Анализ современного состояния инфраструктуры воздушного транспорта Российской Федерации
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Транспорт
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Анализ современного состояния инфраструктуры воздушного транспорта Российской Федерации
Analysis of the current state of the Russian Air Transport Infrastructure
Natalia Trifonova
undergraduate, Far Eastern State University, Russia, Khabarovsk
Аннотация. Работа посвящена сравнительному анализу показателей развития инфраструктуры воздушного транспорта Российской Федерации в сравнении с некоторыми странами СНГ и Запада. В результате исследования было выявлено, что Российская Федерация находится примерно на одном уровне со странами СНГ и сильно отстаёт от стран Запада. Для приближения отечественной инфраструктуры воздушного транспорта к мировым стандартам, необходимы: модернизация и укрупнение аэропортов, строительство и реконструкция ВПП и аэропортов местного назначения.
Abstract. The work is devoted to a comparative analysis of the development of the air transport infrastructure of the Russian Federation in comparison with some CIS countries and the West. The study revealed that the Russian Federation is roughly on the same level as the CIS countries and lags far behind the Western countries. In order to bring the domestic air transport infrastructure closer to world standards, it is necessary: modernization and consolidation of airports, construction and reconstruction of the runway and local airports.
Ключевые слова: инфраструктура; воздушный транспорт; транспортная стратегия; аэропорт; показатели развития; индекс развития.
Keywords: infrastructure; air transport; transport strategy; airport;, development indicators; development index.
Воздушный транспорт занимает лидирующие позиции по отношению к другим видам транспорта для пассажирских перевозок, как в Российской Федерации (далее – РФ), так и за рубежом.
Важным элементом в организации авиаперевозок является транспортная инфраструктура аэропортов, которая обеспечивает безопасность полетов, комфортные условия для пассажиров, грузовладельцев и персонала. В связи с этим на современном этапе российское правительство уделяет большое внимание реконструкции крупнейших аэропортов страны.
Согласно докладу о реализации транспортной стратегии РФ за 2018 год были окончены реконструкции аэропортовых комплексов «Баратаевка» (г. Ульяновск) и «Кызыл» (г. Кызыл), а также аэропортов «Тикси» и «Саккырыр» (Республика Саха (Якутия)). В то же время более 80% работ по реконструкции аэропортовых комплексов окончены в Волгограде и Саранске. На Дальнем Востоке начались реконструкции аэропорта «Экимчан» (Амурская область), аэродромного комплекса «Сокол» (г. Магадан), также строительство аэропорта «Оссора» (Камчатский край) было произведено на 35%.
Несмотря на обновление части инфраструктуры воздушного транспорта, существующей инфраструктуры не хватает для качественного обслуживания пассажиров, а авиационная подвижность населения с каждым годом возрастает. Для сравнения, в 2018 году подвижность возросла на 6,97% по сравнению с предыдущим годом.
В последние несколько лет были проведены некоторые исследования в данной области. Как заметили в своём исследовании М. Скоробогатова и И. Кузьмина-Мерлино, на сегодняшний день необходимо разработать методологию измерения эффективности функционирования транспортной инфраструктуры [3, с. 5].
К литературе по данной теме также относится статья С.В. Горбенкова «Оценка развития транспортной инфраструктуры города». Данная работа представляет подробный отчет о системе критериев оценки и взаимосвязи ряда показателей развития транспортной инфраструктуры. В критерии вошли экономические, технические, социальные и природно-экологические показатели, что, по мнению автора, позволит осуществлять анализ положения транспортной инфраструктуры. Предложенная система критериев оценки может стать основой для определения интегрального показателя развития транспортной инфраструктуры [1, с. 5].
Целью работы является проведение сравнительного анализа состояния авиатранспортной инфраструктуры РФ, стран СНГ и зарубежных стран, занимающих лидирующие позиции в области авиации.
Для оценки транспортного комплекса используется Глобальный индекс конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) (Рисунок). Максимальный индекс качества инфраструктуры воздушного транспорта равен 7, измеряется он как экстенсивность и состояние аэропортов: 1 – крайне бедный – среди худших в мире; 7 – чрезвычайно хороший – среди лучших в мире [4, с. 5].
Рисунок. Индекс качества инфраструктуры воздушного транспорта
США, Германия и Франция входят в лидирующие страны мира по показателям развития. Однако во Франции и Германии с 2012-2013 годов наблюдается тенденция ухудшения показателей, сохраняющаяся и в наши дни, в то время как в США в эти годы (2012-2013) наблюдался рост, а с 2014 года состояние показателей оставалось достаточно стабильным. РФ сильно отстаёт от данных стран, к тому же индекс качества инфраструктуры воздушного транспорта на протяжении десятилетий практически не изменялся, оставаясь на среднем уровне (4,1).
Рассматривая инфраструктуру воздушного транспорта стран СНГ, можно отметить, что РФ опережает страны СНГ в 2-3 раза по количеству действующих авиакомпаний и международных аэропортов и в десятки раз – по объему перевезённых грузов и количеству перевезённых пассажиров.
Анализ состояния авиатранспортной инфраструктуры западных стран показал значительное отставание России в сравнении с Германией, Францией и США, занимающих лидирующие позиции в мировом пространстве по развитию авиационной инфраструктуры.
Выполненный анализ текущего состояния и развития инфраструктуры воздушного транспорта приводит к следующему результату: РФ сильно отстаёт от лидеров в авиационной отрасли, объемы деятельности отличаются от ведущих международных перевозчиков в десятки раз. В то же время РФ находится практически на одном уровне со странами СНГ, немного опережая их.
На сегодняшний день объемные и качественные характеристики транспортной отрасли, в особенности инфраструктуры, не позволяют эффективно разрешать проблемы растущей экономики. Транспортные коммуникации РФ в целом коррелируют с внутренними и внешними транспортно-экономическими связями страны. Однако из-за недостаточного развития транспортной системы страны появились ограничения экономического роста.
Для поднятия уровня российских аэропортов до международных необходима модернизация инфраструктуры и создание новых аэропортов и хабов. Географическое положение России таково, что потоки из Европы в Азию и обратно, проходят через нее [2]. Рост деловой активности в России, дальнейшая интеграция в международную систему политических, торговых и социальных отношений способствуют увеличению пассажиропотока в Европу и страны АТР.
Исследование может иметь некоторую теоретическую и практическую ценность. С одной стороны она может расширить теоретические сведения об инфраструктуре воздушного транспорта. С другой стороны, описанная система может послужить основой для дальнейших исследований.