Бенчмаркинг как метод повышения безопасности полетов
Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Технические науки
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Бенчмаркинг как метод повышения безопасности полетов
Аннотация: Обеспечение безопасности полетов во многом достигается требованиями к пилотам. В статье сравниваются и анализируются требования к пилотам-любителям России и США.
Ключевые слова: Сертификация, безопасность, авиакатастрофа, требования, нормативные акты, стандарты.
Согласно статистике на период 2015–2017г в России зафиксировано 6 авиакатастроф с летальным исходом, в США эта цифра составляет 15. Стоит отметить, что соотношение жертв на количество авиакатастроф в РФ значительно выше, несмотря на то, что авиакатастроф в США больше (хотя если учесть разницу в пассажирообороте, которое больше в 7 раз, то соотношение будет в пользу Америки). Разница в следующем, то, что РФ в авиакатастрофах гораздо чаще фигурируют авиалайнеры, которые вмещают в себя большое количество людей. В США последний случай крупной авиакатастрофы был зафиксирован в 2009 году в Буффало, погибло 49 человек. В России на период 2015–2017 года зафиксировано 2 крупные авиакатастрофы: первая в 2016 году после взлета из Адлера, погибших 92 человека, вторая в 2016 году при заходе на посадку в Ростове-на-Дону, погибших 62 человека.
Во многом достаточно хорошие показатели США зависят от современной, качественной техники, но это не является ключевым фактором. На рисунке 1 приведены причины авиакастроф, где основной являеться человеческий фактор – 68% из которых 47% это ошибки пилота.
Рисунок 1. Причины авиакатастроф
В 2014–2015 годах проходила независимая проверка Международной гражданской авиации (ИКАО), которая осуществлялась по направлениям:
· основное авиационное законодательство и нормативные акты;
· организация гражданской авиации;
· выдача свидетельств авиационному персоналу и подготовка кадров;
· сертификация и надзор в сфере эксплуатации воздушных судов;
· летная годность воздушных судов;
· расследование авиационных происшествий и инцидентов;
· аэронавигационное обслуживание, аэродромы.
По окончанию поверки РФ имела приемлемый уровень государственненной систем контроля над обеспечением безопасности полетов, незначительно превышая показатели в среднем по миру. Одним из наивысших уровней безопасности полетов имеет США (Рисунок 2).
Рисунок 2. Результаты проверки ИКАО
По результатам проверки ИКАО видно, что слабым местом РФ в обеспечении безопасности полетов является выдача свидетельств авиационному персоналу и подготовка кадров. Возможно это и являеться ключвым фактором авиакатастроф.
Для решения проблемы предлагаю сравнить и проанализировать требования к пилотам-любителям, взятых из нормативных документов России и США, которые во многом гармонизированы с приложением 1 международной конвенции ИКАО.
Таблица 1.
Требования к пилотам-любителям
США больше требований по налету часов и их качеству уделяют на самом раннем этапе становления пилота-любителя: На 10 налетанных часов больше с инструктором:
· Выше требования к ночному налету;
· На 2 часа больше налета по приборам;
· Самостоятельный маршрутный налет имеет больше остановок;
· Дополнительно есть маршрутный налет с инструктором и практическая подготовка перед экзаменом.
Становление пилота на раннем этапе является важным и трудоемким процессом, необходимо подобрать должное количество налетанных часов и грамотно их составить. И согласно статистике авиакатастроф и результатам проверок ИКАО (рисунок 2) выдача свидетельств авиационному персоналу и подготовка кадров США значительно лучше Российских.
Разработка плана действий:
1. Сбор и анализ данных авиапроисшествий;
2. Выявить статистику, по какой причине произошло авиапроисшествие (техника, недостаточная квалифицированность пилота…);
3. Найти слабые места в Российских стандартах гражданской авиации;
4. Постепенное перенимание стандартов США, применяя на экспериментальных группах;
5. Гармонизация требований.
В заключении хотелось сказать, что, на мой взгляд, необходимо приближаться к стандартам безопасности лучших стран, какими и являются современные США.