила независимая проверка Международной гражданской авиации (ИКАО), которая осуществлялась по направлениям:

·     основное авиационное законодательство и нормативные акты;

·     организация гражданской авиации;

·     выдача свидетельств авиационному персоналу и подготовка кадров;

·     сертификация и надзор в сфере эксплуатации воздушных судов;

·     летная годность воздушных судов;

·     расследование авиационных происшествий и инцидентов;

·     аэронавигационное обслуживание, аэродромы.

По окончанию поверки РФ имела приемлемый уровень государственненной систем контроля над обеспечением безопасности полетов, незначительно превышая показатели в среднем по миру. Одним из наивысших уровней безопасности полетов имеет США (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Результаты проверки ИКАО

 

По результатам проверки ИКАО видно, что слабым местом РФ в обеспечении безопасности полетов является выдача свидетельств авиационному персоналу и подготовка кадров. Возможно это и являеться ключвым фактором авиакатастроф.

Для решения проблемы предлагаю сравнить и проанализировать требования к пилотам-любителям, взятых из нормативных документов России и США, которые во многом гармонизированы с приложением 1 международной конвенции ИКАО.

Таблица 1.

Требования к пилотам-любителям

 

США больше требований по налету часов и их качеству уделяют на самом раннем этапе становления пилота-любителя: На 10 налетанных часов больше с инструктором:

·     Выше требования к ночному налету;

·     На 2 часа больше налета по приборам;

·     Самостоятельный маршрутный налет имеет больше остановок;

·     Дополнительно есть маршрутный налет с инструктором и практическая подготовка перед экзаменом.

Становление пилота на раннем этапе является важным и трудоемким процессом, необходимо подобрать должное количество налетанных часов и грамотно их составить. И согласно статистике авиакатастроф и результатам проверок ИКАО (рисунок 2) выдача свидетельств авиационному персоналу и подготовка кадров США значительно лучше Российских.

Разработка плана действий:

1. Сбор и анализ данных авиапроисшествий;

2. Выявить статистику, по какой причине произошло авиапроисшествие (техника, недостаточная квалифицированность пилота…);

3. Найти слабые места в Российских стандартах гражданской авиации;

4. Постепенное перенимание стандартов США, применяя на экспериментальных группах;

5. Гармонизация требований.

В заключении хотелось сказать, что, на мой взгляд, необходимо приближаться к стандартам безопасности лучших стран, какими и являются современные США.

 

Список литературы:
1. Кодекс Федеральных правил США 14 – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.ecfr.gov/cgi-bin/text.
2. Конвенция о международной гражданской авиации «Выдача свидетельств авиационному персоналу» от 17.11.2011 (ред. от 13.11.2014).
3. Результаты проверки ИКАО – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.icao.int/safety/pages/usoap-results.aspx.
4. Сайт международной сети безопасности – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://aviation-safety.net/database/country/.
5. Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»: приказ Минтранса России от 12.09.2008 № 147 (ред. от 10.02.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 48. 2008.